Характеристика основных групп методов сбора информации
Классификация по форме взаимодействия с изучаемым объектом
- Опрос - анкетирование, интервьюирование и их разновидности.
- Изучение документов (наиболее известен из этой группы контент-анализ).
- Наблюдение.
- Эксперимент.
Различия (ограничения):
- Диапазон тематики исследования
- Степень надёжности
- Сложность организации
- Этическая чувствительность
Возможности:
- методы опроса наиболее пригодны для сбора информации о мнениях, представлениях, взглядах, оценках и т.п. фактах, относящихся к субъективному миру человека.
- внешние действия, поведение людей более целесообразно изучать с помощью наблюдения;
- различные варианты реакций, поступков, действий можно проверить с помощью экспериментов.
- фактические данные, разного рода показатели, справочные сведения — из документов.
- С помощью контент-анализа можно получить картину отношений, предпочтений, мнений и т.д. , но отражённую в документах.
13.Инструментарий эмпирического исследования
Кодификатор - инструмент для сбора информации, в котором содержатся все категории, интересующие исследователя, а также признаки этих категорий с соответствующими кодами.
Категории – это аспекты анализа (вопросы).
Признаки – это варианты проявления категорий (ответы).
Особые коды - 0 – нет признака
9 – не определяется признак
99 – пропуск категории
Последовательность категорий –
от общего к частному
Технология кодировки:
одна единица анализа - одна строка.
Минимальная норма кодировки:
Каждый должен прокодировать от 30 единиц анализа
интерпретированные понятия,
пояснения,
графические схемы.
Виды опросов
По способу взаимодействия с респондентом
- анкетирование (заочный),
- интервьюирование (очный).
У них практически совпадают:
• правила постановки вопросов,
• правила налаживания контактов с опрашиваемым,
• способы контроля и фиксирования информации.
Разновидности интервью
По степени формализации
• Строго регламентированные (стандартизированные),
• Свободные,
• Комбинированные (сочетающие два первых вида).
По месту контакта с интервьюируемыми
• По месту жительства,
• По месту работы,
• Уличные.
По способу контакта
• Личное,
• Телефонное.
Специфика уличных интервью
• Особые требования к пунктам и времени опроса (качество выборки).
• Особые правила для вопросника (понятность, краткость, быстрота и лёгкость заполнения).
• Особые качества интервьюеров (контактность, убедительность, быстрота реакции, располагающая внешность).
Особенности телефонных опросов
• Преимущества – экономичность и оперативность.
• Генеральная совокупность не охватывает все слои населения.
• Не на все вопросы можно получить ответ.
• Специфические требования к формулировкам вопросов и к качествам интервьюеров.
15. Вопросник
(текст интервью или анкета)
Должен обладать:
• Обоснованностью,
• Устойчивостью,
• Объективностью,
• Нейтральностью,
• Доступностью,
• Однозначностью,
• Разрешающим потенциалом.
• Обоснованность – это обеспечение получения именно той информации, которая нужна исследователю.
• Устойчивость – это получение тех же данных при повторном исследовании по аналогичным параметрам (сведение к минимуму влияния условий сбора информации).
• Объективность – это свойство адекватно отражать изучаемую реальность.
• Нейтральность – отсутствие влияния исследователей на характер ответов.
• Доступность – точное понимание всех вопросов всеми респондентами.
• Однозначность – возможность единственной трактовки.
• Разрешающий потенциал – способность улавливать оттенки оценок и мнений.
На какие вопросы должен ответить сам исследователь?
- Почему этот вопрос включён в вопросник?
- Почему он сформулирован именно так?
- Почему вопрос поставлен на данное место?
Требования к формулировке вопросов
Они должны быть:
ü Соотнесены с темой, целью, задачами и т.д.
ü Доступны и однозначно понимаемы.
ü Нейтральны.
ü Деликатны.
ü Оптимальны по размеру.
ü Логичны (отвечать требованиям формальной логики).
Особенности оформления анкеты
В начале:
• обращение,
• разъяснение целей опроса и способов использования полученной информации,
• уверение в анонимности анкеты,
• информация о том, как заполнять и как возвращать организаторам.
В конце:
• благодарность за проделанную работу.
Классификация анкет
по способу доставки
- Раздаточные (по месту жительства, работы, учёбы).
Его плюсы:
• контролируется структура выборки,
• высокий уровень возврата (до 100%),
• хорошая скорость сбора данных,
• гибкость (возможность давать пояснения).
- Почтовые (по месту жительства).
Его плюсы:
• контролируется структура выборки,
• экономичность.
Его минусы:
• невысокий уровень возврата,
• низкая скорость сбора данных.
3. Прессовые (опубликованные в СМИ).
Его плюсы:
• экономичность.
Его минусы:
• не контролируется структура выборки,
• низкий уровень возврата,
• невысокая скорость сбора данных (исключение – анкеты в интернете).
16. По характеру запрашиваемой информации выделяются
• вопросы о фактах,
• вопросы о знаниях,
вопросы о мотивах, оценках, мнениях и т.п
Вопросы, обладающие особыми функциями
Ø Психологическими (подготовка к ответу на более сложный вопрос, снятие напряжения);
Ø Методическими (контроль за качеством информации):
- отсеивающие вопросы-фильтры (степень компетентности опрашиваемого);
- контрольные вопросы (степень достоверности ответов).
По структуре вопросы разделяются на:
• открытые (без подсказок исследователей),
• закрытые (с перечнем ответов-закрытий);
• полузакрытые (после ответов-закрытий предлагается добавить свой вариант).
Важно!
Определяя порядок расположения закрытий, необходимо учитывать тяготение опрашиваемых к началу списка, к оценкам нейтральным или положительным.
Формы вопросов:
• Прямая и проективная.
• Личная и безличная.
• Утвердительная и отрицательная.
Последовательность вопросов – от лёгкого к сложному, от нейтрального к острому (правило воронки).
Завершает вопросник паспортичка(объективка).
17. По способу контакта
• Личное,
• Телефонное.
Специфика уличных интервью
• Особые требования к пунктам и времени опроса (качество выборки).
• Особые правила для вопросника (понятность, краткость, быстрота и лёгкость заполнения).
• Особые качества интервьюеров (контактность, убедительность, быстрота реакции, располагающая внешность).
Особенности телефонных опросов
• Преимущества – экономичность и оперативность.
• Генеральная совокупность не охватывает все слои населения.
• Не на все вопросы можно получить ответ.
• Специфические требования к формулировкам вопросов и к качествам интервьюеров.
18. Прессовые (опубликованные в СМИ).
Его плюсы:
• экономичность.
Его минусы:
• не контролируется структура выборки,
• низкий уровень возврата,
• невысокая скорость сбора данных (исключение – анкеты в интернете).
19.Контент-анализ(анализ документов). Понятие документа(текста) в социологии. Особенности процедуры техники
Определения контент-анализа. Термином «анализ содержания» (контент-анализ) обозначается методика выявления частоты появления в тексте определённых, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата.
Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путём подсчёта признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений.
Контент-анализ – это исследовательская техника для объективного, системного и количественного описания явного содержания коммуникации, которое соответствует целям её исследователя
Под документом в социологии подразумевается предмет, в (на) котором тем или иным способом зафиксирована информация, предназначенная для передачи и /или хранения.
Методы анализа документов подразделяются на
- Традиционные (качественные), применяемые к единичным документам;
- Формализованные (качественно-количественные или количественные), применяемые к документам массовым и однородным.
Квантификация (от лат. Quantum - сколько) – установление количественных признаков (измерение). Т.е. с помощью контент-анализа мы переводим вербальную информацию в более объективную – числовую.
Исследователь может ответить на вопросы:
• что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой);
• что из этого важно для коммуникатора (в каком контексте подаётся и в каком порядке важности);
• что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подаётся, с какой точки зрения, какими аргументами снабжается);
• что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует).
• Единица анализа – это то «пространство» текста, в рамках которого будут отыскиваться интересующие нас признаки.
• Носителем нужной информации и, соответственно, единицей анализа может быть и материал в целом , и абзац, и слово.
• В рамках одного исследования могут быть разные единицы анализа.
• она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
• она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
• она должна легко идентифицироваться;
• число единиц должно быть достаточно велико, чтобы из них можно было сделать выборку.
Единицы счёта
- Как правило, это объёмные показатели: число строчек текста, кв. сантиметры площади (иллюстрации), минуты звучания(вещание).
- Фиксируется и сам факт появления каждого из признаков – частотность.
20. Особенности выборки
контент-анализа СМИ
При систематической вероятностной выборке необходимо учитывать цикличность выхода СМИ.
При конструировании искусственной недели применяется простая вероятностная выборка по каждому дню недели.
Объём выборки зависит от длительности наблюдаемого периода: чем короче период, тем «гуще» должен быть отбор.