Характеристика основных групп методов сбора информации

Классификация по форме взаимодействия с изучаемым объектом

  • Опрос - анкетирование, интервьюирование и их разновидности.
  • Изучение документов (наиболее известен из этой группы контент-анализ).
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Различия (ограничения):

  • Диапазон тематики исследования
  • Степень надёжности
  • Сложность организации
  • Этическая чувствительность

Возможности:

  • методы опроса наиболее пригодны для сбора информации о мнениях, представлениях, взглядах, оценках и т.п. фактах, относящихся к субъективному миру человека.
  • внешние действия, поведение людей более целесообразно изучать с помощью наблюдения;
  • различные варианты реакций, поступков, действий можно проверить с помощью экспериментов.
  • фактические данные, разного рода показатели, справочные сведения — из документов.
  • С помощью контент-анализа можно получить картину отношений, предпочтений, мнений и т.д. , но отражённую в документах.

13.Инструментарий эмпирического исследования

Кодификатор - инструмент для сбора информации, в котором содержатся все категории, интересующие исследователя, а также признаки этих категорий с соответствующими кодами.

Категории – это аспекты анализа (вопросы).

Признаки – это варианты проявления категорий (ответы).

Особые коды - 0 – нет признака

9 – не определяется признак

99 – пропуск категории

Последовательность категорий –

от общего к частному

Технология кодировки:

одна единица анализа - одна строка.

Минимальная норма кодировки:

Каждый должен прокодировать от 30 единиц анализа

интерпретированные понятия,

пояснения,

графические схемы.

Виды опросов

По способу взаимодействия с респондентом

  1. анкетирование (заочный),
  2. интервьюирование (очный).

У них практически совпадают:

• правила постановки вопросов,

• правила налаживания контактов с опрашиваемым,

• способы контроля и фиксирования информации.

Разновидности интервью

По степени формализации

• Строго регламентированные (стандартизированные),

• Свободные,

• Комбинированные (сочетающие два первых вида).

По месту контакта с интервьюируемыми

• По месту жительства,

• По месту работы,

• Уличные.

По способу контакта

• Личное,

• Телефонное.

Специфика уличных интервью

• Особые требования к пунктам и времени опроса (качество выборки).

• Особые правила для вопросника (понятность, краткость, быстрота и лёгкость заполнения).

• Особые качества интервьюеров (контактность, убедительность, быстрота реакции, располагающая внешность).

Особенности телефонных опросов

• Преимущества – экономичность и оперативность.

• Генеральная совокупность не охватывает все слои населения.

• Не на все вопросы можно получить ответ.

• Специфические требования к формулировкам вопросов и к качествам интервьюеров.

15. Вопросник
(текст интервью или анкета)

Должен обладать:

• Обоснованностью,

• Устойчивостью,

• Объективностью,

• Нейтральностью,

• Доступностью,

• Однозначностью,

• Разрешающим потенциалом.

• Обоснованность – это обеспечение получения именно той информации, которая нужна исследователю.

• Устойчивость – это получение тех же данных при повторном исследовании по аналогичным параметрам (сведение к минимуму влияния условий сбора информации).

• Объективность – это свойство адекватно отражать изучаемую реальность.

• Нейтральность – отсутствие влияния исследователей на характер ответов.

• Доступность – точное понимание всех вопросов всеми респондентами.

• Однозначность – возможность единственной трактовки.

• Разрешающий потенциал – способность улавливать оттенки оценок и мнений.

На какие вопросы должен ответить сам исследователь?

  1. Почему этот вопрос включён в вопросник?
  2. Почему он сформулирован именно так?
  3. Почему вопрос поставлен на данное место?

Требования к формулировке вопросов

Они должны быть:

ü Соотнесены с темой, целью, задачами и т.д.

ü Доступны и однозначно понимаемы.

ü Нейтральны.

ü Деликатны.

ü Оптимальны по размеру.

ü Логичны (отвечать требованиям формальной логики).

Особенности оформления анкеты

В начале:

• обращение,

• разъяснение целей опроса и способов использования полученной информации,

• уверение в анонимности анкеты,

• информация о том, как заполнять и как возвращать организаторам.

В конце:

• благодарность за проделанную работу.

Классификация анкет
по способу доставки

  1. Раздаточные (по месту жительства, работы, учёбы).

Его плюсы:

• контролируется структура выборки,

• высокий уровень возврата (до 100%),

• хорошая скорость сбора данных,

• гибкость (возможность давать пояснения).

  1. Почтовые (по месту жительства).

Его плюсы:

• контролируется структура выборки,

• экономичность.

Его минусы:

• невысокий уровень возврата,

• низкая скорость сбора данных.

3. Прессовые (опубликованные в СМИ).

Его плюсы:

• экономичность.

Его минусы:

• не контролируется структура выборки,

• низкий уровень возврата,

• невысокая скорость сбора данных (исключение – анкеты в интернете).

16. По характеру запрашиваемой информации выделяются

• вопросы о фактах,

• вопросы о знаниях,

вопросы о мотивах, оценках, мнениях и т.п

Вопросы, обладающие особыми функциями

Ø Психологическими (подготовка к ответу на более сложный вопрос, снятие напряжения);

Ø Методическими (контроль за качеством информации):

- отсеивающие вопросы-фильтры (степень компетентности опрашиваемого);

- контрольные вопросы (степень достоверности ответов).

По структуре вопросы разделяются на:

• открытые (без подсказок исследователей),

• закрытые (с перечнем ответов-закрытий);

• полузакрытые (после ответов-закрытий предлагается добавить свой вариант).

Важно!

Определяя порядок расположения закрытий, необходимо учитывать тяготение опрашиваемых к началу списка, к оценкам нейтральным или положительным.

Формы вопросов:

• Прямая и проективная.

• Личная и безличная.

• Утвердительная и отрицательная.

Последовательность вопросов – от лёгкого к сложному, от нейтрального к острому (правило воронки).

Завершает вопросник паспортичка(объективка).

17. По способу контакта

• Личное,

• Телефонное.

Специфика уличных интервью

• Особые требования к пунктам и времени опроса (качество выборки).

• Особые правила для вопросника (понятность, краткость, быстрота и лёгкость заполнения).

• Особые качества интервьюеров (контактность, убедительность, быстрота реакции, располагающая внешность).

Особенности телефонных опросов

• Преимущества – экономичность и оперативность.

• Генеральная совокупность не охватывает все слои населения.

• Не на все вопросы можно получить ответ.

• Специфические требования к формулировкам вопросов и к качествам интервьюеров.

18. Прессовые (опубликованные в СМИ).

Его плюсы:

• экономичность.

Его минусы:

• не контролируется структура выборки,

• низкий уровень возврата,

• невысокая скорость сбора данных (исключение – анкеты в интернете).

19.Контент-анализ(анализ документов). Понятие документа(текста) в социологии. Особенности процедуры техники

Определения контент-анализа. Термином «анализ содержания» (контент-анализ) обозначается методика выявления частоты появления в тексте определённых, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата.

Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путём подсчёта признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений.

Контент-анализ – это исследовательская техника для объективного, системного и количественного описания явного содержания коммуникации, которое соответствует целям её исследователя

Под документом в социологии подразумевается предмет, в (на) котором тем или иным способом зафиксирована информация, предназначенная для передачи и /или хранения.

Методы анализа документов подразделяются на

  • Традиционные (качественные), применяемые к единичным документам;
  • Формализованные (качественно-количественные или количественные), применяемые к документам массовым и однородным.

Квантификация (от лат. Quantum - сколько) – установление количественных признаков (измерение). Т.е. с помощью контент-анализа мы переводим вербальную информацию в более объективную – числовую.

Исследователь может ответить на вопросы:

• что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой);

• что из этого важно для коммуникатора (в каком контексте подаётся и в каком порядке важности);

• что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подаётся, с какой точки зрения, какими аргументами снабжается);

• что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует).

• Единица анализа – это то «пространство» текста, в рамках которого будут отыскиваться интересующие нас признаки.

• Носителем нужной информации и, соответственно, единицей анализа может быть и материал в целом , и абзац, и слово.

• В рамках одного исследования могут быть разные единицы анализа.

• она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

• она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

• она должна легко идентифицироваться;

• число единиц должно быть достаточно велико, чтобы из них можно было сделать выборку.

Единицы счёта

  • Как правило, это объёмные показатели: число строчек текста, кв. сантиметры площади (иллюстрации), минуты звучания(вещание).
  • Фиксируется и сам факт появления каждого из признаков – частотность.

20. Особенности выборки
контент-анализа СМИ

— При систематической вероятностной выборке необходимо учитывать цикличность выхода СМИ.

— При конструировании искусственной недели применяется простая вероятностная выборка по каждому дню недели.

— Объём выборки зависит от длительности наблюдаемого периода: чем короче период, тем «гуще» должен быть отбор.

Наши рекомендации