ГЛАВА I. Понятие нормы права.
Г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Понятие нормы права………………………………………….
1.1 .Признаки нормы права…………………………………………………
1.2 Виды норм права…………………………………………………………
ГЛАВА II . СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА И ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ…………………………………… …
ГЛАВА III . КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В древности, как правило, действовали правила поведения, или можно назвать по-другому - общественные нормы. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев, выражающих волю первобытной общины, отражающие интересы и потребности социальных групп стоящих во главе. Это были нормы обычаев, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, быт и семейные отношения. Исполнение норм поведения так же обеспечивалось потребностью соблюдать правила, а при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. В наши дни же право возникает в социуме для регламентирования взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ.
Актуальность данной темы заключается в том, что правовая норма с каждым днём активнее используется в научной литературе, устанавливается в качестве одной из важнейших категорий государственно-правовой науки и такой науки, как правоведение. Как уже ранее говорилось, люди с древних пор вступали в разнообразные отношения друг с другом. И вот уже в цивилизации стали появляться законы, образованные из обычаев, для регулирования общественных отношений. Часто возникает вопрос: как правильно поступить в какой-либо ситуации, удовлетворив при этом свои потребности и не причинив вреда обществу и государству в целом.
Ответ можно найти в укоренившихся в обществе социальных нормах, которые опираются на опыт многих поколений. Среди них можно выделить правовые, моральные, политические, религиозные обычаи и ряд других обычаев. Норма – это стандарт модели поведения участников социума. На их основе строится человеческое общество, a так же формирование государства.
Появление общественных норм связанно c переходом от животной древности к человечеcкому обществу.
В процессе написания моей курсовой работы было изучено много источников литературы, но более понятно и доступно для восприятия раскрывают выбранную тему следующие источники: Нерсесянц В. С. «Право и закон», Пиголкин А. С. «Нормы советского права и их структура», Венгеров А. Б. «Теория государства и права». Все источники выдвигают различные предположения для классификации нормы права и права в целом и подробно раскрывают их, но и еще упоминают в себе о существовании других.
Цель работы: дать определение понятию нормы права и выделить ее виды, признаки и структуру.
Зaдачи:
- подробно разобрать сущность нормы права;
- выделить и понять признаки правовой нормы;
- выделить и охарактеризовать виды норм права.
Объектом работы является норма права поведения человека в обществе (социуме).
Предметом исследования – практическая реализация правовых норм в реальной жизни.
ГЛАВА I. Понятие нормы права.
Существуют разнообразные понимания права (нормативное, социологическое, этическое и др.), но каждое из них имеет свои обоснования. Норма права - это общеобязательное правило поведения, утвержденное государством, регулирующее общественные отношения между субъектами права. Норма права – это модель правомерного поведения человека ,установленная государством и содержащаяся в НПА. Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, определенное закрепление в официальном документе, выступает в качестве нормативного законного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающие (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы оглашается со словесным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выразить суть правила, другие - условия применения этого правила, а третьи - последствия несоблюдения государственного предписания. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По структуре норма права включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция - основная часть правовой нормы, которая представляет собой модель правомерного поведения субъектов права.
Гипотеза часть правовой нормы ,которая указывает на конкретные обстоятельства, наличие которых дает возможность использовать правила поведения сформулированное в диспозиции.
Санкцией называют поощрительную меру или наказательную, наступающие в случае соблюдения или нарушения правил, обозначенного в диспозиции.
Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.
Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.
Внешнее выражение норм права в НПА:
Действие правовых норм связано с их внешним выражением ,то есть закреплением в официальных документах. Наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт (НПА). НПА характеризуют следующие признаки:
а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается населением путем референдума;
б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;
в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми условиями ;
д) носит законный (правомерный) характер.
Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, законность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.
Нормативные правовые акты разделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе – на законодательные и подзаконные; по степени классификации– на простые и кодифицированные; по сфере действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени – на постоянные и временные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом НПА является статья. Соотношение нормы права и статьи закона по вариантно, зависит от общественных отношений, уровня развития отрасли или всей правовой системы.
Признаки нормы права
Признаками права являются:
Нормативность–это совокупность норм, моделей поведения в любых жизненных ситуациях.
Волевой характер– а) право всегда выражает волю классов, наций, социальных групп и т.д.; б) право обращено к воле и сознанию адресата, лишь в этом случае оно оказывает прямое регулирующее воздействие.
Системность–это система норм, обладающая внутренним делением на составные элементы (отрасли, институты и др.), связанные и взаимодействующие друг с другом, ему присущи такие черты как иерархичность, непротиворечивость, согласованность.
.Общеобязательность– означает то, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны соблюдать и исполнять. Неисполнение норм права признается правонарушением. Так же общеобязательность распространяется на государство, которое обязано:
· осуществлять правотворческую деятельность в порядке установленном законом;
· не нарушать права и свободы граждан;
· обеспечивать законность органов государства.
Формальная определенность– а) право выражается с помощью четких языковых форм, нормы права обладают своей логической структурой; б) право существует в особых признаваемых государством формах (нормативно-правовой акт, судебный прецедент и др.)
Устанавливается или санкционируется государством– принимается компетентными органами или с разрешения (санкции) государства гражданским обществом (референдум и др.)
Обеспечивается государством, в том числе силой его принуждения– а) приняв норму права (санкционировав ее), государство осуществляет комплекс организационно-правовых мер по обеспечению ее реализации; б) в случае нарушения правового предписания применяются меры государственного принуждения.
Носит представительно-обязывающий характер, т.е. предоставив субъективное право одной из сторон правоотношения, право возлагает юридическую обязанность на другую сторону.
Государство является регулятором общественных отношений.
Виды норм права.
Виды норм права:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы) общие нормы, которые относятся к общей части любой отрасли права;
2) в зависимости от отраслевой принадлежности - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от характера на материальные (уголовные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся:
- императивные (содержащие властные предписания);
- диспозитивные (содержащие свободу);
- поощрительные (направляют на социально полезное поведение);
- рекомендательные (предлагающие приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности граждан, например нормы конституции) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, последствия несоблюдения предписаний нормы;), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ : в республиках, краях, областях ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконные акты;
11) в зависимости от правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например движение на красный свет, совершение хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме).