Состояние здоровья и мобильность студента
Здоровье молодого поколения – необходимый ресурс модернизации региона и страны в целом. Оно формируется под воздействием изменившихся условий жизни, необходимости быстрой адаптации к меняющейся реальности пореформенной России. Молодежь - это динамичная общественная группа, находящаяся на этапе формирования социальной и физиологической зрелости, вместе с тем, подверженная высокому риску нарушений здоровья.
Социальные аспекты здоровья подвергались рассмотрению еще в глубокой древности, однако биомедицинская модель здоровья оставалась преобладающей до середины XX века[4]. В отличие от медицинских показателей, самооценка здоровья его носителем содержит не только представление о функциональности органов и систем, но и ощущение своей социальной органичности и мобильности. Здоровье молодого поколения рассматривается нами как сбалансированная система биологических, психологических, социальных состояний индивидов и общности, которая изменяется под воздействием социальной, экологической среды и развивается за счет воспитания осмысленного самосохранения.
Социологический подход важную роль в поддержании здоровья молодежи отводит социальным факторам. Доказана взаимосвязь социальной успешности и уровня здоровья молодого человека. Важную роль приобретает модель поведения - предупреждение поведенческих рисков, способствующих ухудшению здоровья и их нивелирование. С конца XX века в отечественной социологии здоровья активно разрабатывается концепция самосохранительного поведения как составная часть теории здоровья.
Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала, так как не считают, что здоровье оказывает существенное влияние на социальную мобильность человека. Студенты не осознают в полной мере, что без здоровья они не смогут добиться желаемых результатов ни в личной жизни, ни продвигаясь по карьерной и социальной лестнице. (см. ниже).
Социологическое исследование показывает, что студенты считают, что они практически здоровы (45%) или, что у них бывают временные расстройства здоровья (45%). Что касается тяжелых и хронических заболеваний, то процент студентов, признающих такие недуги, составляет лишь 10%. Причем просматривается такая закономерность: чем старше курс, тем реальнее они смотрят на свое здоровье. Студенты 3 курса считают себя здоровыми (49%), но к 5 курсу процент резко сокращается и составляет лишь 29%. Это связано с тем, что многие студенты старших курсов имеют дополнительные занятия, например такие как получение второго высшего образования или они уже устроились на работу. Все это отражается на их здоровье и, в связи с этим, они понимают, что их здоровье не такое уж и крепкое и что о нем следует заботиться. (см. табл.)
Таблица. Оценка состояния здоровья
Всего | Курс | Успехи в учебе | отношение к выполнению заданий | ||||||||
5-6 | учусь в основном на «отлично» | в основном на «хорошо» | преобладают «удовлетворитель | часто сдаю экз не с перв раза | обычно беру гото-вые материалы; | использую гото-вые алгоритмы | ищу нестандар-тные решения | ||||
Г5. Оценка состояние своего здоровья по следующим критериям: | |||||||||||
1. я практически здоров | |||||||||||
2.бывают временные расстройства здоровья | |||||||||||
3.подвержен частым и затяжным забол | |||||||||||
4.имею хронические заболевания |
Существует прямая зависимость здоровья и мобильности. Из тех, кто заботится о своем здоровье, 84% считают себя мобильными людьми. Большинство нездоровых студентов (81%) считают себя немобильными людьми.
В условиях современной постсоветской России здоровье населения превратилось в «ресурс» социальной успешности. Состояние здоровья сегодня все больше зависит от «социального капитала» индивида и социальных групп – образования, культурной компетенции, ценностно-смысловых ориентаций[5].
Наблюдается тенденция снижения уровня культуры здоровья параллельно со снижением уровня жизни студентов: самые низкие показатели сформированности навыков поддержания здоровья выявлены у студентов из бедных и малообеспеченных семей. У большинства представителей студенческой молодежи не сформировано понимание взаимосвязи социальной успешности и состояния здоровья. Современная система высшего образования не направлена на формирование грамотного отношения студентов к своему здоровью, как важнейшему ресурсу социальной мобильности и профессиональной карьеры.
27% студентов из семей с доходом ниже 15 тысяч рублей на человека не заботится о своем здоровье. И такой же процент студентов и неполных семей не заботится о своем здоровье.
Рис. Заботитесь ли Вы о своем здоровье?
Еще одним основанием полагать, что студенты считают себя вполне здоровыми, являются их ответы на вопрос, как часто вы испытываете недомогания. Что недомогания являются регулярно ответило лишь 10% опрошенных, однако, что редко – 41% и время от времени – 33%.
Рис. Как часто Вы испытываете недомогания
Несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются проблемы со здоровьем. За последние пять лет эта ситуация в лучшую сторону, к сожалению, не изменилась. В структуре этих проблем первое место по-прежнему занимают усталость (отметили 46% студентов), легкие недомогания (46%), плохое настроение, эмоциональный сбой (32%), личностные разочарования (11%). Стоит отметить, что 4 курс является более устойчивым к недомоганиям такого рода (38%), когда на 3 и 5-6 курсах процент составляет 46% и 58% соответственно.
Таблица. С чем связаны недомогания?
Всего | Курс | Успехи в учебе | отношение к выполнению заданий | Самооценка мобильности | ||||||||||
5-6 | учусь в основном на «отлично» | в основном на «хорошо» | преобладают «удовлетворитель | часто сдаю экз не с перв раза | обычно беру гото-вые материалы; | использую гото-вые алгоритмы | ищу нестандар-тные решения | скорее да | скорее нет | затрудняюсь ответить | ||||
Г2.Причины недомогания | ||||||||||||||
1. физическое недомо-гание, усталость | ||||||||||||||
· 2. плохое настроение, эмоциональный сбой | ||||||||||||||
· 3.личностные разочарования |
Тем не менее, результаты социологического исследования демонстрируют устойчивый интерес к собственному здоровью и здоровому образу жизни в студенческой среде. 79% студентов заявили, что они заботятся о своем здоровье. Среди мер по поддержанию собственного здоровья наряду с мерами, которые не требуют от студентов особых усилий (прием витаминов и прогулки на свежем воздухе), лидирующие позиции занимают занятия физической культурой и спортом. Однако занятия различными видами спорта, поддержание своей физической формы не являются распространенными способами поддержания своего здоровья среди студентов. Половина студентов посещает спортивные комплексы для поддержания своего здоровья, а вторая половина все же нет.
На протяжении многих лет наблюдалась тенденция, что мужчины меньше заботились о своем здоровье. Однако, сейчас ситуация выглядит по-другому. 40% мужчин считают, что они практически здоровы, тогда когда половина женщин считает себя здоровыми. 82% мужчин заботятся о своем здоровье и 49% из них посещают спортивные комплексы. Это связано с тем, что в наше время существует равноправие между мужчинами и женщинами, и немого сместились принципы как у женщин, так и у мужчин.
Рис. Изменение здоровья и самочувствия
Итак, меньше половины студентов удовлетворены знаниями и информацией преподаваемой в вузе и чуть больше половины не обладают информацией о возможностях мобильности и о том, что студенты должны вести здоровый образ жизни, чтобы достичь высоких целей. Это говорит о том, что вуз не использует все возможности и каналы, чтобы доставить информацию до получателя, в данном случае до студентов.
Практически все студенты считают себя практически здоровыми или только изредка страдающими незначительными недугами. Большинство студентов считает, что состояние их здоровья улучшилось за последние 3 года. Хотя на самом деле у студентов остаются проблемы со здоровьем.
Тем не менее, результаты социологического исследования демонстрируют устойчивый интерес к собственному здоровью и здоровому образу жизни в студенческой среде.
Существует прямая зависимость состояния здоровья и мобильности. Большинство здоровых студентов считают себя мобильными, и наоборот. Мобильные студенты в большей степени осознают, что здоровье – важный компонент мобильности и что без здоровья невозможно стать мобильным человеком и продвинуться по социальной лестнице.
Основные требования здорового образа жизни – двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек, нормальная интимная жизнь, использование традиционных и нетрадиционных средств оздоровления. Большинство этих требований носит субъективный характер, и их выполнение зависит исключительно от самого человека. Проблема здорового образа жизни студентов стоит достаточно остро, в студенческой среде ощущается недостаток знаний на эту тему, и многие из них испытывают потребность в получении соответствующей информации. Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи. Реальную помощь в решении этих проблем может оказать создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете. Естественно, в такой масштабной работе должна быть задействована не только администрация, преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, исследовательские коллективы, но и студенческие общественные организации.