Сертификация системы качества предприятия
Соответствие сертифицируемой системы качества конкретной модели позволит предприятию поддерживать ожидаемый потребителем уровень качества.
Оценка системы проводится по трем направлениям:
· Оценивается наличие предусмотренной стандартами документации по определению всех процессов и входящих в них процедур, связанных с обеспечением качества;
· Оценивается полнота развертывания и реализации процессов и соответствующая документация, подтверждающая их соответствие нормативной документации, гарантирующие достижение ожидаемого уровня качества производства и продукции;
· Оценивается эффективность процессов и системы качествав целом для достижения желаемых результатов.
Документирование и описание системы выполняется по четырем уровням:
· руководство по качеству;
· общие функции и процедуры, выполняемые подразделениями и ответственными исполнителями;
· рабочие инструкции и инструкции по эксплуатации применяемого оборудования;
· статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов.
Руководство по качеству (первый уровень) представляет собой общее описание системы и применяемых методов планирования, управления, обеспечения и улучшения качества. Порядок построения руководства не носит обязательного характера и определяется с учетом потребностей пользователя.
Общие функции и процедуры для каждого подразделенияс распределением функциональных обязанностей в нем представлены на втором уровне описания системы. Здесь проводятся необходимые ссылки на рабочие (операционные) инструкции, отражающие конкретную работу, и объясняется, как могут быть сделаны конкретные вещи, а также указываются внутренние и/ или внешние поставщики и заказчики каждого подразделения.
Описание рабочих инструкций и инструкций по эксплуатации применяемого оборудования представляют третий уровень документации системы качества. Они содержат последовательное описание, как может быть выполнена конкретная операция производства, сборки и установки оборудования, поддержания его в рабочем состоянии и т.д., а также как может обеспечиваться контроль качества, какие средства при этом могут быть использованы и другие инструкции.
Статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов, составляющий четвертый уровень описания системы качества, представляет собой документ в форме статистического контроля этого процесса и различных отчетов в области качества.
Сертификация системы качества предприятия на соответствие ИСО 9000 не означает сертификации самого продукта, выпускаемого предприятием. Она отражает только факт, что поставщик способен производить продукт с тем качеством, которое он обещает потребителю и укрепляет доверие потребителя к процессу производства.
Стандарты серии 9000 версии 1994 г. получили широкое распространение и признание в международной практике сертификации систем качества. На смену им разработаны стандарты версии 2000 г.
4.3. Разработка организационной структуры управления
СМК, как правило, состоит из:
-организационной структуры;
-политики и целей в области качества;
-системы процессов;
-системы документации;
-системы мониторинга и контроля качества;
-системы анализа и принятия решений;
-руководства по качеству.
Организационная структура предприятия с точки зрения СМК должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной.
Для ее разработки необходимо проведение следующих работ:
- сбор данных о характеристиках и взаимосвязях элементов структуры в системе управления деятельностью предприятия;
- анализ эффективности функционирования различных типов структур, влияния структуры каждого типа на качество продукции и услуг;
- определение направлений повышения эффективности структуры управления;
- анализ и оценка эффективности выбранной структуры управления.
При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Он может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводительную или техническую документацию.
При отрицательных результатах сертификации предприятие обязано ликвидировать все претензии по качеству и представить продукцию на испытания снова.
Такой подход соответствует трем этапам менеджмента: стратегический анализ — стратегический выбор — реализация.
Приведем примеры руководящих, обеспечивающих, основных процессов, процессов мониторинга, анализа и измерений СМК.
Руководящие процессы и процедуры:
1) маркетинговый процесс;
2) стратегическое планирование;
3) проектирование производственной программы;
4) планирование технологических процессов;
5) менеджмент процессов и ресурсов;
6) анализ со стороны руководства.
7) Обеспечивающие процессы:
1) взаимодействие с поставщиками;
2) кадровое обеспечение;
3) управление документацией;
4) управление записями;
5) информационные ресурсы;
6) финансовое обеспечение;
7) управление инфраструктурой;
8) обеспечение безопасности жизнедеятельности;
9) материально-техническое обеспечение;
10) социально-культурное обеспечение;
11) взаимодействие с потребителями.
Процессы жизненного цикла продукции (основные):
1) производство продукции;
2) оказание услуг;
3) выполнение работ по заказам сторонних организаций.
1) планирование процессов жизненного цикла продукции;
2) процессы, связанные с анализом требований потребителя;
3) проектирование и разработка продукции;
4) закупки;
5) производство и обслуживание;
6) управление устройствами для мониторинга и измерений.
Процессы мониторинга, анализа и измерений;
1) мониторинг и измерение процессов;
2) самооценка и внутренний аудит;
3) оценка удовлетворенности потребителей;
4) управление несоответствиями;
5) корректирующие и предупреждающие действия.