Надежность социологической информации
не всегда может установить, что именно измеряется — точность, правильность или валидность). Поэтому наряду с вышеназванными характеристиками надежности, полученными путем типологии учтенных ошибок измерения, целесообразно использовать типологию самих способов измерения (учета) ошибок, т.е. типологию способов контроля надежности эмпирических данных.
Различают две гр. способов контроля надежности: внешний контроль (сопоставление эмпирической информации в данном иссл-и с к.-л. др. информацией) и внутренний контроль (изучение распределения признаков в данном иссл-и).
А. Внешний контроль.
1. Контроль, внешний по отношению ко времени иссл-я, т.е. сопоставление рез-тов измерения в данном иссл-и с рез-тами повторного измерения того же массива респондентов с тем же исследователем в тех же условиях с помощью того же инструмента и процедуры измерения (напр., метод перепроверки, или test-retest).
2. Контроль, внешний по отношению к ситуации (условиям) иссл-я (напр., сопоставление рез-тов опроса по производственной и терр. выборке того же массива респондентов тем же исследователем с помощью того же инструмента иссл.).
3. Контроль, внешний по отноше
нию к инструменту и процедуре иссл-я
(напр., сопоставление данных опроса с
реальным поведением респондентов
(данные анализа док-тов, наблюдения
и т.п.); сопоставление данных опроса с
данными, полученными с помощью ин
струмента, к-рый считается эквивалент
ным — метод эквивалентных форм).
4. Контроль, внешний по отношению к исследователю (напр., сопоставление данных опроса, полученных одним интервьюером, полученными на том же массиве в тот же период времени с использованием той же процедуры и инструмента иссл-я др. интервьюером).
5. Контроль, внешний по отношению к объекту иссл-я, т.е. сопоставление данных опроса с данными, полученны-
ми на др. объекте (применяется в случае, если в соответствии с целью иссл-я инструмент должен давать одинаковые показатели на разных объектах, как, напр., при разработке теста умственных способностей независимого от тезауруса респондента: распределение тестовых оценок для разл. образовательных гр. должны совпадать).
В кач-ве показателя совпадения информации, полученной в данном иссл-и, с к.-л. иной информацией при внешнем контроле используется обычно коэффициент корреляции; средняя арифметическая и средняя квадратическая ошибка; специальная мера, рассчитываемая как число респондентов, давших одинаковые ответы в двух иссл-ях, нормированное числом всех опрошенных.
Б. Внутренний контроль.
1. Изучение распределения данного
признака по всей выборке. Напр., расчет
репрезентативности (как функции от
дисперсии и объема выборки); изучение
формы распределения (выявление «не
работающих» вопр. или градаций вопр.,
наличие «выпадающих» значений и др.).
2. Сопоставление распределения разл. признаков по всему массиву (напр., метод расщепления (split-half), заключающийся в сопоставлении двух однородных гр. признаков в тестовых методиках; устранение «субъективных» погрешностей путем учета «личного уравнения» респондента),
3. Изучение распределения признаков в разл. подвыборках (напр., устранение влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные критерии надежности).
См. также: Качество социологического исследования, Репрезентативность, Валидность (обоснованность) социологической информации, Точность (устойчивость) социологической информации, Правильность социологической информации.
Лит.: Волович В.И. Надежность информации в социол. иссл-и. Киев, 1974; Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979; Саганенко Г.И. Социол, информация (стат. оценка надежности исходных данных социол.
НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
иссл-я.). Л., 1979; Она же. Надежность рез-тов соииол. иссл-я. Л., 1983; Пани-отто В.И. Кач-во соииол. информации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев. 1986; Ядов В.А. Стратегия соииол. иссл-я. М., 2007.
В.И. Паниотто
НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ- целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего обществ, сознания, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, соц. гр. и нас. соц. целей и интересов. Н.с. формируется под воздействием реальных экон., полит, и духовных процессов и в потенции реализуется (или не реализуется) в практической деятельности.
Н.с, будучи зависимым от психофи-зиол. элементов (состояния здоровья), складывается из непосредственного восприятия мира (чувств, эмоций), мировоззренческих компонентов (умонастроения, убеждений), оценок соц. опыта, соц. целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в сон. ожиданиях и соц. позиции его субъектов.
Н.с. не только дает ответ на содержательную характеристику обществ, сознания, но и в известной мерс характеризует степень устойчивости об-ва, уровень его толерантности и конфликтности.
Заслуга в иссл-и феномена «настроение» принадлежит психологам, к-рые долгое время трактовали его как способ, метод проявления эмоций и чувств, что формировало представление о нем. как о некоем случайном, эфемерном, быстро проходящим и неустойчивом явлении.
Такие выражения, как «настроение испортилось», «настроение поднялось*, «настроение изменилось», отражают состояние в1гугреннего мира чел., реакцию на происходящие процессы в личной и обществ, жизни. Уже иное, более глубокое и весомое имеется в виду, когда говорится; «сделано под влиянием па-строения», «настроение у меня на работе хорошее (плохое)». В данном случае по-
является не просто ситуативная характеристика одного из компонентов сознания и поведения: возникает картина особого типа восприятия и отношения к миру, к-рая во мн. опред. оценку происходящего в непосредственном окружении.
Еще более значительный смысл вкладывается, когда характеризуется степень воздействия па окружающий мир: «настрой на дела», «настроение поддержать (дело, руководителя, партию)» и т.п., когда подразумеваются две существенные характеристики: активность и длительность функционирования важных позиций в сознании и повелении людей.
И наконец, совсем по-ипому звучит данное понятие, когда люди характеризуют или описывают свое настроение по отношению ко всему тому, что происходит в об-вс. в к-ром они работают и живут. В этом случае чел., не сознавая ИЛИ осознавая частично всю совокупность происходящих вокруг него процессов, аккумулирует в своем сознании мн. элементы восприятия и суждения о самы\ разнообразных прояштениях и реакциях в об-вс, окружающей действительности, и, взвешивая на невидимых миру весах свое отношение к окружающему миру, выносит окончательное суждение о процессах, в нем происходящих. Это уже не случайное, не ситуативное, временное образование — это вполне весомая характеристика активнейшего взаимодействия с окружающей средой. Причем такое, к-рое выступает решающим фактором, доминантой по отношению к др. компонентам сознания и поведения.
Н.с. как реальное соц.-психол. образование явл. продуктом духовно-практического освоения мира. Его специфика состоит в том. что оно отражает действительность, реальность исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действительность, отраженная через Н.с, детерминирует келеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших целей сои. и духовной жизни.
Н.с. явл. регулятором чел. деятельности в процессе преобразования мира и
НАУКА
самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии разл. факторов чел. практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельность. Н.с, следовательно, проявляет себя как функциональная единица соц. и психосоц. освоения действительности. Такие компоненты Н.с, как эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием соц. практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, к-рые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому субъекту, являющемуся для чел. опред. ценностью» (С.А. Рубинштейн, 1940).
Н.с. наряду со статическим обладает и динамическим измерением, к-рое опред. не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Н.с. порождается противоречиями в соц. бытии, специфически отражает соц. цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.
Одной из характерных черт Н.с. явл. его транслируемость от одного чел. к др., от одной гр. людей к др., а следовательно, соц. взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.
В Н,с, опосредованно отражается соц. опыт людей, живущих в разл. условиях и обладающих дифференцированными знаниями, привычками, стремлениями. Н.с. по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние, реакцию, предполагающую взаимный обмен между участниками реального или предполагаемого события и зависящую о степени решаемости соц. проблем в интересах людей, соц. гр., орг-ций, ин-тов. Роль Н,с. связана с его способностью выступать в одних случаях в кач-ве ускорителя, катализатора, а в др., наоборот, в кач-ве сдерживающего рычага соц. деятельности индивидов и соц. гр.
Сущность Н.с. проявляется в том, что оно всегда имеет обществен но-значимое содержание; опред. условия и среда характеризуют разл. стадии его проявления; всегда имеет своих конкр.
носителей (субъектов). Оно формируется реальной жизнью в процессе освоения действительности и затем конструктивно влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность индивидов.
Важнейшей сущностной характеристикой Н.с. явл. его способность аккумулировать в себе влияние и воздействие разл. субъективных и объективных факторов, взаимодействие внешнего и внутреннего мира чел., сложный алгоритм взаимоотношений активных обществ, сил с мироощущением индивида. В рез-те Н.с. выступает как такое жизненное образование, к-рое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения чел., актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда и гл, основу, базу обществ, и личной жизни.
Лит.: Парыгин Б.Д. Обществ, настроение, М., 1965; Поршиев Б.Ф. Соц. психология и история, М., 1979; Левада Ю.А. Советский чел. М., 1996; Тощенко Ж.Т., Харненко СВ. Соц. настроение. М., 1996,
Ж.Т. Тощенко
НАУКА — сфера чел. деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и в опред. мере применение объективных знаний о мире. Под Н. понимают и истор. развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. ин-т, в рамках к-рого осуществляется эта деятельность.
Знания получаются и используются в любой сфере чел. деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает в кач-ве не только средства, но и осн. цели и осн. продукта деятельности. При этом как сами науч. знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, к-рые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в др. областях деятельности. Науч. деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, в связи с этим для нее характерен развитый аппарат методов и процедур, используемых
НАУКА
для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний. Для науч. знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов существования, функционирования и развития изучаемого объекта. Теор. системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с исходной системой аксиом, постулатов и лопушепий. Процедуры обоснования науч. знания включают в себя как логический анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и разл. способы эмпирической проверки. Автор, излагающий новый науч. рез-т, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого рез-та. Обоснованность науч. знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга яачений. оно содержит также импульс к критическому анализу, а иногда и радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на к-рые оно опирается.
Наряду с объектной направленностью науч. знанию свойственна и адре-еонаппость, пусть и неявная, др.. воспринимающему и оценивающему субъекту. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли понимать, усваивать, осмысливать и использовать не только тот, кто его получает, но и др. субъекты; при этом науч. знание — это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иною копкр. субъекта, а ко всякому соотв. образом подготовленному индивиду. Совокупность всех тех, кто обладает необходимой компетенцией и данной области и участвует в выработке, оценке, обосновании и проверке НОВОГО знания, называют науч. со-об-вом. Нередко оно понимается как совокупный субъект науч. деятельности. Адресованноеть науч. знания др. субъектам и науч. сооб-ву в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, к-рые каж-
дый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки.
Науч. сооб-во, разрабатывающее нек-рую проблемную область, явл. первичной соц. ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно опред. круг проблем, к-рые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми, поскольку для этого существуют приемлемые концептуальные и техн. средства. В той мере, в какои сооб-во в состоянии делать это самостоятельно, оно явл. автономным. Наряду с этим в пределах науч. сооб-ва лается первая оценка новизны, важности и глубины исследовательских рез-тов. получаемых его членами, опред. престиж и статус каждою из них.
Более крупной сон. ячейкой явл. дисциплинарное сооб-во, на уровне к-рого осуществляется воспроизводство науч. деятельности, в части., подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Η., ι рамках предметных сооб-в. Характерные признаки науч. дисциплины: наличие профессиональных журналов и орг-шш. учебных кафедр и дисциплинарных учеб. След. иерархическим уровнем ям. целые сферы или области знания, т.е. полидисциплинарные образования, такие как физика, химия, биология и лр.
Истор. процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею соц. функций и соотв. усилением ее взаимосвязей с др. соц. ин-тами и др. сферами совокупной деятельности об-»а. Особенно интенсивны связи Н. со сферами образования, культуры, промышленного и с.-х. производства, а а последние десятилетия — и с коммерческими ип-тами.
Лит.: Бермы Лж. Наука в истории oo-sa. Μ., 1956; Науч. деятельность: структура ■ ин-ты. М., 1980; Малкей М. Наука ■ cou-я знания. М., 1983; Дисциплинлр»-ность и взаимодействие наук. М.. 19*6_ Юдин Б.Г. Методол. анализ как наирав.-* ние изучения пауки. М., 1986; Совр. соп-я науки. М., 1988; Хюбпер К. Критик
•
НАЦИОНАЛИЗМ
науч. разума. М., 1994; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М,, 1997; Философия, наука, цивилизация. М., 1999; Степин B.C. Теор. знание. М„ 2000.
Б.Г. Юдин
НАЦИОНАЛИЗМ - чувство приверженности своей нации; в однонациональных гос-вах совпадает с чувством патриотизма. Для обозначения приверженности к донациональным типам этнич. общностей предложен термин «этни-иизм». В советской лит. в соответствии с высказываниями В.И. Ленина термин ■ Н.» употреблялся обычно в негативном смысле «буржуазного Н.», т.е. как антипод пролетарского интернационализма. Считалось, что идеология Н. была создана искусственно в целях установления кл. мира внутри нации и конкурентной борьбы против др. наций. В действительности Н. возникает повсеместно и спонтанно.
Опираясь на естеств. этноцентризм, он образует ядро нац. сознания, обусловливает осн. этнич. симпатии и антипатии, а также др. проявления нац. психологии. При этом свои нац. ценности обычно ставятся выше др.
Н. — очень сложное соц. явление, лроявляющееся в неск. осн. видах или типах: языково-культурном, экон. и полит., а также в своем оборонительном или наступательном виде. Языково-культурный Н. проявляется в движении 5а сохранение или за приоритетное раз-зитие нац. яз. и самобытной культуры; наступательный вид его в гос-вах, созданных по нац. принципу проявляется в придании нац. яз. статуса «гос.» с обязательным его изучением и использованием в официальных сферах жизни. Экон. Н. выражается в организации бойкота производственной и торговой деятельно-:т« иноэтнич. гр. и поощрении деятельности предпринимателей своей нацио--ильности. Полит. Н. проявляется в :эг-ции движений, нацеленных на захват власти лидерами тех или иных национальностей, а в конечном счете — на совмещение полит.-гос. границ с этнич.
(языково-культурными), что достигается либо вытеснением иноэтнич. гр. за эти границы, либо ассимиляцией этнической таких гр., а то и их физическим истреблением (геноцидом). При этом в полит. Н. обычно используются лозунги языко-во-культурного и экон. Н., к-рые, в свою очередь, могут быть вполне успешными лишь при опоре на полит. Н.
В новейшее время Н. в той или иной его форме и с разд. степенью проявления отмечен почти повсюду, в т.ч. и в промышленно развитых странах, где процессы межнац. экон. интеграции, казалось бы, должны были привести к его исчезновению, напр. в Канаде (франко-канадский или квебекский Н.), в Испании (баскский и каталонский Н.) и т.д. Наиб, реакционную форму он принял в Германии после установлении там в нач. 1930-х гг. власти национал-социалистов, провозгласивших немцев («арийцев») высшей нацией и проводивших по отношению к др. этнич. (и расовым) гр. политику геноцида. Близкие к нацизму' формы Н, возникли в послевоенной Европе в странах, куда прибыли крупные гр. иммигрантов, отличавшихся от местного нас. своими языково-культурными и расовыми характеристиками. Так, они проявляются в действиях членов «Нац. фронта» в Великобритании, «Нац. фронта» во Франции и др.
Примерно с сер. 1980-х гг. наблюдался подъем Н. в Советском Союзе и во мн. в аналогичной ему по гос. системе и структуре многонациональной Югославии. Такой Н. опирался на созданные в этих гос-вах нац. республики и соединил в себе языково-культурный, экон. и полит. Н. в их наступательном виде, выразившимся в форме национал-сепаратизма. Он отражал собой стремление адм. и культ, элиты «титульных» республиканских наций закрепить и умножить имевшиеся привилегии по сравнений с иноэтнич. (прежде всего, русскими), гр. Рез-том национал-сепаратизма стал распад Советского Союза и Югославии на суверенные республики, что привело (особенно в Югославии) к локальным военным конфликтам. Более мирные
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
формы имел такой процесс в Чехословакии.
Лит.: Ьромлей К).В. Очерки теории этноса. М., 1983: Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм: Сущность и проблематика. М., 1999.
В. И. Коше
НАЦИОНАЛЬНЫЙХАРАКТЕР - сово купность психол. черт, свойственных в той или иной мере конкр. нац. (этнич.) общности в опред. истор. условиях ее развития.
Н.х. проявляется в образе жизни, способах поведения в разных соц.-полит, и экон. ситуациях, в реакциях на происходящие события и явления, в утверждении и следовании опред. трати-циям и обычаям.
Н.х. включает не только специфические, свойственные отдельно взятой над. (этнич.) общности черты, но и общечел., т.е. свойственные всем (может быть, не в одинаковой степени). Соотношение обших и особенных черт в Н.х. изменчиво и зависит от обстоятельств и условий.
В Н.х. отражается истор. судьба и память нац. (этнич.) общностей, их взаимодействие с др. общностями. Н.х. в той или иной мере влияет на процесс самореализации индивида, стратегию орг-ции его жизнедеятельности и самовоспитание.
Лит.: Поршнев Б.Ф. Сои. психология и история. М.. 1979; Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Иванов В.П. Россия: обретение будущего. Μ.. 1998; Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М., 2000.
В.Н. Иванов
НАЦИЯ — осн. разновидность этнич. общностей, возникшая в период утверждения кап. строя и образования нац.
I'OC-B.
Характерным признаком Н. япл. наличие таких факторов объединения, как обшая терр., истор. судьба, литературный яз., культура, товарно-рыночные отношения, традиции, государственное устройство, нац. самосознание.
Процесс образования Н. отличается больи1им своеобразием па разных континентах и в разные истор. периоды.
В совр. соц-и существуют разные подходы к определению Н. и выяснению ее истор. роли. Наиб, распространенным ям. лва подхода: культ.-этнич. и этатистский.
Первый делает упор на этнич. и культ, своеобразие Н.; второй рассматривает Н. как гражданство. В России наиб, распространение получила культ.-этнич. трактовка Н., хотя в последние гг. 20 в. появилось немало работ, обосновывающих этатистские трактовки Н. как наиб перспективные, позволяющие найти практическое решение проблем наи. самоопределения в рамках единого гос-ва, сохраняя целостность последнего и добиваясь оптимального сочетания централизма и децентрализации, реального равноправия всех этнич. общностей.
В многонац. гос-вс гл. условием мирного сосуществования, солидарности и сотрудничества Н. явл. соблюдение нрав чел. независимо от его наи. принадлежности, зашита интересов нац меньшинств, толерантность в межнац. отношениях.
Всякого рода попытки форсировать ликвидацию нац. различий, нац. самобытности вредны и бесперспективны. Опыт США (концепция «плавильного котла»), опыт СССР (конпеппия социалист, интернационализма) убеждают в несостоятельности предположений об исчезновении наций, их ассимиляции ш некие новые сооб-ва.
События последних десятилетий демонстрируют стремление всех народов я условиях глобализации сохранить свою нац. и культ, самобытность.
Лит.: Козине А. Нация н истории ι современности. М., 1978: Джунусов Μ С Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашхабад, 1988; Гулаиев ЛЖ Этногенез и биосфера Земли. Л.. 19^> В поисках парадигмы нации. М.; Нальчик. 1997: Гишков В.А. Очерки теории ■ политики этничности в России. Μ 1997.
В.Н. ffeam*
НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА
НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - неомарксистская программа «критического переосмысления» диалектики, осуществляемого на путях соц.-филос. редукции (см. Редукционизм социологический) категорий диалектики Г. Гегеля к тем или иным аспектам обществ.-экон. реальности и подмены логико-гносеологического и онтологического содержания этих категорий содержанием политэконо-мическим и социол. Эта программа наметилась у Д. Лукача («История и кл. сознание», 1923), положившего начало «левой» версии неогегельянства; попытки ее реализации предпринимались Г. Маркузе («Разум революция», 1941), Ж.-П. Сартром («Критика диалектического разума», 1960) и Т. Адорно («Негативная диалектика», 1966).
Осн. тенденции Н.д.: 1) деонтологи-зация диалектики, ограничение сферы ее значимости областью чел. деятельности — отношения чел. к природе, данной ему в виде витальных влечений и сопровождающих их переживаний; 2) критика традиционных понятий и категорий диалектики («диалектического разума») как выражения «овеществления» и «отчуждения» теор. сознания в условиях угнетательски-эксплуататорских об-в с их «ры-ночно-калькуляторской» рациональностью; 3) гипертрофия разрушительной, отрицательной роли диалектики — абсолютизация принципа негативности, доведенная до вывода о том, что утверждение («синтез») не может рассматриваться лаже в кач-ве подчиненного момента лиалектики (отсюда и само название Н.л.); 4) отрицание требования систематичности в диалектическом мышлении, логически послед, развития диалектической мысли.
Принципом, на основе к-рого в Н.д. осуществляется ни во что не разрешающееся отрицание, явл., напр. у Адорно, ;:ное» — некое грядущее в неопределимом будущем (и в то же время доис-зическое) состояние слияния чел. с риродой, к-рое может быть достигнуто -л!шь ценой преодоления «калькулирующего», а потому «угнетательского» разу-па, на базе к-рого и сложилась вся чел.
цивилизация, оказавшаяся «неудачной». У Маркузе на месте этого «иного» находится «будущее» (опять-таки тождественное предпрошедшему), истолкованное в типично авангардистском духе: как «сверхреальное», дремлющее в подсознании, составляющее содержание фантазий и сновидений и вырывающееся на поверхность чел. жизни в «рев. искусстве» (напр., сюрреализме).
Однако ни это «иное», ни это «будущее» не могут быть концептуализированы в логических понятиях, поскольку представляют собой реальность, исключающую «разум угнетения и подавления», воплотившийся якобы в этих понятиях. Это «иное», постигаемое иррациональным способом (в сюрреалистической фантазии или утопии), может явить себя лишь в «расколотом», разрушенном понятии, причем теор. средством его раскола (в отличие от практически-художественного) и явл. Н.д. Поскольку критика «угнетательского и эксплуататорского разума» в Н.д. осуществляется гл. обр. посредством редукции логико-гносеологических понятий к опред. обществ.-экон. реалиям, характерной чертой этой программы «критического переосмысления» диалектики в конечном счете оказывается социологизм вульгарный. Так, напр., Адорно рассматривает логический закон тождества как слепок с товарообмена, а само понятие тождества (к-рому он противопоставляет принципиально нерационализуемое «нетождественное» как фундаментальный «негативно-диалектический» принцип) считает «изначальной формой идеологии». Логическая процедура «отождествления» расценивается им как изначальный акт «подавления и угнетения» нетождественного (и соотв. нерационализуе-мого) в чел., лежащий в основе насилия над природой (в т.ч. и над «внутренней» природой индивидов) и проистекающей отсюда эксплуатации чел. чел.
Программа Н.д., к-рая не могла привести к конструктивным рез-там уже «по определению», оставалась, однако, для
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
ее сторонников (в особенности теоретиков Франкфуртской школы) исходной об-шетеор. позицией, с к-рой они подвергали критике не только «традиционную» социол. методологию, но и «традиционную» теорию и науч. форму знания вообще. Эта критика, начатая работой М. Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» (1937), получила продолжение в выступлениях Хоркхаймера и Адорно по поводу западно-германской соц-и (в особенности эмпирической) в 50-х гг. 20 в.; в борьбе франкфуртцев против «позитивизма» в соц-и, достигшей своей кульминации в ФРГ в нач. 1960-х гг. и в США во 2-й пол. 1960-х гг. На гребне с антипозитивистской волны взап.-европ. cou-и, поднятой сторонниками Н.д., и феноменологической соц-и происходило оформление леворадикальной критической соц-и. С сер. 70-х гг. 20 в. влияние сторонников Н.д. в соц. пауках постепенно падает.
Лит.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978; Horkheim-er М. Traditionclle und Kritischc Theorie // Zeitschrift fur Sozialforschung. P.. 1937; Adorno T. Negative Dialektik. Fr./M., 1966.
IO.H. Давыдов
НЕОБИХЕВИОРИЗМ- обшеметодоло-гическая ориентация позитивистского плана, распространенная в амер. соц-и. Н. возник в психологии в 30-е гг. 20 в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стата очевидной несостоятельность классического бихевиоризма социального — невозможность описать поведение чел. только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В бихевиористскую схему «стимул—реакция» (S—R) Н. ввел опосредствующее звено, т.н. промежуточные переменные психол. плана и усложнил схему (S—О—R). В остальном Н. разделял принципы классического бихевиоризма. Н. в соц-и не вылился в сколько-нибудь оформленные концептуальные формы, его задача заключалась в том, чтобы избежать теоретизирования, сделав упор на позитивистски трактуемом конкр. знании, представленном в виде верифицируемых «протокольных фактов». Это проявилось в
потоке многочисленных прикладных иссл-й отд. достаточно локальных проблем. Постулируя наличие «промежуточных переменных», сторонники Н. отказывались от их анализа, упрошая свою задачу до фиксации стимулов и наблюдаемых в ответ «элементов соц. поведения» В наиб, степени это проявилось в изучении таких конкр. сфер, как сои-я opr-ций, бюрократии и т.п.
Немногочисленные обобщения конкр. данных с позиции Н. наиб, полно выражены в т.н. обмена социального концепциях (Д. Хоманс, П. Блау, Д. Адаме и др.) Стоя на позициях «предельного психол редукционизма», Хоманс считает соц-ю вторичной, производной от психологии наукой. В психологии же для него наиб продуктивен именно Н., даюший возможность вычленить наблюдаемые «элементарные единицы» поведения. Теория обмена базируется на парадигме научения и онераптного обусловливания Б. Скиннера и следует осп. для бихевиоризма закону эффекта. Здесь он высыпает в виде «закона выгоды», к-ром\ подчинен соц. обмен — «универсальный принцип обществ, жизни». Поведение чел. описывается совокупностью «выплат» (реакций) на тс или иные «награды» (стимулы), к-рыс он получаст: удачный «обмен» закрепляется и воспроизводится, неудачный опыт отбрасывается Все, что находится «между» стимулами к реакциями, объявляется сторонниками Н., хотя и чем-то существующим, но не поддающимся анализу объективными сопиол. методами, и следовательно, ненаучным.
Лит.: Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии. М., 1974; Homans J.К Sentimentals and Activities. Ν.Υ., 1962:Blau P.M. Exchange and Power in Socii Life. N.Y., 1964; Handbook of SocuiPsychology. N.Y., 1998.
Д.В. Ольшанску»
НЕОКАНТИАНСТВО - I) университет-ско-акадсмическое движение в Германии в 1850—1880 гг.; 2) господствуют*; течение филос. мысли Германии 2-й пот19 — 1-й четв. 20 в., решавшее осн. вопр
НЕОКАНТИАНСТВО
философии путем истолкования учения И. Канта; 3) соц. философия и методология соц. познания.
В эволюции Н, выделяют три осн. периода: 1) раннее, или физиол.; 2) классическое; 3) позднее. К представителям раннего Н. относят прежде всего Ф. Ланге и О. Либмана. Классическое Н. датируют с 70-х гг. 19 в. до 1914; его расцвет приходится на 1890—1910 гг.; наиб, влиятельные школы: Марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер); Баденская, или Фрайбургская (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт, Г. Кон, Э. Ласк); неокритицизм, или неокантианский реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер). Для позднего Н, характерен отход от первоначальных позиций. Н. как мировоззренческую основу гуманитарных наук и методологию соц. познания разрабатывали Марбургская и Баденская школы. Их общие идейные установки нашли выражение в истолковании («критике») учения Канта с позиций более послед, идеализма. Гл. достижением Канта они считали идею о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а гл. заблуждением — признание объективно существующей, хотя и непознаваемой «веши в себе*. Последняя была объявлена «предельным понятием опыта», «задачей чистого мышления», т.е. продуктом мыслительной деятельности познающего субъекта. Фактический отказ от «веши в себе» в кантов-ском понимании привел к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма. Активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно как деятельность по конструированию чел. культуры. Вынужденное считаться с критерием объективности познания Н, обосновывало его на пути трансцендентализма.
Обе школы отмежевывались, с одной стороны, от «метафизики» объективного идеализма (прежде всего Г. Гегеля), с др. — от «психологизма» субъективно-идеалистического толка. Баденская шко-
ла исходила при этом из «трансцендентально-логического» толкования учения Канта, Она утверждала примат «теор.» разума над «практическим» и разрабатывала «трансцендентальный метод» как «логику чистого познания». Фактически ею строился метод интерпретации «фактов культуры», «заданных» в сферах науч. познания, мор., искусства, религии, права. Марбургская школа исходила из «трансиенде нтал ьн о-психологического» истолкования учения Канта. Ею утверждался примат «практического» разума над «теор.», доказывался трансцендентальный статус «ценностей». Последний обосновывался тем, что ценности хотя и не существуют как эмпирические вещи, зато реально «значат».
На базе трансцендентализма обе школы Н. строили культурфилософские и социол. концепции, ядро к-рых составляла методология познания, охватывавшая как «науки о природе» (естествознание), так и «науки о духе» (гуманитарное знание), хотя и поздний Кассирер, и Баденская школа утверждали относительную автономность тех и др. Так, по Риккерту, для «наук о природе» характерен номотетический (генерализирующий) метод, ориентированный на установление законов; для «наук о духе», или истор. и соц. наук, — идиографиче-ский (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление и описание неповторимых в своей индивидуальности фактов и событий действительности. Но если для Баденской школы звеном, связующим обе науч. сферы, был субъект познания, а именно его воля, относящая познаваемый предмет к априорным ценностям (в истор. и соц. науках), либо не относящая (в ес-теств. науках), то для Кассирера общим опосредующим принципом философ-ско-антропологического уровня стала «символическая функция сознания», проявляющаяся в способности чел. к символизации, обозначению.
Большинство филос, социол, и культурологических течений 20 в.: феноменология, экзистенциализм, филос. антропология, соц-я знания, понимающая
НЕОМАРКСИЗМ
соц-я, формальная соц-я, соц. антропология, этномстодология — выросли из Н., вобрав в себя его гл. идеи, теоретико-познавательные установки. В истор.-социол. лит. наиб, глубоко проработана линия преемственности между соц. философией Риккерта и методологией соц. познания М. Вебера. поскольку последний считается на Западе соц. мыслителем, заложившим основы совр. соц-и.
Лит.: Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908: Натори П. Соц. педагогика. СПб., 1912; Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.. 1912; Вебер М. Избр. произв. М., 1990: Виндельбанд В. Избр.: Дух и история. Μ.Ί 1995; Риккерт /'. Границы естесгв.-научи, образования понятии. СПб., 1997; Кассирер Э. Избр. Опыт о чел. М., 1998: Kohnke K.Ch, Enbtehung und Auftieg tics Neukamianism-us. Die dculsche UmversilaLsphilosophie zwischen Idealismus und Posiiivismus. Fr./M., 1986.
A.H. Маяиикин
НЕОМАРКСИЗМ - течение зап. соц,-филос. мысли, представители к-рого, интерпретируя философию К. Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, «философии жизни», экзистенциализма и структурализма выступают с критикой «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернационала (К. Каутским и др.). Основоположниками Н. считаются Д. Лукач («История и классовое сознание», 1923) и К. Корш («Марксизм и философия», 1923). С кон. 20 - пач. 30-х гг. 20 в. Н. активно развивался теоретиками Франкфуртской школы — Э. Фроммом, Г. Мар-кузе, М. Хоркхаймером и Т. Адорно. Во Франции после 2-й мир. войны к Н. примыкают А. Лефевр, Ж.-П. Сартр. Л. Гольдман. В англоязычных странах Н. формировался под влиянием нем. и франц. его версий на почве сон., философии и соц-и (Р. Миллс. 3. Гоулднер, И. Горовиц. Н. Бирнбаум, Т. Боттомор и др.).
Осн. тенденция Н. как соц.-фнлос. направления заключается в соединении
филос. понятий с политэкономическн-ми и обшесониол. В кач-ве центральной и основополагающей в Н. выступает категория «отчуждение», понимаемая в соц.-экоп. смысле. Рез-том «отчуждения» оказывается не только соц. структура антагонистических обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер. Отсюда тенденция к сопиоморфизму и релятивизму, характеризующая Н. Сторонникам Н. свойствен нигилизм В отношении культуры духовной, в к-ром прослушиваются ницшеанские обертоны и полит, экстремизм, противоречивым и эклектичным образом сочетающийся с концепцией фатализма «кап. цивилизации».
Возводимая в своих истоках к гомеровским временам (и таким образом отождествляемая с зап. цивилизацией И культурой в целом), история «кап. цивилизации» предстает в Н. как фатально-необходимый процесс прогрессирующего «сумасшествия» Разума. В связи с этим антикапитшшетическая революция предстает в апокалиптическом свете как «конец истории», всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, рез-том к-рой должно стать появление чего-то «радикально иного», отменяющего вес предшествующее развитии человечества как «сплошное недоразумение». Отсюда расчет неомарксистских теоретиков на тех, кто люмпенизируется зап. цивилизацией, оттесняется на ее периферию, отбрасывается па дно соц. жизни и не имеет с этой «неудавшейся цивилизацией» никаких точек соприкосновения, кто бы они ни были: жители «третьего мира», не вовлеченные еше в орбиту «модернизации»; наркоманы; «враждебные интеллектуалы», агрессивно противостоящие зап. культ, традиции; представители «сексуальных меньшинств»: нетрудоустроенная и инфантильная молодежь, не желающая включаться втр>-довую жизнь взрослых; безработные, преступники. Отмеченные особенное;-• Н., с одной стороны, обеспечили его широкую популярность в 60-е гг. 20 в.. когда в обшесгв. сознании Запада эако-
НЕОТЕХНОКРАТИЗМ
нодателями моды были «новые левые», поднявшие неомарксистов на щит в кач-ве своих идеологов, а с др. — вызвали его углубляющуюся критику в 70-е гг. 20 в., когда движение «новых левых» потерпело крах, зайдя в тупик левого экстремизма и терроризма. Попытки Ю. Хаберма-са и Боттомора трансформировать Н., «либерализовав» его и освободив от экстремистских «крайностей», не предотвратили утраты и прежнего значения, а скорее способствовали «размыванию» его изнутри.
Лит.: Неомарксизм и проблемы соц-и культуры. М., 1980; Буржуазная соц-я на исходе 20 в.: критика новейших тенденций. М., 1986; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Т. 4. СПб., 2000; Дмитриев А.В. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). СПб.; М., 2004.
Ю.Н. Давыдов
НЕОТЕХНОКРАТИЗМ- модернизированный вариант технократизма, обновленный технократический идеал. Вопреки распространенной в либеральной и консервативной полит, мысли оценке технократии как совр. утопии, предполагающей наступление эпохи правления экспертов (менеджеров, науч. специалистов, соц. инженеров и т.д.), в 1970-е гг. в США и странах Европы вновь оживилась критическая полемика по вопр. ис-тор. анализа и перспектив техн., в т.ч. технократической, рациональности, ее парадоксов и широкого спектра соц. воздействий, включающих и технократическую перспективу. Этому способствовали новые иссл-я соц. последствий НТР, в части., ускоренного внедрения компьютеров и новых информационных технологий в области соц. и полит, управления, изменившейся роли науки в обществе и государстве, радикальных сдвигов в структуре наемных работников и сфере услуг.
Актуализация технократических перспектив сменилась к кон. столетия перспективой наступления «цивилизации прав чел.» и пришествием правового
гос-ва в страны бывшего социалист, лагеря, относимых сегодня к разряду стран развивающейся демократии. Между тем продолжающийся упадок авторитетности демократических ин-тов в глазах обществ, мнения Запада и рост степени и масштабов манипулируемости электоратом с помощью «грязных избирательных технологий» вновь создали благоприятные условия для полит, использования знания и людей знания (экспертов, консультантов, имиджмейкеров, ангажированных журналистов и телекомментаторов) в узкоэгоистических интересах правящего кл. и составляющих его элит. Эти перемены и процессы создали благоприятную нишу для техн. специалистов и технобюрократов, уже не претендующих на окончательное вытеснение демократии правлением экспертов, но хорошо осознающих цену своей «эзотерической, комплексной и дискреционной» по характеру работы, требующей теор. знания, мастерства и решимости, к-рыми обыкновенные люди не обладают и не могут их полностью осознавать или давать им оценку (Л. Линн). Представители герменевтики в соц. науках также обращают внимание на отсутствие в работе управленцев твердых правил и принципов на все случаи жизни и на необходимость принимать управленческие решения в ситуации неопределенности, что придает их деятельности характер «интуитивного артистизма» (Д. Шён).
«Левые» критики зап. об-ва и совр. тоталитарных режимов в лице представителей Франкфуртской школы (Т. Адор-но, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас) мн. внимания уделили теме необходимой замены просветительских идеалов узкой и де гуманизирую щей «техн. рациональности» идеалами «нерепрессивного разума». Просветительские идеалы с их изначальной агрессивностью знания сильно повлияли, по мнению франкфуртцев, на зап. и незападные (социалист.) формы организации социальной, причем эта новая ориентация знания поддерживается гл. обр. позитивистскими и сциентистскими школами соц. науки, с к-рыми и ведет постоянную полемику Франк-
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
фуртская школа. Согласно обобщению кризисных тенденций в развитии кап. об-в, сделанных Хабермасом, особое направление здесь составила новая политизация адм. решений, ставшая рез-том гос. вмешательства в экономику. Сопутствующие этим переменам новые соц. тенденции, такие как профессионализм и благосостояние, начинают действовать как «инородные тела» внутри капитализма, приводя к критической полит, культуре, потенциально ослабляющей капитализм.
Опред. поддержку технократическим ожиданиям оказывают совр. теории полит, элит и меритократии (последняя призвана сменить концепцию аристократии), согласно к-рым деление на элиту и массы явл. неотъемлемой чертой любого совр. об-ва.
Лит.: Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Наука и тоталитарная власть // Филос. иссл-я. 1993. № 3; Awnovitz S. Science as Power. Hampshire, 1988; While St. The Recent Work of Jurgen Habermas. Z., 1989; Linn L.E. Public Management as Art, Science and Profession. N.Y.. 1996.
В.Г. Графский
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ- термин, с 50-х гг. 20 в. применяемый в англоязычном обществоведении для обозначения разных вариантов ревизии идей классического эволюционизма социального 19 в. Выделяют три гл. вида Ы.: нсоларвинизм или «культ, селекциопизм», «культ, материализм», эволюционный функционализм. Неодарвинизм, пропагандируемый новой социобиологией, рассматривает об-ва как совокупности дискретных изменчивых явлений и свойств (напр., форм полит, власти, типов поселения, ии-тов родства, брака, наследования и т.д.). Соииокульт. вариации среди них возникают потому, что при передаче культуры от поколения к поколению и от чел. к чел. случаются ошибки и новации, аналогичные генетическим мутациям. Нек-рые вариации будут лучше др. приспособлены к сои. среде и рано или поздно вытеснят менее приспособлен-
ные формы. Направление сон. эволюции оказывается рез-том избирательного воздействия среды на случайные процессы возникновения новшеств в об-ве. Это позволяет обойти ключевую для функционализма проблему прямого объяснения того, как люди в обществ, гр. порождают функционально и адаптивно эффективные ин-ты; избежать споров о телеологии, ортогенезе и т.п. Все, что нужно, — это разнообразие вариаций (новых случайных сочетаний соииокульт. свойств) как сырья для эволюции и сито сстеств. отбора, устраняющее плохо адаптированные сочетания пугем проб и ошибок.
Против неодарвинизма выдвинут ряд серьезных возражений. Механизм биол. наследования зависит от разной скорости размножения и смертности отд. особей, в корне отличен от информационно-смыслового наследования (передачи) культуры независимо от органической жизни индивидов. В об-вах. где процессы воспроизведения (размножения) и самосохранения, онтогенез и филогенез неразличимы, нет и не может быть материальной «осн. единицы» сои. воспроизведения, сравнимой с геном, а значит, пет и соотв. единиц отбора. Бесплодны поиски «соц. генов», «атомов культуры» и в кач-вс общезначимых единиц информации («культ, инструкций», «образцов культ, памяти», «архетипических идей» и др.), конкурирующих в борьбе за выживание. Имеет смысл говорить лишь об «осн. единицах» опред. соц. подсистем (для демогр. совокупности такой единицей явл. индивид, для подсистемы родства — роль известного типа и т.д.). Применение модели случайного отбора к эволюции даже простейших об-в как целых встречает непреодолимые трудности, ибо для проявления рсз-тов случайного отбора в дарвиновском смысле не хватает ни времени, ни материала (достаточного кол-ва известных и crop, форм об-ва). чтобы объяснить эмпирически наблюдаемый высокий темп соц. эволюции. Нет глубоких сходств между мутацией как источником биол. изменчивости и соц. изобретением (ново-
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
зведением), целенаправленным, реагирующим на запросы извне и способным :< заимствованию и распространению в ip. обществ, «организмах».
Два др. вида Н. изначально исходят из направленности соц. эволюции, обусловленной так или иначе понимаемой структурной орг-цией об-ва. Они ближе :< спенсеровскому обобщенному понятию эволюции как движения от однородности к большему разнообразию, от простых к сложным формам орг-ции, к локальной специализации форм и т.п. В отличие от теорий эволюционизма 19 в. в Н. все эти особенности эволюции толкуются не как онтологический закон, а как полезное эмпирическое обобщение. «Культ, материализм», особенно заметный с сер. 20 в. в амер. культуран-тропологии и археологии (Л. Уайт, Г. Чайлд, М. Салинз, Э. Сервис, М. Харрис и др.), больше др. внимателен к развитию технико-экономической оазы культуры, к технол. реакциям об-в на требования среды, к влиянию эффек--явности потребления энергии на соц. ;!Н-ты и т.п. Не отрицая важности ес-теств. отбора, этот вид Н. при установлении направления эволюции переносит центр тяжести на взаимодействие между разл. аспектами об-ва, один из к-рых признается ключевым по отношению к τ ρ Салинз и Сервис под влиянием биолога Дж. Хаксли предложили различать : пецифическую эволюцию, характеризуемую возрастающей дивергенцией и хзаптивной специализацией конкр. об-в, it общую эволюцию, выражающую тенденции развития чел. культуры в целом, но, однако, не тождественной «прогрессу человечества», как он понимался в соц-и 19 в. Больший «эволюционный потенциал» они приписывают культ, ти-ггам, к-рые предварительно имели относительно обобщенные, а не высокоспели ализированные адаптивные характеристики. Эволюционный функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелзер, С. Эйзенштадт и лр.) ориентирован на модель развития не популяции (как неодарвинизм), а ор--анизма. Об-ва — это естеств., адаптивные, функционально интегрированные
системы, где новации появляются и выживают потому, что удовлетворяют функциональным требованиям об-ва как целого, тем самым определяя и направление эволюционного процесса. Здесь гл. затруднение заключено в во пр., как, посредством каких соц. процессов массы индивидов, каждый из к-рых не сознает всех последствий своей деятельности, тем не менее развивают «нужные» ин-ты, адаптивного и функционального значения к-рых в об-ве сами не понимают. Осн. ответы сторонников эволюционизма восходят к известным из истории соц-и решениям, обнаруживающим свою уязвимость для критики: «нормативная гипотеза» (идущая от О. Конта) объясняет интеграцию индивидуальных и соц. целей в ходе эволюции интернализацией членами об-ва общих норм и ценностей, «гипотеза рациональности» допускает существование за кулисами индивидуальных действий скрытой мотивации, опирающейся на нек-рое адекватное знание соц. целей и лучших средств их достижения.
Этот вид Н. охотно использует принципы дифференциации и интеграции Г. Спенсера и Э. Дюркгейма в кач-ве формулы общих структурных закономерностей разнородных изменений. Так, Парсонс выделяет неск. стадий в общей соц. эволюции, каждая из к-рых характеризуется опред. уровнем дифференциации и способом соц. интеграции. Когда-то этот подход преобладал в теориях модернизации. Критические поправки в него вносят: отказ от «органи-цистских иллюзий» функционализма, т.е. от представлений о фактуре об-ва как цельной ткани, где обязательно действуют непосредственные и тесные связи между разл. сферами обществ, жизни и развития, где каждая ч. пригнана к др. и исполняет некую жизненную задачу для блага об-ва как целого; разработка т.н. открытого системного подхода, изначально исходящего из гораздо более слабой, чем организмическая, «лоскутной» взаимосвязанности между разл. соц. подсистемами, из относительной автономности и неравномерности их развития и т.д.