Иерархия социологического знания
четыре верхних этажа социологического здания занимаетфундаментальная социология
пятый —прикладная
три верхних уровня теоретические знания
два нижних принято именовать общим названиемэмпирического знания
Прикладные исследования— самый низкий уровень социологии. Цель прикладного исследования — не описания социальной реальности, а ее изменение.
Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными (представительными, отражающими типичные черты, действительные для всей совокупности изучаемых объектов).
Научная картина мира (НКМ) в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории (ОСТ), а последняя влияет на образование частных теорий.
У Вебера и Дюркгейма разные картины мира, опирающиеся на разные онтологии (учения о структуре мира) и разные философские традиции: Вебер опирается на традиции номинализма, а Дюркгейм — реализма.
Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков — это статус и роль.
Любойстатус состоит из ролей, а те — из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией.
Статус — социальное положение позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходесоциализации (обучения социальным и политическим нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.
Социальная структура общества — совокупность пустых, т. е. незаполненных людьми статусов. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.
Социальная группа — совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.
Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями. Функция учителя — передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т. д. Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника ГОРОНО, родителя, офицера, русского и т. д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово «относительность» связана не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т. д. Социальные отношения — система социальных функций, связывающих между собой всю совокупность статусов. Оно, подобно статусам и функциям, принадлежит и раскрывает содержание социальной структуры.
Политические группы — всего лишь разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное».
Социальный состав населения —совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп.
Социализация —процесс обучения, продолжающийся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Его результат —социально зрелая личность.
Социальный контроль — особый механизм или, как говорили в старину, учреждение. Состоит всего из двух элементов —социальных норм (предписаний, что должно делать) исанкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Социальные институты — учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.
Фундаментальные институты человеческого общества — семья, производство, религия, образование, государство,возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору.
Социальный институт — очень сложное учреждение и самое главное — реально существующее.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.
Социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Расположенные друг над другом группы составляютсоциальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Их объединяет разделение труда в обществе.
При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередьдинамика описывается черезсоциальные процессы, которые мы определили, как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Самый длительный из них это
Социальная мобильность — переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы), которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.
Социальная динамика