Программа прикладного социологического исследования
Социолог, получивший заказ на изучение какой-либо проблемы, должен разработать программу исследования, составить план своих действий. Программа ПСИ – это документ, который содержит концепцию научного поиска решения проблемы, и где излагаются методы, с помощью которых социологи будут осуществлять этот поиск. Формы программной деятельности зависят от сроков проведения ПСИ. Если краткосрочные исследования могут проводиться без программы, то долгосрочные исследования в обязательном порядке требуют наличие такой программы. Программа состоит из двух частей: методологической и процедурной и выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая часть программы отвечает на вопрос: что будет изучаться? Ее функция состоит в том, что она позволяет четко обозначить изучаемую проблему, сформулировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, выдвинуть гипотезы, выделить основные понятия и проинтерпретировать их.
Процедурная часть программы выполняет методическую и организационную функции. В соответствии с методической функцией указывается, как будет проводиться исследование: какие методы сбора, обработки и анализа полученной информации будут применяться; на какой выборке. В организационной части содержится план исследования, определены обязанности членов исследовательского коллектива, сроки выполнения работ, смета расходов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса.
Первый методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.
1. Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации.Проблема и проблемная ситуация не тождественны, т.к. проблема может быть шире проблемной ситуации или проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами. Проблемная ситуация может рассматриваться в рамках одной проблемы, но может быть уже или шире ее. Проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий. Из этого следует, что ее анализ должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию. Например, в Республике Беларусь существует проблема занятости населения. Это масштабная социальная проблема страны. Но в конкретном исследовании в рамках данной проблемы может рассматриваться проблемная ситуация как противоречие между желанием столичных молодых женщин с высшим образованием работать и отсутствием в Минске рабочих мест по их специальности. В данном случае это проблемная ситуация уже социальной проблемы, хотя и рассматривается в ее пределах и на ее основе.
2. При анализе проблемы вырисовывается объект исследования. Под объектом исследования понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть явления, процессы, группы, общности, общество в целом. Одна и та же стороны социальной жизни может стать объектом изучения разных наук. Например, в 1990-х гг. в Японии отмечен рост количества смертей от инсультов и инфарктов среди менеджеров в возрасте сорока лет. Эту проблему изучали медики, юристы, социологи, однако каждый из них выделил нечто свое, специфическое для научного познания своей отрасли. Если медики исследовали состояние здоровья индивидов, то социологи выделили ряд факторов, способствующих росту смертей, в частности переутомление от работы, когда менеджеры вынуждены работать по 28 часов без отдыха, последствия экономического спада и др.
Нередко объектом исследования выступают люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлеченные в различные социальные процессы, так как именно люди являются носителями определенной социальной проблемы. Например, при изучении проблем занятости среди молодежи в Беларуси, к объекту следует отнести всех тех, кто олицетворяет социальное противоречие в названной области. Это могут быть реальные и потенциальные работники определенного возраста и работодатели; законодатели, которые принимают законы о труде; представители государственных органов власти и управления, занимающиеся решением вопросов трудоустройства.
Определение объекта исследования предполагает получение пространственных, временных и качественно-количественных характеристик, поэтому в разделе программы «Объект исследования и его предварительный анализ» следует фиксировать следующие признаки объекта:
1) пространственный (страна, регион, город, предприятие и т.д.);
2) временной (период и сроки проведения исследования);
3) отраслевой (вид изучаемой деятельности: сельское хозяйство, промышленность, образование, культура и т.д.);
4) количественный (какое количество единиц повергается изучению).
Отмеченные признаки объекта исследования обязательно должны находить свое отражение в названии самого исследования. Например, в названии «Отношение современной студенческой молодежи Республики Беларусь к гражданскому браку», отраслевой признак – студенческая молодежь, пространственный – Республика Беларусь, временной – студенты, обучающие на момент исследования в вузах Беларуси, количественный – все студенты всех курсов дневной и заочной форм, обучающие на момент исследования в государственных и частных вузах Беларуси (статистические данные).
Однако очень часто выбранный объект исследования слишком велик в количественном отношении, чтобы его можно было подвергнуть сплошному обследованию. При анализе объекта определяется приблизительная величина генеральной совокупности, т.е. количество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, которая позволяет отнести их к изучаемой системе. Например, студенческая молодежь Минска представляет собой генеральную совокупность при исследовании какой-либо социальной проблемы, объектом которой она является. К данному объекту относятся все те, кто обучается в государственных и частных учебных заведениях г. Минска (вузах, колледжах и училищах): девушки и юноши от первокурсников до пятикурсников и т.д. Чтобы иметь точные данные о количестве студентов, необходимо иметь статистические данные. Так определяется генеральная совокупность. Поскольку по ряду причин сплошное обследование не представляется целесообразным, определяется выборочная совокупность (например, равное количество студентов от разных учебных учреждений г. Минска).
3. После выделения объекта социологического исследования определяется его предмет. Социальная действительность настолько многообразна, что изучение ее в целом, «вообще» невозможно. Определение предмета исследования означает установление границ, в пределах которых будет изучаться объект. Такое преднамеренное упрощение объекта позволяет исследователю достаточно подробно рассмотреть интересующее его качество, свойство или характеристику объекта. Один и тот же объект может изучаться с позиции различных социальных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. Например, при изучении такого объекта, как студенческая молодежь страны, в качестве предмета исследования можно изучать отношение студентов к учебе, посещаемости занятий, их удовлетворенность учебой и т.д. Как и объект исследования, предмет изучения должен также находить свое отражение в названии самого исследования.
Как правило, предметом эмпирического исследования являются только те стороны, свойства и отношения реальных объектов, которые поддаются непосредственному описанию, классификации и доступны измерению. Этим самым эмпирическое исследование отличается от теоретического, в котором в качестве предмета выступают абстрактные объекты, теоретические схемы и модели.
4. После определения объекта и предмета изучения необходимо сформулировать цели и задачи исследования. Постановка цели и задач обеспечивает системность и последовательность действий в прикладном социологическом исследовании. Цель – это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Эмпирическое исследование ориентировано, прежде всего, на достижение практической цели, поиск решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций, поэтому элемент новизны здесь необязателен, необходимо определенное «типовое» решение проблемы.
Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. Как правило, задачи любого исследования состоят в получении нового знания.
5. Следующим этапом в разработке программы является выдвижение гипотез. Гипотеза – это предположительное суждение о структуре социального объекта, характере связи его элементов, о возможных подходах к решению социальных проблем и т.д. Поскольку в социологических исследованиях не всегда имеется необходимый запас теоретических знаний для изучения конкретной проблемы, социолог может довольствоваться так называемыми рабочими гипотезами. Рабочей принято называть такую гипотезу, которая является предварительным объяснением явления или процесса, пригодной для первого этапа изучения. В аналитических исследованиях гипотезы должны носить объяснительный характер. На стадии анализа предмета исследования обычно вырисовывается общая гипотеза, которая нередко носит излишне теоретический характер, в связи с чем в эмпирическом исследовании она преобразуется в ряд других, допускающих эмпирическую проверку.
Гипотезы могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, по содержанию предположений гипотезы бывают описательные, объяснительные, прогнозные, а по степени разработанности – первичные (выдвинутые до сбора эмпирических данных) и вторичные (откорректированные или выдвинутые вновь на стадии обработки и анализа информации). Основная трудность формулирования гипотез заключается в том, чтобы соотнести их с целями и задачами исследования и разработать однозначные высказывания, которые имеют ясные и точные понятия.
6. Последний раздел методологической части программы носит название «Основные понятия, их интерпретация и операционализация». При разработке программы важно выделить основные понятия. Это происходит при анализе проблемы и предмета исследования. Структурирование социального явления происходит через выделение определенных абстрактных понятий, которыми обозначается предмет. Например, при изучении девиантного поведения подростков предметом является «девиантное, отклоняющееся поведение» подростков. Это довольно абстрактное понятие будет использоваться в гипотезе, например о том, что существует прямая зависимость между отклоняющимся поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков. Однако, чтобы проверить эту гипотезу, нужно детализировать понятие «девиантное поведение». Такое разложение абстрактного понятия осуществляется поэтапно. Первый из них – интерпретация, когда происходит его теоретическая трактовка. Сложность интерпретации заключается в неоднозначности имеющихся толкований одного и того же понятия в различных научных источниках, на различном уровне абстракции понятий. Ошибочная интерпретация понятия может нарушить логику исследования, увести в сторону от поставленной цели. Например, корпорацию можно рассматривать как группу лиц одной профессии, одного сословия или как акционерное общество со статусом юридического лица. При изучении проблем корпоративного управления следует воспользоваться только вторым значением этого понятия.
Чаще всего основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия, которые являются менее абстрактными. В таких случаях необходимо из основного понятия вычленить его составляющие, т.е. более «частные» понятия, которые в него входят.
Следующий этап работы с понятиями – операционализация, т.е. дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни, т.е. эмпирических индикаторов. В ходе интерпретации и операционализации выделяются элементы основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Например, при изучении проблем корпоративного управления следует найти такие аналоги корпорации в реальной жизни, как признаки акционерного общества, юридического лица и т.д. Таким образом, весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа информации. Как правило, эмпирическое исследование проводится на выборочной совокупности. Главное требование к выборке – ее репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Расхождение между ними называется ошибкой репрезентативности. Элементы совокупности, которые подлежат изучению, называются единицами анализа. Это могут быть как отдельные индивиды, так и целые группы, если в них проводится сплошное обследование.
Если генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, то выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Например, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тысячи человек, а получает достоверные обо всем населении, и ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи.
Как правило, генеральную совокупность определяют цели исследования, а выборочную – математические методы. Если социолог намеревается изучить проблемы досуга молодежи Беларуси, в генеральную совокупность войдут все молодые люди, проживающие в республике, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог должен придерживается правила: любой молодой человек, независимо от места жительства, места работы, пола, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Объем выборки определяется по Таблице достаточно больших чисел[1], где минимальная допустимая ошибка не должна составлять более 5%, т.е. Р = 0,95 при mдоп. = 0,05.
При формировании выборочной совокупности могут использоваться неслучайный (направленный) и случайный методы отбора.
При неслучайном отборе единицы выборки отобраны направлено. Здесь, как правило, используется метод основного массива и квотный. Например, надо изучить отношение студентов конкретного факультета к учебе. Например, всего студентов дневной формы 1500 человек, которые занимаются на 5 курсах в 55 группах по 11 специальностям. Можно использовать квотный метод – пропорционально от каждого курса или каждой специальности.
Случайный метод на основе статистической случайности обеспечивает возможность каждому элементу генеральной совокупности попасть в выборку. Нельзя опрашивать специально подобранных или наиболее доступных людей, первых встречных, поэтому в рамках случайного метода чаще всего применяется вероятностный отбор, в том числе его упрощенный вариант – систематический, т.е. отбор через один и тот же интервал (шаг). В основу выборки могут быть положены списки сотрудников, картотека студентов вуза и т.д. Имеет место гнездовой отбор, когда единицами (гнездами) могут быть семьи, группы, коллективы и т.д. Считается, чтослучайный метод– наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.