Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция общества, у М. Вебера жестко связана с его методологической концепцией общества. Капитализм возникает и существует как совокупность содержательно специфических социальных и хозяйственных действий и порядков. Он возникает в результате общего исторического процесса рационализации социальных порядков и дифференциации сфер социального действия. Рационализация социальных порядков являет собой общий процесс «расколдовывания» мира, ослабление харизматического и традиционного начал и возобладания правового. Прогрессивно дифференцируется и рационализируется сфера хозяйственной деятельности; сфера государства и права; сфера гражданского общества с присущей ей специфической системой социальной стратификации и гражданского права; сфера рациональной науки и техники; сфера рациональной нравственности, заменяющей нравственность традиционную и религиозную.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 532.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 387
Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологическом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследования в области социальных наук состоит, по Веберу, в том, чтобы выйти за рамки исследования, ориентированного на познание чисто формальных норм социальной жизни и пробиться к пониманию действительности.
В соответствии с этой позицией и свою теорию капитализма, как и социологию в целом, Вебер строит как науку о действительном, а не как о формальном, как науку эмпирическую и об эмпирическом, а не формальную и о формальном. Социология как формальная наука необходимо должна была бы сосредоточиться на изучении нормативной жизни общества, т. е. на изучении правовых и конвенциональных норм. Вебер же стремится пробиться к действительности как живой и вечно меняющейся реальности. Для того чтобы «ухватить» эту живую и вечно меняющуюся действительность, этот «вечный поток жизни», он предлагает такой специфический взгляд на нее, как экономика, или хозяйство. «Социальная» точка зрения, т. е. изучение связи между людьми, позволяет с достаточной определенностью разграничить научные проблемы и вычленить собственно социологические лишь в том случае, если эта точка зрения характеризуется каким-либо особым содержательным предикатом»1. Таким предикатом для социологии является, по Веберу, социально-экономический. Именно хозяйственная или экономическая точка зрения «обеспечивает», по Веберу, «наиболее адекватную перспективу» для социологии. Именно экономика становится главным фоном и коррелятом социальной жизни.
Тот факт, пишет Вебер, что наше физическое существование и в равной степени удовлетворение наших самых высоких идеальных потребностей наталкивается повсюду на количественную ограниченность и недостаточность внешних средств, приводит к тому, что Для их удовлетворения требуется планомерная подготовка, работа, объединение в общество. Изначальная потребность объединения в общество для решения задачи выживания становится тем фундаментальным основанием, которое задает базисный смысл и значение социальной действительности.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 364.
I
388 История социологии
Все социальные явления — это явления экономически релевантные, или экономически обусловленные. Экономическая релевантность, или обусловленность, является специфической характеристикой социального, фактов, проистекающих из объединения индивидов в общество. Поэтому при рассмотрении любого исторически-конкретного типа общества Вебер выбирает «хозяйственный принцип»: взгляд на общество с точки зрения хозяйственной деятельности индивидов.
Следует, однако, особо подчеркнуть, что Вебер отказывается от мнения, будто всю совокупность явлений культуры можно дедуцировать из констелляций «материальных» интересов в качестве их продукта или функции, как это предлагается «материалистическим пониманием истории». Тем не менее он подчеркивает, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и... останется на все обозримое время творческим и плодотворным научным принципом»1. В связи со сказанным не случайным представляется и само название главного социологического труда М. Вебера — «Хозяйство и общество».