Теория капиталистического общества

Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно специфических социальных и хозяйс­твенных действий и порядков. Он возникает в результате общего исторического процесса рационализации социальных порядков и дифференциации сфер социального действия. Рационализация социальных порядков являет собой общий процесс «расколдовы­вания» мира, ослабление харизматического и традиционного на­чал и возобладания правового. Прогрессивно дифференцируется и рационализируется сфера хозяйственной деятельности; сфера государства и права; сфера гражданского общества с присущей ей специфической системой социальной стратификации и гражданского права; сфера рациональной науки и техники; сфера рациональной нравственности, заменяющей нравственность традиционную и религиозную.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 532.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 387

Предварительные методологические замечания

Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследования в области социальных наук состоит, по Веберу, в том, чтобы выйти за рамки исследования, ориентиро­ванного на познание чисто формальных норм социальной жизни и пробиться к пониманию действительности.

В соответствии с этой позицией и свою теорию капитализма, как и социологию в целом, Вебер строит как науку о действитель­ном, а не как о формальном, как науку эмпирическую и об эм­пирическом, а не формальную и о формальном. Социология как формальная наука необходимо должна была бы сосредоточиться на изучении нормативной жизни общества, т. е. на изучении пра­вовых и конвенциональных норм. Вебер же стремится пробиться к действительности как живой и вечно меняющейся реальности. Для того чтобы «ухватить» эту живую и вечно меняющуюся дейс­твительность, этот «вечный поток жизни», он предлагает такой специфический взгляд на нее, как экономика, или хозяйство. «Социальная» точка зрения, т. е. изучение связи между людьми, позволяет с достаточной определенностью разграничить научные проблемы и вычленить собственно социологические лишь в том случае, если эта точка зрения характеризуется каким-либо осо­бым содержательным предикатом»1. Таким предикатом для соци­ологии является, по Веберу, социально-экономический. Именно хозяйственная или экономическая точка зрения «обеспечивает», по Веберу, «наиболее адекватную перспективу» для социологии. Именно экономика становится главным фоном и коррелятом со­циальной жизни.

Тот факт, пишет Вебер, что наше физическое существование и в равной степени удовлетворение наших самых высоких идеальных потребностей наталкивается повсюду на количественную ограни­ченность и недостаточность внешних средств, приводит к тому, что Для их удовлетворения требуется планомерная подготовка, работа, объединение в общество. Изначальная потребность объединения в общество для решения задачи выживания становится тем фунда­ментальным основанием, которое задает базисный смысл и зна­чение социальной действительности.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 364.

I

Теория капиталистического общества - student2.ru Теория капиталистического общества - student2.ru Теория капиталистического общества - student2.ru Теория капиталистического общества - student2.ru Теория капиталистического общества - student2.ru 388 История социологии

Все социальные явления — это явления экономически реле­вантные, или экономически обусловленные. Экономическая реле­вантность, или обусловленность, является специфической харак­теристикой социального, фактов, проистекающих из объединения индивидов в общество. Поэтому при рассмотрении любого исто­рически-конкретного типа общества Вебер выбирает «хозяйствен­ный принцип»: взгляд на общество с точки зрения хозяйственной деятельности индивидов.

Следует, однако, особо подчеркнуть, что Вебер отказывается от мнения, будто всю совокупность явлений культуры можно деду­цировать из констелляций «материальных» интересов в качестве их продукта или функции, как это предлагается «материалистическим пониманием истории». Тем не менее он подчеркивает, что «ана­лиз социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и... останет­ся на все обозримое время творческим и плодотворным научным принципом»1. В связи со сказанным не случайным представляет­ся и само название главного социологического труда М. Вебера — «Хозяйство и общество».

Наши рекомендации