Глава 4. защита выпускной квалификационной работы

глава 4. защита выпускной квалификационной работы - student2.ru Порядок защиты выпускных квалификационных работ на факультете социологии регламентирован соответствующим Положением[18].

В буквальном смысле «защита» означает совокупность действий, направленных на опровержение обвинения. В случае защиты курсовой или квалификационной работы это значило бы, что комиссия обвиняет вас в некомпетентности, низком уровне работы и пр., а вы опровергаете это. Однако в научной практике термин “защита” используется, конечно, в другом значении. Под защитой здесь имеется в виду совокупность действий, направленных на представление содержания работы и доказательство ее основных положений.

Члены комиссии – не обвинители, но оппоненты – лица, которым поручена оценка вашего сочинения. Надо сказать, что защита – крайне важная часть работы по подготовке курсовой или диплома. Мало хорошо написать, важно хорошо защитить! Известны случаи, когда защита повышала оценку работы – рецензент поставил “4”, а государственная комиссия – “5” за счет успешного выступления и ответов на вопросы дипломника. Конечно, бывает наоборот – работа хорошая, а защититься автор не умеет, в результате – не очень высокий балл. Представить работу, репрезентировать себя – навык, который пригодится в жизни, и которому, следовательно, надо учиться.

Защита проходит устно, то есть автор работы должен в течение небольшого времени изложить основное содержание своей работы, а затем ответить на вопросы/замечания. Обычно для доклада на защите курсовой работы автору дается 5 мин., выпускной – 10 мин. Задерживаться дольше не стоит. Главная задача – с успехом уложиться в отведенное время. Хотя сделать это нелегко – месяцами вы сочиняли, а теперь должны представить результаты за несколько минут. В этом и заключается «высший пилотаж» – хорошо владея материалом, можно просто и стройно, лаконично и логично изложить его.

Обычно для выступления на защите рекомендуется заранее подготовить текст, таким образом, чтобы сориентироваться и во времени – прочитать дома, отмечая, сколько минут это занимает. В текст выступления необходимо включить главные сведения – обоснование выбора темы, ее актуальность, определение целей и задач работы, описание структуры, краткое изложение сущности работы, общие выводы и перспективы дальнейшей разработки темы. Необходимо включайте самый выгодный, с вашей точки зрения материал, который вызовет интерес, но не вызовет желания задавать сложные вопросы. Если есть необходимость – подготовьте презентацию или раздаточный материал - таким образом можно более эффективно использовать отведенное на выступление время.

После выступления на защите студент отвечает на вопросы членов комиссии. Советуем записывать вопросы – это даст лишнюю минуту для обдумывания ответа! Отвечайте на вопросы кратко, конкретно.

глава 4. защита выпускной квалификационной работы - student2.ru На защите выпускной квалификационной работы после выступления студента и его ответов на вопросы выступает рецензент (может быть зачитан его письменный отзыв). Затем студенту предоставляется возможность ответить на замечания рецензента.

Итак, основные рекомендации «по успешной защите»:

· говорить кратко и по существу (лучше 7 минут, чем 10);

· использовать профессиональную терминологию;

· не увлекаться «публицистическим» и «полемическим» слогом;

· не допускать недоказуемых утверждений – любое утверждение Вы должны быть готовы подтвердить фактами, данными исследований и пр.;

· быть готовым в ответ на вопросы членов комиссии дать определение любого термина, использующегося в теме ВКР, формулировке цели и задач ВКР;

· корректно интерпретировать данные эмпирического исследования (при его наличии). В частности, осознавать границы выводов – не пытаться говорить о «российском обществе» на основании результатов опроса своих сокурсников.

Заключение

глава 4. защита выпускной квалификационной работы - student2.ru Можно сказать, что любая человеческая деятельность, если человек действует рационально, направлена на получение прибыли или капитала (мы употребляем эти понятия в широком, внеэкономическом смысле). Достичь цели помогают различные ресурсы действующего. Чем больше ресурсов, чем правильнее они использованы, тем больше «прибыль». По аналогии подготовку курсового/выпускного сочинения можно рассматривать как стремление к достижению успеха, получению «прибыли». Приступая к такой работе, вы уже имеете какие-то ресурсы. К ним можно отнести и ваши личные способности, знания, умения, навыки, и доступ к внешним источникам типа литературы и другой информации, и наличие опыта, времени. Выгодно эти ресурсы использовав, вы получаете прибыль – более или менее высокую оценку, авторитет, статус, самоудовлетворение и пр.

Мы отдаем себе отчет в том, что какая-то часть студентов сориентирована на то, чтобы быстро и легко сдать работу. На наш взгляд, значительно интереснее и выгоднее – создать работу. Мы убеждены: проходя формально по жизненному пути, следуя принципу “лишь бы сдать”, есть риск не только не получить «прибыль», но и сделать неактуальными собственные ресурсные возможности.

Конечно, подготовить курсовую или выпускную работу - дело непростое, хлопотное. Но убедиться в том, что это еще и интересно, и увлекательно, почувствовать азарт и кураж можно только непосредственно работая над своим сочинением. Мы желаем вам на этом пути удачи и надеемся, что настоящее пособие поможет достичь результата – высокой оценки работы и удовлетворенности своим трудом!

С уважением,

кандидат социологических наук, зав.кафедры ТиПС УрГПУ

Л.Е. Петрова и

кандидат философских наук,

доцент кафедры ТиПС УрГПУ

И.В. Шапко

22 февраля 2012 г.

Литература

1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований:Учеб. для высш. учеб. Заведений / Г.С.Батыгин. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286 с.

2. Головин, Н.А. Выполнение курсовых и дипломных работ по социологии. СПб., 1996. – 45 с.

3. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Издание официальное. М., 2004.-170 с .

4. ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Издание официальное. М., 1984.- 76 с.

5. ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. М., 1991.

6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: научный стиль. Оформление работы. М., 1991.

7. Колесников Н.И. От конспекта к диссертации Учебное пособие по развитию навыков письменной речи . М., 2003;

8. Петрова Л.Е. Курсовые и дипломные работы по социологии. Методические рекомендации/Отв. Ред. Л.Я. Рубина. Екатеринбург, 2000. – с.

9. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М, 2001. – 203 с.

10. Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки / У.Эко. М., 2003. – 240 с.

11. Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М., 1996. – 254 с.

12. Ясавеев И.Г. Курсовые и дипломные работы по специальности “Социология”: Методические указания. Казань, 1996, 2004. – 19 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Наши рекомендации