Тема 4. социология личности
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
1. Что является предметом социологии?
а) социальные отношения;
б) политические отношения;
в) формы общественного сознания;
г) общество;
д) поведение индивидов.
2. Кто считается «отцом» социологии?
а) Герберт Спенсер;
б) Макс Вебер;
в) Огюст Конт;
г) Карл Маркс;
д) Эмиль Дюркгейм.
3. Какую задачу ставит социология?
а) психологическую;
б) методологическую;
в) математическую;
г) гносеологическую.
4. Как О. Конт первоначально назвал социологию?
а) социальная иерархия;
б) социальная физика;
в) социальная классификация;
г) бытие общества;
д) социальная механика.
ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.
1. Понятие, которое не входит в определение общества как системы:
а) социальный институт;
б) отклоняющееся поведение;
в) социальная общность;
г) социальная структура;
д) социальные взаимодействия.
2. Предложил объяснять социальную связь между людьми как их коллективное
стремление («органическую солидарность»):
а) Т. Гоббс;
б) Г. Гегель;
в) Э. Дюркгейм;
г) Дж. Милль.
3. Социальные отношения - это:
а) статичные формы социальных взаимодействий;
б) деятельность социальных субъектов с позиций их неодинакового положения в обществе и
роли в общественной жизни;
в) соглашения, договоры между людьми;
г) определенный набор стандартов поведения индивидов в конкретной ситуации.
4. Рассматривают общество как стабильное целое:
а) функционалисты;
б) конфликтологическая школа;
в) позитивисты;
г) психоаналитическая школа.
ТЕМА 3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
1. Отрицал мнение о наличии общечеловеческой культуры:
а) Ш. Монтескье;
б) В. Гете;
в) О. Шпенглер;
г) А. Фергюссон.
2. Культурный смысл продуктов деятельности человека возникает:
а) при «вписывании» их в общую сеть явлений человеческого мира;
б) при рыночных операциях;
в) при смене поколений;
г) в процессе культурно-национального возрождения.
Превращение процесса развития цивилизации в культурно-исторический процесс
возможно при:
а) высоких жизненных стандартах;
б) решении собственно человеческих проблем бытия;
в) беспрерывности научно-технического прогресса;
г) организации целесообразной деятельности человека.
4. Преемственность в развитии культуры - это:
а) создание предметного мира культуры;
б) организация наиболее рационального использования свободного времени;
в) пропаганда новейших достижений науки и техники в обществе;
г) воздействие достигнутого в прошлом на формирование современных представлений о
культуре.
ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. Анализировал комплекс проблем, связанный с личностью:
а) Ч. Дарвин;
б) Н. Данилевский;
в) Д. Чижевский;
г) Ч. Кули.
2. Сторонники теории ролей личности исходят из того, что личность есть:
а) функция индивида;
б) функция от той совокупности ролей, которые исполняет индивид в обществе;
в) самодетерминация индивидуального поведения;
г) продукт взаимодействия индивида и общества.
3. Социальный статус личности зависит от:
а) материальных условий жизни, созданных в обществе;
б) активности личности;
в) духовных условий жизни;
г) возможности освоения индивидом материальных, социальных, духовных условий,
созданных в обществе.
4. Социализация личности - это:
а) система определенно интегрированных в индивиде социально значимых черт;
б) усвоенные человеком элементы социальных отношений;
в) самовозобновляемость общественных отношений;
г) процесс вхождения человека в общество и становление социальности индивида.
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
1. Стратификация - это:
а) идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общество элементов;
б) различение социальных слоев по мощности;
в) механизм нормального функционирования общества;
г) понятие, помогающее конкретизировать общее представление о структуре общества.
2. Социальная группа - это:
а) часть этноса;
б) совокупность людей, выделяемая по некоторым признакам;
в) реальная или воображаемая группа, выступающая для индивида в процессе социального
сравнения в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение,
поведение и установки;
г) часть класса.
3. Процесс миграции населения в город называется:
а) аграризация;
б) адаптация;
в) мобильность;
г) урбанизация.
4. Выберите статус, характеризующий стратификационную характеристику индивида:
а) доцент кафедры;
б) мужчина;
в) работник умственного труда (интеллигент);
г) член политической партии.
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.
1. Основные признаки семьи (отметьте необязательный):
а) брачные или кровно-родственные связи между всеми членами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет;
г) юридическое оформление отношений.
2. Создание семьи регулируется (отметьте необязательный элемент):
а) правом;
б) моралью;
в) религией;
г) государством.
3. Кризис семьи проявляется в том, что:
а) семья хуже реализует свои функции;
б) общество изменяет форму существования (индустриальное на постиндустриальное) и
требует того же от семьи;
в) увеличивается количество женщин по сравнению с мужчинами;
г) общественное мнение игнорирует равенство отца и матери в воспитании детей,
провозглашенное законом.
4. В современных условиях потребность в детях основывается на мотивах и расчетах:
а) экономических;
б) моральних;
в) психологических;
г) религиозных.
ТЕМА 7. ДЕВИАНТНОСТЬ.
1. Основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения (отметьте лишнее):
а) асоциальное;
б) деструктивное;
в) противоправное;
г) аффективное.
2. Серьезное внимание социологическому анализу социального поведения уделяли (отметьте лишнее):
а) П. Сорокин;
б) Т. Парсонс;
в) Р. Дарендорф;
г) Ф. Аквинский.
3. Девиантное поведение может выражаться в форме (отметьте лишнее):
а) поступка;
б) деятельности;
в) образа жизни;
г) образа мыслей.
4. Классическая работа об отклоняющемся поведении (отметьте лишнее):
а) Э. Дюркгейм. Самоубийство;
б) Р. Бормс. Организм и общество;
в) Л. Гумпилович. Расовая борьба;
г) Платон. Политика.
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
1. Для современного общества не характерно:
а) стремление людей к родству и межличностному взаимодействию;
б) предоставление широкого выбора социальных ролей;
в) поддержка в социальных действиях личной мотивации индивидов;
г) высокий социальный контроль.
2. Проблема предвидения будущего решается наукой:
а) социологией;
б) философией;
в) футурологией;
г) глобалистикой.
3. Развернуть вектор развития украинского общества в сторону реальных
демократических преобразований могло бы:
а) обращение к традиционалистской ценностной базе регулирования социальных отношений;
б) соответствующее социальное поведение политических лидеров;
в) создание условий для строгого контроля за выполнением принятых законов;
г) решение проблем национальной толерантности.
4. В «постиндустриальном обществе» происходит (отметьте неверное высказывание):
а) массовое распространение интеллектуального труда;
б) рост объема научных знаний и информации;
в) преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования;
г) безграничный рост благосостояния.