Классический этап развития социологии
Настоящее развитие и признание социологии получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Часть, так скажем, фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям середины 19 - начала 20 в. Это немецкие ученые К.Маркс и Макс Вебер, а также Эмиль Дюркгейм.
Творчество Карла Маркса (1818 - 1883 ). К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства, как известно - на основе изучения классовый структуры, и проанализировал социальные конфликты в обществе.
Из всех этапов общественного развития наиболее глубоко был рассмотрен капитализм. Не случайно именно ему посвящен главный труд всей жизни Маркса "Капитал", в котором и был применен особый метод научного познания общества.
Несмотря на то, что К.Маркс не был социологом в строгом и узком смысле этого слова, значение его идет для развития социологии сегодня общепризнанно, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем пример американского профессора социологии Кристофера Дуба: "Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь. Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли - это продукты той эпохи, в которой они локализованы. Третья главная идея - это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию". При этом в западных учебниках по социологии четко проводится идея: без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма - гигантов социологии. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение.
Социология Макса Вебера (1864 - 1920 гг.)
В 90-е годы М.Вебер был профессором сначала Фрайтбургского, а затем Гейдельбегского университетов, однако из-за тяжелого душевного заболевания вынужден был оставить преподавательскую деятельность, к которой вернулся лишь незадолго до смерти, в 1919 г. поступив на службу в Мюнхенский университет. В 1904 году стал редактором немецкого социологического журнала.
Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах. Идеальный тип . - теоретическая конструкция, отражающая не объективную реальность, а результат мышления, исследовательскую деятельность ученого. Идеальный тип - это образ-схема, способ систематизации конкретного материала, познаваемого социологом. Идеально-типические конструкции - это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, понятия "капитализм", "церковь", "город", "религия", 'экономический человек" и т.д. Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический, исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого.
Учение Вебера об идеальных типах является основой его "понимающей социологии". В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой. Таким образом, предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Большое значение Вебер придавал анализу социальных групп, в первую очередь по признакам их престижа и статуса и описывал конфликты между ними. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспективах диктатуры пролетариата.
Еще об одном пласте проблем, исследуемых Вебером - это взаимодействие экономики и религии. В работе "Протестанская этика и дух капитализма" он показывает как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Вебер стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность, не случайно сегодня западная социология обнаруживает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивают свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов его реанимации.
Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сама по себе "понимающая социология", учение об идеальных типах, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачами общества и времени, что имя Вебера вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.
Идеи Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917 гг.)
Основатель французской социологической школы, он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Работа "Правила социологического метода" (1895) - своего рода "манифест" дюркгеймовской социологии, в котором и содержались его основные исследовательские постулаты - социология - наука, которая должна иметь собственный предмет исследования и специфический метод.
Основными принципами "социологизма" Дюркгейма является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить социальное из него самого. В связи с этим был подвергнут критике предшествующий Дюркгейму биологический и психологический подходы. "Социологизм" как теория тесно сопрягался с социологическим методом. В чем его суть? Каковы основные правила метода ?
Во-первых, Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, социологический метод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-третьих, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем самым способствовать превращению социологии в сравнительную науку.
Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из центральных идей его о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них. Мне бы хотелось подчеркнуть особую значимость приведенных положений о методе для последующего развития научной социологии.
Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления. Тем более, что в западной социологии нет ни одной работы, авторы которой не ссылались бы на ставший уже классическим труд французского ученого, который называется "Самоубийство". Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый - в качестве главной причины - социальной средой. Он писал, что самоубийство зависит, главным образом, не от внутренних свойств индивида, а от внешней причины управляющих людьми.
Для анализа самоубийства социолог использовал данные официальной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерностей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди мужчин самоубийц больше, чем среди женщин; среди одиноких больше, чем среди женатых.
Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств, впоследствии его методология и материалы были использованы для исследования девиантного поведения, в частности, американским ученым Р.Мертоном). Итак, подчеркнем, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему. Главными ее элементами были:
а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;
б) трактовка общественного порядка как нормального состояния общества (его учение об аномии - т.е. кризисном состоянии общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей);
в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества _ морали . и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.
Влияние Дюркгейма определялось и мощной школой социологов, которая осталась после него. Будучи с 1902 г. профессором Сорбонны, а с 1906 г. там же - руководителем кафедры социологии, Дюркгейм сумел сформировать коллектив единомышленников. Среди его учеников - М.Моос, Л.Леви-Брюль и др. Современные исследователи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.
Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология", столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических исследований различных аспектов этой теории.