Модуль 2. Организация и проведение эмпирического социологического исследования
Тема 2.1 Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования. Основные элементы программы. Постановка проблемы, целей и задач исследования, его объект и предмет. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение гипотез, их виды. Стратегический план исследования. Определение и интерпретация понятий.
Инструментарий эмпирического исследования. Пилотное исследование: цели и задачи, особенности проведения. Полевые работы.
Методика анализа и интерпретация социологических данных. Понятие значимой разности. Перекрестный анализ и таблицы сопряженности. Современные компьютерные методы обработки социологических данных (на примере программы SPSS).
Тема 2.2 Требования к выборке. Виды выборок. Измерение. Понятие генеральной совокупности. Сплошные и выборочные исследования. Определение уровня степени надежности результатов и допустимой ошибки выборки. Принципы определения объема выборки. Критерии качества выборки. Характеристика основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки. Систематические ошибки.
Измерениев эмпирическом исследовании, проблемы устойчивости измерения. Эмпирические показатели. Шкалирование, основные виды шкал. Обеспечение репрезентативности и валидности результатов.
Тема 2.3 Опросные методы сбора информации.Характеристика основных групп методов по разным основаниям. Их возможности и ограничения.
Разновидности опросов. Стандартизированное анкетирование и интервьюирование. Основные правила составления вопросников. Типы вопросов по характеру запрашиваемой информации.
Разновидности вопросов по структуре: открытые, закрытые и полузакрытые. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Типичные ошибки при составлении вопросников.
Мониторинг. Экспресс-опросы (уличные и телефонные): специфика выборки и инструментария. Способы доставки анкет. Прессовое анкетирование: преимущества и ограничения метода.
Тема 2.4 Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования. Особенности полевых документов при использовании этих методов. Структурализованное (контролируемое) наблюдение. Правовые и этические аспекты использования скрытого наблюдения. Способы получения и фиксирования информации при контролируемом социологическом эксперименте. Обеспечение надежности получения информации в ходе наблюдения и эксперимента.
Тема 2.5 Контент-анализ (анализ документов). Особенности процедуры и техники.Понятие документа (текста) в социологии. Основные объекты контент-анализа. Построение системы категорий анализа и их признаков. Методика составления кодификатора. Единицы анализа и счета.
Выборка в контент-анализе. Требования к инструментарию.
Текущее (рабочее) и целевое изучение содержания опубликованных (вышедших в эфир) материалов. Редакционная почта как объект контент-анализа.
Лабораторные занятия
Лабор. занятия 1-2.Определение проблемы, целей и задач эмпирического
исследования, его объекта и предмета.
Лабор. занятие 3.Расчет объема и определение типа выборки.
Лабор. занятие 4. Методика составления кодификатора.
Лабор. занятие 5-6. Процедура и техника контент-анализа.
Лабор. занятие 7. Анализ и интерпретация полученных данных.
Лабор. занятие 8-9. Подведение итогов социологического исследования и его презентация.
Проектное задание
Контент-аналитическое исследование газет, журналов, радио- и телепрограмм, сетевых МК.
Вопросы к теоретическому собеседованию
1. Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики.
2. Социология и журналистика: общее и особенное.
3. Три уровня теоретичности социологии журналистики. Взаимодействие макросоциологии журналистики, частных социолого-журналистских теорий и эмпирических исследований.
4. Основные этапы развития социологических исследований журналистики в мире
5. История развития социологии СМИ в России.
6. Социология в работе редакции и журналиста
7. Социологическая публицистика. Развитие традиций русской социологической публицистики на современном этапе.
8. Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования.
9. Постановка проблемы, целей и задач исследования, его объект и предмет. Предварительный системный анализ объекта исследования.
10. Выдвижение гипотез, их виды. Стратегический план исследования. Определение и интерпретация понятий.
11. Понятие генеральной совокупности. Сплошные и выборочные исследования.
12. Программные требования к выборке. Критерии качества выборки. Характеристика основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки.
13. Пилотное исследование: цели и задачи, особенности проведения. Полевые работы
14. Методика анализа и интерпретация социологических данных. Понятие значимой разности. Перекрестный анализ и таблицы сопряженности.
15. Характеристика основных групп методов по разным основаниям. Их возможности и ограничения.
16. Разновидности опросов. Стандартизированное анкетирование и интервьюирование.
17. Основные правила составления вопросников. Типы вопросов по характеру запрашиваемой информации.
18. Разновидности вопросов по структуре. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы.
19 .Мониторинг. Экспресс-опросы (уличные и телефонные): специфика выборки и инструментария.
20. Прессовое анкетирование: преимущества и ограничения метода.
21. Контент-анализ (анализ документов). Понятие документа (текста) в социологии. Особенности процедуры и техники.
22. Особенности выборки в контент-анализе.
23. Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования.