Формирование социального заказа на проведение социологического исследования

1. Подготовка исследования

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

2.Сбор первичной социологической информации

Работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

3.Подготовка информации к обработке. Сама обработка

З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

4.Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулировка выводов.

Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

Выборка в социологическом исследовании

При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называетсявыборкой.

Генеральная совокупность- совокупность всех возможных соц.объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования.

Выборочная совокупность- часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.

Репрезентативность- свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Чем больше величина выборки, тем меньше вероятность ошибки. Выборка считается репрезентативной, если количество респондентов включенных в выборочную совокупность составляет 10% от генеральной совокупности.

Виды выборки:

1.Механическая( каждый 3,5,10)

2.Серийная: генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой отбираются пропорциональные части, например по 20%

3.Гнездовая: в качестве отбора выступают группы, последующим сплошным использованием их. Если состав групп схож.

4.Метод основного массива( 60-70% генеральной совокупности)

5.Квотный метод: при большой генеральной совокупности и требует для отбора респондентом не менее 4 признаков

Виды ошибок: 1.Случайные ошибки 2.Погрешности вычислений 3.Систематические ошибки

Измерение в социологии

Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале.. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные (возраст - число исполнившихся лет, заработок - денежные единицы,) Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни.

Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:

  • Качественная классификация объекта исследования.
  • Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор - внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака.
  • Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности.

В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.

Наши рекомендации