Функции социальных институтов. Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.) Можно сказать, что функция – это именно та польза, которую институт приносит обществу.
Самой главной функцией социальных институтов выделяется удовлетворение необходимых потребностей социума. Чтобы понять, происхождение и организацию инстутиту, нужно связать ее с удовлетворением потребностей. Французский социаолог и филосов, Э. Дюркгейм сказал: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».
Любое общество нуждается в обновлении, пополении знаний, людей, питания, для того, чтобы была возможность передачи их последующему поколению, - без этого невозможно существование общества как такового.
Также одной из важных функций является социализация людей, которая может быть осуществленна почти всеми институтами, например, усвоение культурных ценностей, регилии, мировоззрения, понимание собственной социальной роли…
Все эти функции являются универсальные, то есть присущи для различных социальных институтов. Следует отметить, что еще есть и специфические функции, которые относятся только определенным институтам и не свойственны для других. Например, регулирование порядка в обестве, применяемое государством, передача и освоение каких-либо новых знаний, применяемое институтом культуры и другие.
Мы живем в таком обществе, что некоторые институты просто не могут выполнять только одни функции, поэтому каждая функция специаризиурется сразу на несколько институтов. Например, функцию воспитания или приобщения детей к обещству могут выполнять институты семьи. Государства и церкви. Также, над осказать, что институт семьи выполняет не только функцию воспитания и приобщения детей к обещству, но и обеспечивает воспроизводство людей..
В далекие времена государство выполняло только определнные задачи, которые были связанны с поддержкой безопасности. Но со временем многое изменилось, и функции государства значительно расшились, подразумевая то, что государство теперь не только борется за беспасность, защищая границы и граждан, но и занимается регулированием экономики, обеспечивает социальную помощь обществу с помощью пенсий, социальных пособий, поддерживает здравообхранение, образование, науку, собирая налоги..
Что касается института религии, то следует подчеркнуть, что если изначально церковь создали для решения каких-либо нравственных и мировоззренческих проблем, а также для установления духовных нормативов, то теперь церковь занимается и образованием, сохраняя и передавая определенные знания, создает различные религиозные школы, гимназии, и с недавних пор стали интегрировать религию в систему образования в обычных школах.
Но деятельность социальных институтов не всегда действует во благо, поэтому если она приводит к нежелательным последствиям, принося вред, ее называют дисфункцией. Дисфункция социального института – несоответствие деятельности институтов человеческим потребностям; «любая социальная деятельность, несущая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». Ярким примером дисфункции государственного института может послужить коррупция. Эта дисфункция не только нарушает политический уклад государства, мешая ему правильно и эффективно действовать, поддерживая безопасность, пресечением неправомерных действий, контролируя действия других социальных институтов, но и вызывает застой органов госудаственной власти. Нарастает доля теневой экономиики, большое количество средств так и не попадает в государственный бюджет страны, происходят безнаказанные правонарушения со стороны законодательной власти, тем самым идет огромное влиятие на отток денежных средств. Это происходит не только с государством, но и с другими социальными институтами, при этом прекращается развитие и происходит застой экономики и жизни в целом. Таким образом предотвращение дисфункции того или иного социального института служит главной задачей социальной системы. Как в принципе домино, решение одной проблемы служит решением остальных.
Таким образом, институционализация является процессом закрепления устоявшихся регулирующихся общественных норм, ролей и правил, организуя из них целую систему, удовлетворяющую потребности общества, тобы исходя из этой модели можно было сделать прогноз.
Социальные процессы
С возникновения социологии мы понимаем, что общество не статично, в нем проявляются изменения различных элементов социальных отношений, их структуры. Ни для никого не секрет, что нет ничего статичного: мы наблюдаем изменения социальных связей, статусов, ролей и взаимодействий людей, более того, меняется и социальная структура, ценности и нормы поведения, - все это приводит к возникновению нововведений: форм и типов государства, норм права - в этом и проявляются социальные процессы.
Сама структура социальных процессов состоит из пяти элементов:
· Субъект социального действия - индивидуум, социальная группа, которая направляет, управляет процессом
· Объект социального действия - то, на что направлен социальный процесс
· Условие состояния социального действия – характер самой социальной среды
· Само социальное действие, которое направленно на процессы
· Результат – сами изменения в социальных объектах в результате взаимодействия на них субъектов
Изменение социальных процессов получило название «социальная динамика» - совокупность процессов изменения и развития общества, его социальных структур, которые ведут к обновлению. Можно выделить несколько типов изменений социальных процессов – линейный (эволюционный), циклический, спиралевидный.
· Линейный тип или эволюционный представляет собой процесс изменения как живой, так и неживой природы. Эволюция чаще всего приводит к усложнению, дифференциации и повышению организации системы. Важнейшим критерием эволюции общества является его дифференциация, путем осложнения организации, которые может обеспечить каждому организму наибольшую приспособленность к окружающей среде.
· Циклический тип. Приверженцы эволюционной теории описывают исторический процесс, как определенные уровни, которые характеризуются определенной направленностью, то приверженцы циклизма основываются на расцвете и неизбежном закате определенных цивилизаций, то у них нет стремления расположить общество в определенном порядке по линейной шкале. Взамен, они пытаются сравнить общества, находя в них сходства и различия на различных стадиях – упадка и расцвета. Если эволюционисты смотрят оптимистически на человечество, опираясь на его неизбежное развитие, то циклисты, напротив, пессимистично, предвещаю гибель абсолютно любой цивилизации. Немецкий циклист О. Шпенглерговорил, что культура общества имеет схожесть с человеческой жизнью, что, как и человек, культура проходит этапы: возникновения, зрелости, заката и смерти. Основываясь на изучения
восьми типов культур он также заявил, примерно каждая культура может существовать около 1000 лет.
· Спиралевидный тип. Спиралевидная модель предусматривает все изменения: эволюционные и революционны, которые происходят в обществе. Ярким и известным примером служит марксизм, в котором вся история представлена, как следующая друг за другом смена общественно-экономических формация, то есть определенных ступений в развитии общества. Следует отметить, что преимущество отдается революциям, а основной формой преобразования общества является практика, представленная как материальное производство, социальные революции.
Социальные движения
Разновидностью социальных процессов являются социальные движения – «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе» (Р. Тернер).
Социальные движения могут возникать в некоторых ситуациях. Среди предпосылок можно выделить благоприятствующие возникновению и расцвету социальных движений, например, социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность, несправедливость или статусная неопределенность.
Можно выделить основные типы социальных движений:
1. революционные движения– неожиданное, резкое и насильственное изменение в социальной структуре общества. Наиболее частыми причинами являются: переполнение чувства неудовлетворенности или же беспокойства, неспособность дать нормальное объяснение существа проблем, проявление какого-либо социального мифа, побуждающего к действию, или же революционный взрыв, террор, возврат к спокойному установлению власти;
2. движения реформ– различные попытки поменять определенные стороны общества без радикальной трансформации общественной жизни (например, движение за отмену какого-либо закона, экологическое движение и прочие.);
3. утопические движения– попытки для создания каких-то новых социальных порядков, опережающих свое время и включающих неадекватные действия;
4. движения сопротивления– попытки сопротивления излишне революционным и радикальным, социальным изменениям либо положительного, либо отрицательного характера;
5. экспрессивные движения– попытки изменения поведения в социальной среде общества без изменения самой среды (движения хиппи, и порчие).
Среди разновидностей социальных движений также могут выступать различные религиозные, феминистские, эмигрантские и многие другие движения.
Заключение
Социальные процессы, институты и в целом структура являются неотъемлемыми факторами существования общества. Например, люди в социальных группах пытаясь как-нибудь реализовать свои потребности, ищут различные способы. Основываясь на опыте, можно сказать, что они все-таки находят некие образцы поведения, которые перерастают в шаблонные традиции, обычаи и привычки. Со временем эти клише узакониваются и становятся приемлемыми для всего общества, а за несоблюдение их предусматривается система санкций.
Так, например, банки - элементы бизнеса, которые развивались для потребности в накоплении, займах и инвестиции денег и в результате через некоторое время превратились в самостоятельно организованный институт. С течением времени члены социальных групп собирают и систематизируют практические навыки и образцы, и вследствие этого институты развиваются, меняются порцессы.