Методы невероятностной (неслучайной) выборки.
Неслучайная(невероятностная) выборка– это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка. По этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по условиям исследования оказывается единственно возможным провести неслучайную выборку.
Таким образом, можно заранее сказать, что по содержательным критериям невероятностная (она же целевая и целенаправленная) выборка не хуже вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недостатки: невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зрения затрат она обычно превосходит вероятностную на несколько порядков). Но есть и преимущества – более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной выборкой.
Известны следующие разновидности неслучайной выборки: квотная выборка, метод «снежного кома», метод основного массива, метод стихийного отбора.
Выделяют два основных вида неслучайного отбора:
– направленный отбор (другие названия – целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);
– стихийный.
Направленный отбор характеризуется выбором единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются следующие: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.
Метод «снежного кома» (snowball sampling) – разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей.
Этот метод обычно применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов (так называемых редких элементов) – например потребителей, обладающих очень высокими доходами, или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера), и выборка с каждым шагом разрастается, подобно снежному кому.
Метод стихийного отборатолько внешне похож на случайный отбор, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опрашивая всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности, например людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется, и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Стихийный отбор может принимать иную форму, когда не социолог подходит к первому встречному на улице, а первый встречный звонит на телевидение, откликаясь на обращение принять участие в так называемом интерактивном опросе, ставшем особенно модным у нас с конца 1990-х гг.
К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива.Метод основного массива представляет опрос 60–70 % генеральной совокупности. Процедура его крайне проста: из жителей данного района или работников данного предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупностей сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение.
Кроме того, к невероятностным методам отбора относятся также:
– отбор на основе принципа удобства;
– отбор на основе суждений.
Смысл метода отбора на основе принципа удобствазаключается в том, что формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций исследователя образом, например с позиций минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов. Формирование выборки на основе сужденийосновано на использовании мнений квалифицированных специалистов, экспертов относительно состава выборки. На основе такого подхода часто формируется состав фокус-группы.
Выборочный метод находит самое широкое применение в научной практике за счет высокой научной достоверности получаемых знаний (ошибка выборки чаще всего не превышает 3 %), а также за счет значительной экономии людских и финансовых ресурсов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое программа социологического исследования? Из каких основных частей она состоит?
2. Почему значительное место в программе исследования занимает теоретическая интерпретация основных понятий?
3. Сформулируйте общие требования, которым должна удовлетворять гипотеза, подлежащая эмпирической проверке.
4. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследования?
5. Что такое социологический опрос? Какие типы опросов вы знаете?
6. В чем состоят особенности социологического наблюдения?
7. Чем определяются значимость эксперимента в социологических исследованиях?
8. Назовите основные преимущества и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента в социологических исследованиях.
9. В чем особенность качественных методов, применяемых в социологическом исследовании?
10. Охарактеризуйте специфику такого качественного метода, как кейс-стади.
11. В чем отличие качественной методологии исследования от количественной?
12. Что такое выборка и почему необходима ее репрезентативность?
13. В каких случаях применяется метод «снежного кома»?
14. Что представляет собой генеральная совокупность и какова связь с ней совокупности выборочной?
ЛИТЕРАТУРА
1. Винославская, С. Н. Методика исследования exit pull в оперативном режиме / С. Н. Винославская, Н. Н. Чурилов // Социология. – 2008. – № 1. – С. 112–117.
2. Горшков, М. К. Социологическая информация и методы ее сбора / М. К. Горшков, Б. З. Докторов, Ф. Э. Шереги // Социология образования. – 2010, июнь. – № 6. – С. 4–38.
3. Докторов, Б. З. Методология и практика опросов обогащенного общественного мнения / Б. З. Докторов // Социология. – 2008. – № 1. – С. 99–112.
4. Коршунов, Г. П. Форсайт-исследования – методология активного прогнозирова-ния / Г. П. Коршунов // Социология. – 2013. – № 4. – С. 115–122.
5. Ротман, Д. Г. Рейтинговые замеры: сущность и проблемы применения / Д. Г. Ротман, Е. И. Дмитриев // Социология. – 1998. – № 2. – С. 69−73.
6. Ротман, Д. Г. Сравнение как ключевой методологический принцип анализа социологической информации / Д. Г. Ротман // Социология. – 2013. – № 2. – С. 110−117.
7. Терещенко, О. В. Современные тенденции развития статистического анализа данных социологических исследований / О. В. Терещенко // Социология. – 2010. – № 1. – С. 100−114.
8. Терещенко, О. В. Становление современной количественной методологии / О. В. Терещенко // Социология. – 2010. – № 4. – С. 85−93.
9. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1987. – 248 с.
10. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. – 595 с.
ЛИТЕРАТУРА
О с н о в н а я
1. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 603 с.
2. Бабосов, Е. М. Практикум по социологии / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 411 с.
3. Бабосов, Е. М. Прикладная социология / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 495 с.
4. Бабосов, Е. М. Социология в текстах: хрестоматия / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 350 с.
5. Добреньков, В. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 623 с.
6. Екадумова, И. И. Социология / И. И. Екадумова, М. Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 171 с.
7. Елсуков, А. Н. Краткий курс теоретической социологии: учеб. Пособие / А. Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 127 с.
8. Исаев, Б. А. Социология / Б. А. Исаев. – М.: Питер, 2007. – 224 с.
9. Канашевич, Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии / Н. М. Канашевич. – Могилев: Изд-во МГУ им. А. А. Кулешова, 1999. – 472 с.
10. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для студентов высш. учеб. заведений / А. И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 367 с.
11. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 384 с.
12. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 534 с.
13. Лавриненко, В. Н. Социология / В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
14. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 191 с.
15. Социология: наука об обществе / под общ. ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. – Харьков, 1996. – 685 с.
16. Социология: учебник / под ред. П. Д. Павленок. – М.: Маркетинг, 2002. – 1035 с.
17. Социология: курс лекций / Ю. Г. Волков [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 509 с.
18. Социология. Основы общей теории / под ред. В. И. Бахмина, Я. М. Бергера [и др.]. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. | |
Л е к ц и я 1. Социология как наука о социальном мире человека …………... | |
Л е к ц и я 2. Общество как социальная система …………................................ | |
Л е к ц и я 3. Социальная стратификация и социальная мобильность ………. | |
Л е к ц и я 4. Социальная динамика и социальное развитие …………………. | |
Л е к ц и я 5. Социальное управление и социальная политика ……………….. | |
Л е к ц и я 6. Семья как социальный институт и социальная группа ………... | |
Л е к ц и я 7. Религия как социокультурный феномен ………………………... | |
Л е к ц и я 8. Эмпирическое социологическое исследование общества …….. | |
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………. |