Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире

Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостность, чьей сущностью является свобода. Перед лицом социальной нормативнос­ти, стандартизирующей индивидуальное поведение, лич­ности крайне трудно уберечь свою «самость» от унифици­рующих воздействий и оставаться свободной. И все же ее высший долг заключается в том, чтобы сохранять вер­ность самой себе и быть готовой восстать против любых форм нормативности, если они угрожают ее экзистенции. Это означает способность к выбору, бесстрашие перед не­известностью, готовность к любым последствиям. За все совершаемое, за результаты своего свободного выбора че­ловек несет ответственность только перед своим «я».

Кроме практической формы свободы, существует дру­гая, имеющая преимущественно духовный характер. В кри­тические моменты жизни, когда ее драматизм достигает предела, у человека открываются глаза и действитель­ность предстает в ином свете. Болезнь, страдания, угроза смерти, переживания чувств страха, вины позволяют ос­вободиться от ценностно-нормативных стереотипов сует­ной повседневности и ощутить внутреннюю свободу и свою причастность к абсолютам трансцендентной реальности. И хотя их истинная суть человеку не открывается, но устремленность к ним позволяет ему возвыситься над ба­нальностью обезличенных поведенческих штампов.

Концепция «осевого времени»

Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозна­чения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития миро­вой цивилизации.

• 287


Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире - student2.ru

Ясперс исходил из существующей в христианском мире традиции разделять мировой исторический про­цесс на два крупных периода: первый — до Рождества Христова, второй — после него. Этой традиции соответ­ствуют принципы летоисчисления, принятые в большин­стве современных стран. Гегель назвал время жизни Христа «осью мировой истории». Ясперс, оттолкнувший­ся от гегелевского высказывания, построил оригиналь­ную историко-цивилизационную концепцию, согласно которой подлинной «осью мировой истории» является не время жизни Иисуса Христа, а V в. до Р. X. В этом его стремлении отчетливо проступил дух секулярности и культуры модерна с его стремлением откреститься от христианских традиций, вывести исследовательское со­знание во внехристианское (в данном случае, в дохрис­тианское) ментальное измерение.

Ясперс утверждал, что наиболее важные для миро­вой цивилизации и культуры события имели место имен­но в пятом столетии, а также на протяжении трех ве­ков до него и на протяжении еще трех веков после него. Человечество долго готовилось, копило силы, что­бы, подойдя к решающему моменту, совершить вели­кий прорыв по всем направлениям культурного разви­тия. В результате родились такие цивилизационные формы, сложились столь продуктивные и перспектив­ные культурные реалии, идеи, концепты, образы, ко­торые задали тон и направленность духовно-практичес­кой жизни мирового сообщества на последующие тыся­челетия.

В эпоху «осевого времени» возникли великие куль­
турные миры, чьи ценности по настоящее время игра­
ют определяющую роль в формировании духовного мира
современного человека. В Древней Греции «осевое вре­
мя» получило название эпохи «греческого чуда», про­
должавшейся от Гомера до Аристотеля и давшей миру
небывалое по яркости созвездие гениев во всех облас­
тях культуры, в том числе в философии, драматургии,
архитектуре, скульптуре. На Ближнем Востоке усилия­
ми израильских пророков были созданы основные кни­
ги Библии, сложились основы религии зороастризма,
связанной с именем тельностыо легендарного про-

• 288-

рока Заратуштры (Зарастустры). В Китае сформирова­лись главные философские школы, появились учения великих мыслителей Лао Цзы и Конфуция, чьи идеи сохранили свою значимость по сей день. В Древней Индии это было время жизни Будды и возникновения буддизма.

Если «доосевое время» мировой предыстории, глу­бокой архаики — это пора «внутриутробного» разви­тия культуры, когда зреющий плод копил силы и фор­мировались лишь предпосылки для блистательного рывка, то «осевое время» — пора ее настоящего рожде­ния и первоначального детства. В условиях грандиоз­ного исторического перехода к новым нормативно-цен­ностным системам с множеством сопутствующих этому процессу противоречий и проблем совершались напря­женные религиозные, этические, философские искания. Поэты, драматурги, пророки, мыслители искали отве­ты на вопросы о том, как жить человеку в изменив­шемся и продолжающем меняться мире. В «Илиаде», «Одиссее», Ветхом Завете, «Авесте», «Дао дэ цзин», «Махабхарате», в умозрениях выдающихся философов и откровениях великих пророков «осевые народы», к которым относятся древние греки, китайцы, индийцы, евреи, заложили основы мировых религий, выступили создателями грандиозных философских и морально-эти­ческих систем.

А. ТОЙНБИ: СОЦИОДИНАМИКА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский социальный мыслитель, историк, культуролог, обще­ственный деятель. Преподавал в университетах Вели­кобритании. Служил в министерстве иностранных дел. Основные сочинения: «Греческая историческая мысль» (1924); «Исследование истории» в 12 т. (1934-1961); «Христианство и цивилизация» (1946); «Цивилизация перед лицом испытания» (1948); «Мир и Запад» (1953); «Америка и мировая революция» (1962); «Изменение и обычай» (1966); «Города в движении» (1970); «Челове­чество и колыбель-земля. Нарративная история мира» (1976) и др.

Наши рекомендации