Тема 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека

На протяжении всей человеческой истории многие мыслители пытались понять и объяснить сложные вопросы, связанные с различными аспектами функционирования общества, среди которых значились проблемы социального неравенства, особенностей классового строения общества, практической реализации идеи социальной справедливости, сохранения и преумножения общего и частного благосостояния, укрепления законности, правовопорядка, определения перспектив совместной жизнедеятельности. Над подобными темами человечество, в лице наиболее выдающихся своих представителей, задумывалось, начиная с самых ранних периодов своего существования, что было обусловлено важностью исследований такого рода вопросов для наиболее компетентного и выверенного управления социальными процессами.

Уже в трудах древнегреческих философов указывается на особую значимость изучения социального мира, образуемого обществом, которое выступает по отношению к индивиду в качестве сложной и противоречивой среды его жизни, вне которой немыслимо полноценное существование личности, что вызвано необходимостью постоянного взаимодействиями с другими людьми. Знаменитое выражение Аристотеля «человек – есть существо общественное» указывают на биосоциальный характер жизнедеятельности человека, подчеркивая тем самым ключевое значение познания мира социальных фактов, явлений и процессов для обеспечения устойчивого развития государств и народов, людей в целом и каждого в отдельности.

Слово «социология» образовано от латинского корня – societas (общество) и греческого – logos (учение). В научный оборот этот термин ввел известный французский философ и социолог Огюст Конт (1798 – 1857). Впервые он использовал понятие «socoiologie» в 1838 г. в книге «Kурc позитивной философии».

Первоначально по своему значению это слово было тождественно понятию «обществоведение». Позднее оно приобретает несколько иное значение. В современной интерпретации его чаще связывают с исследованием социальных систем, т.е. общностей людей, среди которых называют общество в целом, социальные институты, большие и малые социальные группы, их взаимодействие между собой. Таким образом, социология –это наука о закономерностях ста­новления и развития социальных систем, которая изуча­ет механизмы и формы социального взаимодействия людей; направлена на оптимизацию совместной дея­тельности в конкретных исторических условиях.

Таким образом, объект социологии – социальные системы различных уровней, а предмет – особенности взаимодействия структурных элементов социальных систем, тенденции их функционирования и развития, противоречия, возникающие в условиях этого взаимодействия, а также пути оптимизации социальных отношений.

В понятийном аппарате социологии ключевым и наиболее часто употребляемым термином является слово «социальное».Оно применяется, когда иссле­дуются конкретные общности людей (например, классы, нации, другие большие и малые группы), а также способы и формы их взаимодействия. Наряду этим одной из базовых категорий социологии выступает и само понятие «социальная общность» – определенные ассоциации людей (группы, объединения, союзы, коллективы), в которых хотя бы на короткое время устанавливается и сохраняется социальная связь. Их значение состоит в том, что люди живут не иначе как в рамках тех или иных социальных общностей, которые определяют их поведение, отношения, социальные роли, статусы, вкусы, предпочтения, интересы т.д.

Близким, а во многом синонимичным по значению к понятию «социальное» и также распространенным в гуманитарных науках является понятие «общественное»,котороеиспользуется в тех случаях, когда изучается общество в целом либо отдельные его сферы, например, экономическая, политическая, идеологическая или культурная сферы.

В настоящее время в литературе можно встретить и такие термины, как «социальность» – совокупность качеств, отличающих результаты человеческой деятельности от явлений природы; «социетальное» – важнейшая сторона общественного бытия, выражающаяся в стремлении к интеграции, сцеплению разнородных социальных элементов в единое целое, их подчиненности структурированному нормативному порядку, некоторому набору статусов, прав, обязанностей входящих в его состав членов; «социум» – от лат. socium – общее, совместное – множество взаимодействующих социальных групп, характеризующихся единством культурной жизни, процесса совместного культуротворчества.

Поскольку общество можно рассматривать на различных уровнях его функционирования, которые отражают реальное многообразие представленных социальных общностей (от целой нации до отдельной семьи и конкретных индивидов), то в соответствии с этим можно выделить и основные уровни применения социологической теории (уровни социологии):

· макросоциология(от греч. macros –большой) изучает большие социальные общности и про­исходящие в них изменения;

· микросоциология(от греч. micros – малый) исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, но­сящие, как правило, локальный характер.

Вместе с тем социологическое знание часто подразде­ляют не по масштабу, объему и величине изучаемых объектов, а по спосо­бам изучения тех или иных проблем социальной жизни. В этой связи выделяют:

· теоретическую социологию(от греч. theoria – наблюдение, исследование) – исследует социальные закономерности функционирования общества в рамках широких научных концепций, идей, абстрактных моделей и прототипов, например, таких, как теория классов, структурный функционализм, доктрина чело­веческих отношений и т.д., результатом чего является научная теория, фиксирующая расширение и аккумуляцию научных знаний.

· эмпирическую социологию(от греч. empeiria – опыт)–ориентирована на исследование конкретных социальных проти­воречий в целях оптимизации взаимодействия людей в социальных системах, в связи с чем объектом эм­пирического исследования часто выступают, например, трудовые коллективы, социально-демографи­ческие, профессиональные, этнические и дру­гие группы людей, реально проявляющие себя в социальном взаимодействии;

· специальные социологические теории – предполагают решение комплекса локальных, относительно самостоятельных проблем в жиз­ни современного общества, для чего использу­ются ранее накопленные теоретические знания и обобщенный практический опыт. Специаль­ные теории можно рассматривать как своеобразное соединительное звено между теоретической и эмпирической социологией. Для примера можно назвать группы специальных социологических теорий, на которые чаще всего обращают внимание современные социологи. Среди них, в частности, теории, связанные с социальной структурой общества (социология города, деревни, этносоциология, гендерная социология, социология молодежи); теории, исследующие функционирование соци­альных институтов (социология образования, социология семьи, социология права, управле­ния, экономическая социология и т.д.); теории, изучающие основные виды человечес­кой деятельности (социология труда, социоло­гия досуга, быта); теории девиантного поведения (изучающие проблемы алкоголизма, проституции, нарко­мании и других негативных явлений, откло­няющихся от социально приемлемых норм).

Нередко, говоря о социологии, указывают также на ее фундаментальныйиприкладной уровень. В ос­нове такого разделения находится цель, или конеч­ный результат социологического исследования, в качестве которого может выступать:

· получение новых научных (теоретических) знаний об объекте исследования и выявление фундаментальных (основополагающих) законо­мерностей его развития, т.е. развитие науки в целях обогащения ее собственного внутреннего содержания;

· решение прикладных (практических) задач на основе уже известных знаний, но с учетом конкретной информации об особенностях изу­чаемого объекта, полученной в результате ис­следований с целью поиска ответа на практические, актуальные вопросы жизни общества;

Необходимо отметить, что зачастую в реальных исследованиях четкая грани­ца между фундаментальной и прикладной социоло­гией сознательно не проводится. Социолог, решая те­оретические задачи, одновременно делает выводы, имеющие прикладное значение. Верно и обратное: социологическая информация, собранная для реше­ния конкретных практических задач, используется в теоретичес­ких обобщениях и выводах, развивающих и дополняющих имеющийся комплекс фундаментальных социологических знаний.

Таким образом, можно сказать, что в процессе своего развития социологическая на­ука совершенствовалась и как фундаментальная, и как прикладная, накапливала исследовательский опыт, который в настоящее время используется все более активно в преодолении различных противоре­чий, возникающих в современном, стремительно меняющемся обществе.

Основные направления применения социологического знания можно представить при помощи набора важнейших функций, выполняемых социологией как наукой. Функции социологиидовольноразнообразны, выделим такие из них как:

· теоретико-познавательная(гносеологическая, от греч. gnosis - знание) функция — изучение социальных явлений и процессов в целях получения но­вых научных знаний об обществе в целом или его отдельных структурных компонентах;

· организационно-управленческая(праксеологическая, от греч. praxis – действие) функция – выра­ботка практических рекомендаций, используе­мых в управленческой деятельности для решения конкретных задач на различных уров­нях функционирования социальной системы;

· прогностическая(футурологическая, от лат. futurum – будущее) функция – отражает возможности социологии в определе­нии перспектив развития тех или иных соци­альных процессов в ближайшем будущем.

Этот список можно расширить, выделив и такие более узкие функции, как:

· оценочная функция – выяснение срав­нительных особенностей социальных объектов, выявление степени их социальной значимости;

· объяснительная функция – установление причин, оснований социальных явлений;

· образовательная функция – обучение членов общества научному пониманию проис­ходящих событий и процессов;

· идеологическая функция – разработка и обоснование определенных общественных идеалов, влияние социологических исследований на формирование взглядов, убеждений, ценност­ных ориентаций людей.

Отметим здесь, чтосоциология отличается по своим функциям от философии и других гуманитарных наук. Назначе­ние философии, например, в выработке мировоззре­ния, выявлении наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Педагогика изучает вопросы воспитания личности, психология – внут­ренний мир человека, история – последовательность событий в развитии человеческого общества и т.д.

Социология, в свою очередь, исследует конкретные социальные общ­ности, группы, рассматривая их через призму механизмов социального вза­имодействия. Основные задачи социологии связаны с получением объективных знаний о социальных объектах и процессах. На этой основе возможно научное прогнозирование последствий тех или иных управленческих решений, предупреждение негативных тенденций в их развитии, более глубокое и компетентное понимание существующей социокультурной реальности. Иначе говоря, социология отличается от других общественных наук изучением реальных соци­альных объектов и происходящих в их рамках социальных процессов с целью поиска и научного обоснова­ния путей их оптимизации в ближайшем будущем.

В то же время социологические исследования всегда связаны с т.н. междисциплинарным синтезом, т.е. взаимодействием, синтезом ряда гуманитарных наук. Так, например, на стыке психологии и социо­логии сравнительно недавно сложилась социальная психология. Она изучает психологические особенности взаимодействия людей в со­циальных группах.

Особенность социологии как науки, выражающей ее качественное отличие от других гуманитарных дисциплин, состоит также в том, что современное общество она рассматривает на различных уровнях его функционирования. Приведем основ­ные изучаемые социологической наукой структур­ные уровни общества:

· общество в целостном виде – структурно сложная по своему внутреннему строению и динамично развивающаяся социальная система, функционирующая на основе взаимодей­ствия составляющих ее элементов;

· социальные группы – устойчивые социальные общности, сложившиеся в процессе совмест­ной деятельности людей (классы, нации, дру­гие большие или малые социальные группы);

· социальные институты и организации–объек­тивированные и организованные формы дея­тельности определенных групп людей (государ­ство, церковь, наука, образование, СМИ, армия, семья и др.);

· типологизированные личности,т.е. группы людей, выделенные с точки зрения обобщенных лично­стных характеристик (личность рабочего, сту­дента, предпринимателя, пенсионера и т.д.);

· конкретные индивиды – отдельные личности, взаимодействующие с окружающей социаль­ной средой, испытывающие на себе ее влия­ние и в то же время сами неминуемо воздействующие на ха­рактер общественных отношений.

В условиях современного развития общества значение исследований в области социологии постоянно возрастает. Это связано с ускоряющейся социальной динамикой, практическим воплощением на основе достижений научно-технического прогресса феномена ускорения истории, увеличением интенсивности социальных изменений и преобразований, возросшей масштабностью социальных процессов. Дополнительными штрихами к портрету современных обществ, усиливающими важность социологических исследований, будут также выступать процессы глобализации, международной интеграции политических и экономических систем, различных проявлений феномена универсальной массовой культуры и иных последствий функционирования общества массового потребления, взаимопроникновения национальных культур, разрушения и модификации традиционных (консервативных) обществ, либерализации общественного сознания и т.д., что в совокупности имеет как позитивные, так и негативные стороны. Таким образом, социологические исследования становятся на сегодняшний день неотъемлемой частью любой компетентной управленческо-организационной, исполнительно-распорядительной, административной деятельности, а в первую очередь в сфере государственного управления, что продиктовано возможностью принятия наиболее выверенных стратегических решений, затрагивающих интересы различных социальных групп и регулирующих жизнедеятельность общества в целом.

Наши рекомендации