Жизнь и научная деятельность
Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, долгие годы представлявший национал-либеральную партию в рейхстаге, входил в число наиболее преуспевающих профессиональных политиков Германии. Мать — богатая наследница и дама высшего света — обладала влиянием в европейском буржуазном обществе. О своих корнях Макс Вебер говорил ясно: «Я член буржуазного класса, чувствую себя таковым и воспитан в его воззрениях и идеалах». К характерным чертам немецкой, точнее, берлинской либеральной буржуазии конца XIX в., в среде которой в основном и происходило гражданское становление Вебера, можно отнести националистически окрашенную веру в авторитет прусского государства и его призвание хранить закон и протестантскую нравственность.
Макс Вебер получил блестящее домашнее и школьное образование. В его родительском доме бывали видные политики и выдающиеся ученые своего времени: В. Дильтей, Л. Гольдшмидт, Г. фон Трейчке, Т. Моммзен и др. В университетах Гейдельберга (1882-1883), Берлина (1884-1885) и Гёттингена (1885-1886) Вебер изучал право, экономику, аграрную историю, философию и теологию, защитил кандидатскую диссертацию по торговому праву (1889, Гейдельберг) и докторскую диссертацию по римскому праву (1892, Берлин), поднялся по ступеням академической карьеры до профессора, при этом проявил себя ангажированным политическим мыслителем и публицистом.
История социологии
В ранних работах Вебера нашли выражение его исторические интересы. Примечательно, что историк Теодор Моммзен был его учителем. Темой исследований Вебера было преимущественно влияние капиталистических отношений на жизнь обществ различных эпох и культур. После объединения Германии в 1871 г. и обострения противоборства молодой буржуазии и консервативного юнкерства эта тема стала одной из самых актуальных в научном и политическом отношении, была ведущей в исследованиях как учителей Вебера (К. Книса, А. Мейтцена, Л. Гольдшмидта и др.), так и его сверстников — коллег и друзей (В. Зомбарта, Э. Трёльча, Ф. Науманна и др.).
Появление его социологических работ отмечено влиянием «исторической школы» немецкой политэкономии. С 1887 г. Вебер через «Общество по социальной политике» поддерживал связь со многими представителями этой школы (А. Вагнером, Г. Шмоллером, Л. Брентано, К. Книсом, В. Рошером;. Важным моментом в становлении Вебера-социолога стало его участие в эмпирическом исследовании положения восточно-эльбских сельскохозяйственных рабочих, явившееся следствием контактов с евангелическими теологами в 1890-е гг. Тогда же он сблизился с видным социал-либеральным политиком Фридрихом Науманном.
В конце XIX в. в Германии еще не было академической социологии, и Вебер формально не был социологом. Он преподавал право (в 1893-1894 гг. в Берлине), затем стал профессором экономики и финансовой науки (с 1894 г. — во Фрайбурге, с 1896 г. — в Гейдельберге). В 1898 г. его преподавательская и научная работа приостановилась вплоть до 1904 г. в связи с тяжелым душевным расстройством, диагноз которого по сей день неизвестен, поскольку медицинские документы и заметки самого Вебера были уничтожены его женой — Марианной Вебер. В числе причин заболевания биографы называют подогреваемую жаждой успеха работу на износ. С 1901 г. Вебер постепенно возобновляет занятия наукой, к преподавательской же работе возвращается лишь в конце своей жизни.
После выздоровления Вебер вел жизнь свободного ученого, оставаясь почетным профессором в Гейдельберге, где он и жил до 1919 г. В это время были созданы наиболее важные социологические труды Вебера. Значимым для становления Вебера как социолога было его знакомство с социально-экономической и политической жизнью США во время длительной поездки в 1904 г. по этой стране, а также его деятельное участие в интеллектуальной жизни
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 341
Гейдельберга, одного из тогдашних культурных центров Германии, где работали В. Виндельбанд, К. Ясперс, Э. Трёльч и другие известные ученые1.
С 1903 г. Вебер вместе с В. Зомбартом и Э. Яффе участвовал в издании первого в Германии социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики». В 1909 г. он вместе с ф. Теннисом, Г. Зиммелем и другими учеными создал Немецкое социологическое общество и с этого времени стал называть себя социологом. С 1908 г. Вебер предпринимал шаги по созданию на базе «Объединения социальной политики» организации, призванной заниматься эмпирическими исследованиями по образцу естественнонаучных центров. В 1909-1914 гг. участвовал в организованных этим объединением дебатах «о ценностных суждениях».
Начало первой мировой войны Вебер, как и большинство других именитых немецких социологов, приветствовал с националистических позиций. Во время войны он был активен не только как публицист, но и как участник событий: руководил военным лазаретом, вступил в Германскую демократическую партию, в ноябре 1918 г. был в Совете рабочих и солдат (хотя революцию не принял и считал гарантом демократии хорошо функционирующую бюрократию), был в числе кандидатов на пост госсекретаря Министерства внутренних дел Пруссии, участвовал в составе немецкой делегации в подготовке Версальского договора 1919 г.
В последние годы жизни материальные обстоятельства побудили Вебера к возвращению в университет. Проработав один семестр в Вене, он в 1919 г. приступил к работе в Мюнхенском университете. Год спустя, в начале июня 1920 г., он заболел гриппом и, получив осложнение, умер 14 июня в Мюнхене от воспаления легких. Вебер был кремирован и похоронен в Гейдельберге.
Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социологии. При его жизни вышли статьи по методологии социального познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по экономической социологии были изданы Марианной Вебер и Иоахимом Винкельманном в 1921 г. под названием «Хозяйство
'Почти ежедневно в доме Веберов проходили дискуссии, в которых, по меткому выражению Д. Кеслера, участвовали «все, кто имел в Гейдельберге положение и, прежде всего, голову»; с 1912 г. еженедельно проводился «jour fixe» (прием гостей в определенный день недели), на который могли приходить студенты.
История социологии
и общество» в качестве главного труда. Почти все работы Вебера по экономической социологии, социологии власти, социологии религии и учение о методе, как показал, например, Бройер применительно к социологии власти, остались незавершенными проектами.
Лейтмотивом научного творчества Вебера были размышления о природе, истории, влияниях и дальнейшей судьбе капитализма. Его ранние труды посвящены в основном историко-правовой тематике. В работах «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права (1891) [в русском переводе «Аграрная история древнего мира» (1923)], в докладе «Национальное государство и экономическая политика» (1895) и в ряде других работ исследуется в духе требований исторической школы внутренняя связь экономического развития с правовыми, политическими, религиозными, психологическими, этнографическими и другими аспектами жизни общества. Эти работы, а также комментарии к результатам опроса сельскохозяйственных рабочих, содержащие резкую критику немецкого юнкерства, ряд других статей и докладов принесли Веберу известность и репутацию националистически настроенного эксперта по аграрным вопросам, деятельно выступающего за индустриальный путь развития Германии.
Наметки социологии содержатся уже в первых работах Вебера. Собственно социология начинается со статей по методологии науки, появившихся после 1903 г.: «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), серии статей под общим названием «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии» (1903-1905), исследования культурно-исторической роли протестантизма в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Некоторые важные работы, такие, как «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке», статьи по социологии мировых религий, политические речи и публицистика были опубликованы в 1916—1919 гг.; над «Хозяйственной этикой мировых религий» Вебер работал до конца своей жизни. Наиболее значимые последние работы Вебера — «Политика как призвание и профессия» (1919) и «Наука как призвание и профессия» (1920). Посмертно были изданы сборники статей по социологии религии, социологии власти, экономической социологии, сборники политических трудов, работ по методологии и логике культурно-
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 343
исторического и социологического исследования, по социологии музыки и др. (1921-1926).
Об источниках своих идей сам Вебер нигде не говорит. Их невозможно установить и по ссылкам в трудах, поскольку Вебер практически ни на кого не ссылается, что по сей день дает повод для спекулятивных дискуссий о том, под чьим духовным влиянием формировалась его социология. Вместе с тем основные линии философских и научных влияний на формирование социологии Вебера прослеживаются достаточно четко, хотя для написания социологических трудов, разработка которых началась в споре с исторической школой политэкономии, они имеют опосредованное значение.
В образовательно-биографическом плане Вебер вращался в немецкой академической духовной среде конца XIX в., для которой характерно влияние неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и герменевтики (Дильтей) в философии, господство «исторической школы» в политэкономии и «школы Ранке» (Л. фон Ранке, Б.Г. Нибур) в исторической науке.
Вебер усвоил индивидуализирующий подход и антинатуралистический настрой неокантианства и «философии жизни». Методологическое влияние основателя понимающей психологии и герменевтики Вильгельма Дильтея на Вебера было столь велико, что понимающую социологию Вебера можно рассматривать как специально-научное развитие соответствующих подходов. При этом следует подчеркнуть, что психологизм и иррационализм, свойственные «философии жизни», Вебер не принял. Он понимал уязвимость центральной идеи представителей баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), противопоставляющей генерализирующий метод естествознания индивидуализирующему методу истории, весьма скептично относился к дуализму надысторических ценностей и действительности у Риккерта, справедливо считая, что понятие «ценность» не имеет смысла вне контекста человеческих нужд и интересов.
В отличие от Маркса немецкая классическая философия не стала для Вебера объектом критики и отправной точкой исследований: хотя Кант для него и являлся ключевым духовным ориентиром, взаимодействие с идеалистической философией в Целом опосредовано у Вебера неокантианством. Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии на Вебера Ницше и Маркса. Нигилистская критика Просвещения и морали Ницше производила на Вебера впечатление и служила своеобразным ориентиром в
История социологии
пространстве между научной объективностью и привязкой к ценностям. С Марксом Вебер полемизировал в течение всей своей научной деятельности, стремясь, порой тщетно, освободиться от влияния его теоретических представлений. Это стремление диктовалось не только различием научных подходов (Вебер считал, что материалист Маркс односторонне преувеличивает значение экономических факторов в истории в ущерб духовно-культурным), но и политическими, и социально-биографическими мотивами, о чем свидетельствует его самопонимание как буржуазного мыслителя. Вебер содействовал становлению не самой лучшей традиции академической социологии Запада — не вступать в глубокий и открытый спор с Марксом.
В ранних работах Вебера, в которых закладывались методологические основы его будущей социологии, явно чувствуется влияние «исторической школы» политэкономии, которое за пределами Германии было незначительным. В отличие от более старых теоретических подходов в политэкономии (от Смита до Рикардо) и критической политэкономии (Маркс) и от появившейся при Вебере неоклассической политэкономии («учение о субъективной полезности», «теория предельной полезности», подход к потребителю как к рационально рассуждающему о полезности субъекту у Вальраса, Менгера, Парето) историческая школа и Вебер скептически относились к абстрактному теоретическому анализу, предпочитая конкретное эмпирическое исследование. Методологические установки Вебера не исключали, однако, критического отношения к «школе», о чем свидетельствует, в частности, критика биологических аналогий и стилизированного подхода к личности в трудах Рошера и Книса. В рамках экономической науки такая историческая и социологическая установка после утверждения неоклассической политэкономии в качестве главного академического течения имела второстепенное значение в разнородных подходах типа институциональной политэкономии американского толка (Веблен, затем, в 20-е гг., Кларк и Коммонс, после Второй мировой войны — Капп).
Представляется целесообразным проводить различие между прямым влиянием на становление ключевых идей и понятий социологии Вебера и влиянием преимущественно биографического характера, имеющим больше отношение к становлению личности, мировосприятия в целом. Такое влияние оказала на Вебера прежде всего нигилистская философия Ницше с ее сквозным мотивом кризиса европейской культуры и подспудным требованием научного
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
толкования этого явления. Вслед за Ницше диагноз кризиса европейского мышления поставил в своей феноменологии Э. Гуссерль. Аналогичные оценки состояния научной мысли в психологии зафиксировал 3. Фрейд, о том же писал политический мыслитель и философ истории О. Шпенглер в известной книге «Закат Европы», социолог Карл Маннгейм и др. Пессимистичный взгляд на судьбы европейской цивилизации свойствен также Веберу: он видел в бюрократизации государства и экономики роковую неизбежность и полагал, что при социализме, как будущей социальной форме, окостенелые черты бюрократизированного буржуазного общества выступят еще более рельефно.
В трудах Вебера наука об обществе обретает вид академической дисциплины социологии, сконструированной из взаимосвязанных определений понятий и опирающихся на них исследований социальной жизни в сферах экономики, государства и права, религии, а также других, отчасти лишь намеченных им сферах (например, музыки). В старой социологии Вебер нашел много материала для своих теоретических построений. Он отвергает организмичес-кие аналогии Шеффле, эволюционизм Спенсера и социал-дарвинизм, представленный в социологии, например, Гумпловичем, хотя и отзывается положительно о фундаментальном труде Тенниса «Община и общество» (1887) и использует в измененном виде его термины, но не более того.
Вклад Вебера в социологию можно сравнивать с вкладом других социологов — современников Вебера, что и сделал Парсонс, указавший на определенное сходство взглядов Вебера, Дюркгейма и Парето, зафиксированное им в понятии волюнтаристской теории действия. Но сам Вебер создавал свою социологию практически в изоляции от работ зарубежных коллег и независимо от трудов своих соотечественников, таких как Зиммель, Шелер, Маннгейм. Отчасти это свидетельствует о самосознании Вебера как ученого, отчасти — об уровне международной институционализации социологии и нормах научной жизни Германии того времени.
При интерпретации социологии Вебера очень важен учет особенностей его языка и терминологии. Помимо фундаментального понятия социального действия Вебер практически не использует распространенные ныне социологические термины типа социальной роли, интеракции, модернизации и т.д., хотя большинство этих понятий восходит к его социологии. Перевод Вебера затруднен, поскольку его тексты содержат ныне неупотребляемые обороты и понятия, отмечены своеобразием немецко-
346 История социологии
го языка, содержат немало сложных конструкций. Центральное понятие — «понимание» трудно точно передать в переводе. Устоявшиеся позднее в англоязычной литературе обозначения «interpretation» и «interpretive sociology» содержат мало культурно-исторических коннотаций немецкого понятия «Verstehen» в его веберовском употреблении и связи с представлением Риккерта о культурной привязке ценностей. Аналогичные сложности связаны с переводом употребляемых в современном немецком научном языке и герменевтической традиции понятий «идеальный тип» и «чистый тип», а также таких основополагающих понятий, как «господство», «власть» и др.
Социология Вебера