Феноменологическая социология
1. Теоретические предпосылки.
2. Основные положения.
3. Альфред Шюц и его теория.
4. П. Бергер и Т. Лукман.
1. Теоретическая ориентация в неклассической социологии XX века, которая использовала социологический потенциал в философской феноменологии для осмысления социального мира в его человеческом бытии.
Гуссерль: жизненный мир – аналог понятия "социальная практика", живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных правил и норм.
Противопоставляется | |
теоретико-методологическому объективизму | отношение к индивиду как к пассивной части социального процесса |
Предпосылки | |||||
понимающая социология М. Вебера | феноменологическая философия Э. Гуссерля | социология знаний и антропологическая философия М. Шеллера | экзистенциальная философия Мерло Понти | символический интеракционизм | американский прагматизм (Дж. Дьюи) |
Феноменологическая социология повлияла на | |||
этнометодология Гарфинкель | когнитивная социология А. Сикурел | социология знаний П. Бергера и Т. Лукмана | лингвосоциология |
Предмет исследования: обыденные представления.
Методы: типизация, идеализация.
Основная предпосылка изменения действительности: не объективные факторы, а воображение, изобретательство и творчество. Девиз: живём так, как думаем.
Обыденное знание о мире (Шюц) – совокупность типичных знаний, которые направляют и определяют нашу оценку и понимание социальной ситуации и событий. Критерии конструирования интересующих социологов социальных действий:
тематические (сдача экзамена; устройство на работу) | интерпретационные – приписывание социальных ролей участникам социального поведения | мотивационные – определение мотивов социальной деятельности |
Обыденное знание рационально и морально. Рациональность обыденная (здравого смысла) и научная. Задачи:
систематизация критериев, использующихся людьми для понимания смысла своих и чужих поступков | выделение среди них тех, которые люди считают обыденными, очевидными, типичными | выявление способов конструирования подобных состояний в ходе социально организованной деятельности |
2.
социальные явления качественно отличны от природных тем, что является результатом сознательной деятельности людей | деятельность индивидов образует сущность социального поведения; главный предмет социологического анализа | задача социологии: обнаружение смыслов социальной деятельности | методы естественнонаучного познания неприемлемы в социологических исследованиях |
3. 1899 – 1959 гг.
"Феноменология социального мира" – 1932 г.
Задачи | |
изучать не реальный мир, а мир смыслов | получить организованное, типизированное знание о социальной жизни и найти принципы функционирования социального |
Основные понятия | |||
интенциональность сознания – направленность на определённый значимый для человека объект | интерсубъективность – разделяемость мира субъектами и признания одинаковых значений, приписанных объектам | естественная установка – наивная установка сознания, для которой миры (природный и социальный) непосредственно даны и воспринимаются на веру как само собой разумеющееся | рефлексивность – методология и форма теоретической деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимное представление друг о друге |
Типы и механизмы типизации. Этапы познания | |||
познание 1 феномена/фрагмента | познание нескольких фрагментов | сфера, которую можно создать из этих фрагментов (появляются типы) | горизонт значений (тип дополняется) |
Идеализация – те механизмы, с помощью которых происходит социальное действие, типы:
интерсубъективности – обмен точками зрения | конгруэнтность систем релевантности |
Типы мотивов действия | |
"чтобы" – проект действия | "потому-что" – биографическая обусловленность установки действовать |
Смысловые конструкты: абстракция 1 порядка (обыденного знания) + "чтобы" мотивы = абстракция 2 порядка (учёного)
Этнометодология
1. Основоположник Гарольд Гарфинкель (1917 – 2011 гг.).
2. Предмет и основные положения.
3. Методология.
4. Место этнометодологии в системе социологического знания.
1. "Исследования по этнометодологии". Основная идея: локальное производство социального мира. Изучение неосознанных (исходя из принятых в обществе норм) механизмов взаимодействия людей. Против идеи социального факта Дюркгейма. Активная роль субъекта в производстве локального порядка.
Этнометодология занимает маргинальное место среди других парадигм социологии. Цель: понимание методов организации практической повседневно жизни людей, свойственных для локального социума.
Изучение принципов здравого смысла, которые не осознанны, но которыми пользуются люди в рутинной деятельности.
Объективная реальность социальных фактов(?) – локально осуществляемая естественно организованная, рефлексивно объяснимое, дело, всегда являющееся созданием участников.
2. Предмет – совокупность знаний на уровне "здравого смысла"; процедуры, благодаря которым индивиды придают смысл обстоятельствам, в которых они находятся, определяют свой способ действия в этих обстоятельствах.
Положения | |||
люди стремятся достичь согласия относительно обстановки взаимодействия | черты обстановки могут включать любые знания о ней | люди используют межличностные практики конструирования, изменения обстановки | |
практики обеспечиваются восприятием того, что ситуации имеют упорядоченную структуру взаимодействия – "совокупность рабочих представлений" | согласие – отражает согласие каждого участника с правилами создания/разрушения согласия, не только само согласие с действиями/обстановкой | ||
в каждой ситуации правила создания согласия будут единственные в своём роде | создавая, изменяя правила члены обстановки могут предложить кажущийся упорядоченным и связным мир вне их. Конституируют ситуацию | ||
Социальный факт субъективен, но используем методы, делающие его понятным, и он кажется объективным в сознании.
Фоновые ожидания – 1) социально одобряемые установки на те или иные действия, могущие не осознаваться; 2) представления людей о социальном мире, выступающие как правила взаимодействия, имеющие нормативно-принудительный характер и регулирующие действия людей. Люди могут искажать их. Ограничители свободы творчества. Фундаментальные скрытые структуры общественной жизни.
Объяснимость/постижимость – человек в повседневной жизни сам может объяснить/понять, почему его поведение приняло такой характер, который приняло.
Рефлексивность – действие, посредством которых участники производят, регулируют организацию повседневных дел. Позволяет сделать ситуацию объяснимой.
Индексичность – индивид помещает ситуацию в свой контекст. Имеет место только в конкретной ситуации.
Документальный метод – все люди в определённой ситуации и в определённом месте определённым образом могут быть описаны.
Экспериментальный метод; метод разрушения привычных ситуаций.
3. Социолог должен участвовать в выявлении методов взаимодействия; но должен сохранять своё место социолога. Типично: ввести в шок человека, изучить реакцию.
Смысл всех стратегий исследования: они экспериментальны; смысл – разрешение повседневного взаимодействия. Фоновые ожидания не могут быть использованы.
Гарфинкелинги – ситуации, разрушающие привычные ситуации.
Люди очень рационально действуют, сами не зная об этом.
Анализ речевого поведения. Интерпретация разговора исходя из жестов, поведенческих реакций.
4. Радикальная парадигма.
Неофрейдизм
1. Предпосылки.
2. Индивидуальная психосоциология Альферда Адлера.
3. Психосоциологические идеи К. Юнга.
4. Проблемы личности в творчестве Карен Хорни.
5. Проблемы личности Гарри Салливана.
6. Гуманистическая теория общества Э. Фромма.
1. = Постфрейдизм.
Фрейд: современная цивилизация – репрессивная с преобладанием санкций, призвана подавлять инстинкты человека. Природа человека консервативна, вообще не может быть изменяема. Структура личности.
Последователи Фрейд:
Консервативное крыло – Вильгельм Райх.
Либерально-радикальные (фрейдизм + марксизм) – Маркуза и Фромм. Направление в психоанализе, представители провели ревизию некоторых важных идей Фрейда, сфокусировали внимание на социокультурных детерминантах психоневрологических заболеваний. Как сделать невротика полноценным членом общества.
2. (1870 – 1937 гг.). Отец индивидуальной психологии и индивидуальной психосоциологии – часть гуманистической парадигмы: человек – активный субъект мира.
"Практика и теория индивидуальной психологии", "Смысл жизни", "Наука жизни", "Образ жизни", "Постижение человеческой природы".
Социологизировал психоанализ. Доминанта – воля человека к власти (ядро механизма компенсации комплекса неполноценности) – под "давлением" развивается характер, но на него влияют другие факторы. Социальные чувства (интерес), его цель – преодоление комплекса неполноценности, (сверх-)компенсация. На личность оказывает влияние общественное отношение. Сверхкомпенсация – чрезмерное развитие какой-то характеристики.
Бессознательное связано с внутренним развитием личности, ядро – социальное.
3. 1875 – 1961 гг. Либидо – психическая энергия, определяет энергетику человека; основа культурного развития цивилизации.
Бессознательное | Сознание |
Индивидуальное | Личное |
Коллективное – доминанта. Передаётся по наследству. Архетипы | Коллективное |
Самость – центральный архетип.
Критика общества: подавляет человека. "Психология бессознательного".
Экстраверт и интроверт. "Психологические типы".
4. 1885 – 1952 гг. Первая женщина, получившая официальное разрешение на изучение медицины. Защитила диссертацию. Берлинский психоаналитический институт. Исследование в сфере классического психоанализа. Эмиграция в США с приходом Гитлера к власти. Чикагский психоаналитический институт. Затем – свой Американский институт психоанализа (и журнал) – 1941 г.
"Невротическая личность нашего времени"; "Новые пути в психоанализе", "Неврозы и развитие человека", "Женская психология", "Самоанализ".
Бессознательные влечения связаны с социальными потребностями.
Конфликты (неврозы) связаны с бессознательными комплексами, отражение социальных противоречий. Пути развития личности:
нормальный – реализация заложенных в человеке задатков, способностей ---> самореализация | невротический – патолог измен в характере. Может привести к отчуждению от общества, самоубийству, разрушению личности, агрессивности. И с рождения (если родители), и может приобрести |
Если самореализоваться, то индивид может справиться с травмирующей ситуацией. Реальное Я (аналогия Самости) – должно быть стремление к его реализации.
Главное – стремление к безопасности – связано с наличием у человека чувства беспокойства, тревоги, отчуждения. Зависит от его развитости.
Типология моделей поведения в зависит от стремления к безопасности | ||
стремление человека "к людям" как к основным средствам решения проблемы безопасности | "от людей" – для безопасности человек отчуждается от других людей | "агрессивный" – реализуется через поведения против людей |
Типы конфликтной личности | ||
устойчивый | устранённый (отстранённый) | деструктивный |
6. 1900 – 1980 гг.
Некоторое время был практикующим: доверительные беседы с пациентами.
"Бегство от свободы", "Человек как он есть", "Психоанализ и религии", "Из плена иллюзий", "Анатомия человеческой деструктивности", "Иметь или быть"
Человеческая личность обусловлена исторически и социально. Он изначально – социальное существо, первичное – опыт общения с другими людьми. Идеалы укоренены в условиях человеческой социокультурной жизни. Мировоззренческая установка – психология изобилия: свободно стремиться к развитию личности.
Концепция социального характера: взаимодействие сущности и существования человека. Проблема связи экономических и социально-психологических факторов. Тип характера – ядро, навязываемое обществом человеку. Экзистенциальные и исторические человеческие потребности. Любая потребность может удовлетворяться через потребности общества. Продуктивный тип характера (потребности удовлетворяются в здоровом обществе (побуждает к творчеству)). Деструктивный характер (удовлетворяются в нездоровом обществе)
Социальный характер – результат адаптации человека в общества. Потребность удовлетворяется способом, удобным обществу.
Непродуктивные типы характера | Продуктивный | |||
рецептивный тип (пассивный) | эксплуатирующий (уверен в себе) | накапливающий (собирает всё у себя; подозрительность) | рыночный (личность – товар) | идеальный – нет ничего негативного |
Концепция авторитарной личности – садомазохисткая; чрезмерно зависима или готова к эксплуатации.
Диалектическая социология
1. Общая характеристика.
2. Особенности неомарксизма. Национальные школы неомарксизма.
3. Франкфуртская школа.
4. Диалектическая социология Дж. Гурвича.
1. Реальность квазиобъективна, искажена. Объект – природа + общество. Субъект активно вмешивается в объект (реальность). Субъект – часть объекта, не бывает нейтральным, идеологически ангажирован. Метод диалектический. Цель – изменение реальности. Маркс: 11 тезис о фейер(?)ахе.
2. Основные школы: неомарксизм:
немецкая (Франкфуртская) | французская | итальянская | американская |
Генетический структурализм Гольдмана.
60-е-70-е гг. – пик популярности.
Журнал: "Тезис 11".
Течение западной социально-философской мысли, возникшее в результате критики позитивистского истолкования марксизма. Адаптация учения Маркса, исходя из новых реалий 20 в.:
поздняя стадия капитализма | распад колониальной системы |
Дополнение марксизма другими социально-философскими идеями. Амальгама = слияние.
2 периода. Маркс:
ранний, молодой, аутентичный, подлинный | поздний, неаутентичный (после "Капитала") |
Новые идеи | ||
философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) | неогегельянство | философия Канта |
феноменологическая традиция А. Шютца | психоанализ Фрейда | экзистенциолизм |
социология Вебера (рациональность, капитализм – её основа) | Маркс – отчуждение | структурализм |
Теоретические положения | |||
принцип конца истории капитализма – эсхотологический | антипозитивизм | антилиберализм | редукция диалектики – в обществе и в мышлении, а не в природе |
Основоположники: Дьордь Лукач (1885 – 1971): "История и классовое сознание" – 1923 г.
Карл Корш: "Марксизм и философия" – 1923 г.
Праксис – единство теории и практики, субъекта и объекта; обращённость субъекта на определённую среду.
Школа | |||
Немецкая | Французская | Итальянская | Американская |
Франкфуртский институт: институт социологических исследований. Сегодня директор Аксель Хоннет | неинституционализирована; переходили в другие Лефевр Ж.-П. Сартр Л. Гольдман | Эпигонская – пользуются т-ями | практическая направленность |
Макс Хоркхаймер (1895 – 1973 гг.) – 1930 г. – директор – начало Франкфуртской школы неомарксизма. Т. Адорно (1903 – 1969 г.) Г. Маркузе (1898 – 1979 г.) | Антонио Грамши: философия революционной практики. Ферраротти | Миллс. Гоулднер |
Общие идеи | |||
все естественнонаучные идеи нельзя использовать в науках об обществе | человек и очеловеченная деятельность одна | единство теории и практики | абсолютизация редукции диалектики |
поздний капитализм и весь советский социализм – разновидности единого современного индустриального образа, кризис: усугубление отчуждения человека | неомарксизм – новая революционная сила; пролетариат обуржуазился. Новая сила – третий мир (Ферраротти); свободные художники, молодёжь (Маркузе) | постиндустриальность тоталитарна |
Установка: признать, что современное общество усилило отчуждение человека и рационализацию общества: тенденция к потребительству и загнивания его в целом. Нужна тотальная революция: уничтожить всё, включая производственные силы. Должно быть уничтожено современное общество. Антилиберализм.
Методологические принципы | ||
отрицание позитивизма | приверженность идее гуманизма; освобождение человека от всех форм эксплуатации | акцент на значимости интерсубъективного начала |
3. Этапы:
1) германский; Хоркхаймер: "Традиционная и критическая теория" – критическая теория общества: тотальная революция, но революционных сил нет; праксис (активная деятельность коллективного субъекта, направленная на изменение общества); тождество субъекта и объекта. 1947 г. – Хоркхаймер – "Помрачение разума". Хоркхаймер, Адорно: "Диалектика просвещения" – 1947 г.
2) американский – 1939 – 1949 гг. – многие уехали в Америку. Ученики. Ю. Хабермас. "Диалектика просвещения": западно-европейский разум сошёл с ума, потому что в западно-европейском общества противостояние общества и природы. Воля к власти подавляла всё природное человека. ВМВ – апофеоз сумасшествия. Общество впадает в шизофрению (фашизоидность). Разум технический. Техника – орудие угнетения в руках общества. Просвещение – путь ошибочный. Виноваты последователи Канта, Вебера, Гегеля.
3) западногерманский – 3-е поколение (студенты и аспиранты – восстание. Адорно вызвали в суд как свидетеля). 1970-е гг. – распад.
Коллективный труд, ред. Адорно – "Авторитарная личность" – 1950 г.
Адорно: 1966 г. – "Негативная диалектика": нет синтеза; диалектика – орудие разрушения того, что есть позитивистского в обществе, и ничего не соединять.
Маркузе (фрейдо-марксист): 1941 г. – "Разум и революция"; 1955 г. – "Эрос и цивилизация"; 1964 г. – "Одномерный человек"; 1972 г. – "Контрреволюция и бунт". Тотальная революция: сначала сексуальная революция (особенно через молодёжь), потом культурная революция: разрушение манипуляции, сюрреализм; затем социальная революция – движущая сила – маргиналы (свободные художники), в Латинской Америке: деклассированных людей, продающих свою рабочую силу, у которых нет пролетарского сознания.
Миллс: "Социологическое воображение". "Письмо к новым левым". Студенческая молодёжь – особый класс, способный на изменения. Согласие с Маркузе. Влияние на движение новых левых в США.
4. Новороссийск, 1894 г. – 1962 г. "Диалектика и социология" – 1962 г. Диалектический гиперэмпиризм. Диалектика – метод, а не теория. Она нейтрально ко всему, т.к. метод разрушения всех устоявшихся конструкций.
Принципы диалектики | ||
движение, осуществляемое человеческими тотальностями | позволяет охватить человеческие тотальности | необходимость целостного подхода к социальным наукам |
Уровни социологии: микро (изучение социальных групп) и макро.
Метод качественных и дискретных типологий. Связан с гиперэмпиризмом.