Тема 3.3. Социологические исследования систем управления
Изучаемые вопросы:
Ø Понятие и цели социологических исследований.
Ø Виды и разновидности социологических исследований.
Ø Основные этапы проведения социологического исследования.
Ø Проведение социологического опроса. Разновидности вопросов.
Целью социологических исследований систем управления могут быть:
· оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых тoвapoв или пpoизвoдимыx paбoт, oкaзывaeмыx ycлyг;
· отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;
· совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий иx предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;
· выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;
· изучение отношения потребителей, дилеров, бpoкepoв к тoвapy (paбoтe, ycлyгe), мeтoдaм paбoты и пepcoнaлиям мeнeджepoв при зaключeнии дoгoвopoв, пoлyчeнии гapaнтии;
· улучшение социальной ситуации в коллективе;
· снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
Основные этапы проведения социологического исследования:
· Разработка вопросов методологии, методики и техники.
· Применение методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной социологической информации.
· Анализ социологической информации, описание и объяснение ее фактов.
· Обоснование тенденций и процесса закономерностей, выделение причинно-следственных связей.
· Разработка практических рекомендаций
Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами.
Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.
При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций.
При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов.
Вопрос прямой - такой тип вопроса, который позволяет респонденту высказать вполне определенную и однозначную позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.д.
Вопрос косвенный - задается в том случае, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на него не будет получено искреннего ответа. Такой вопрос чаще всего выражается в форме: "Принято считать, что ______. А каково Ваше мнение на этот счет?".
Вопросы для самопроверки по теме 3.3
1. Для чего проводятся социологические исследования?
2. Назовите особенности и виды социологических исследований.
3. Перечислите методы проведения социологического исследования.