Анкетирование как метод опроса и сбора первичной социологической информации.
Анкетирование относится к методам опроса. Различают устные опросы (интервью) и письменные (анкетирование).
В зависимости от способа проведения анкетирования опросы могут быть:
• Раздаточными (анкеты раздаются респондентам на руки);
• Почтовыми (рассылаются по почте);
• Прессовыми (печатаются в прессе).
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание форм ответа.
Классификация вопросов:
1. По содержанию вопросы могут быть направлены на выявление:
• Событийной (в основном фактологической) информации, о фактах поведения респондента в прошлом или настоящем (включая факты его биографии), а так же об условиях и продуктах его жизнедеятельности.
• Клинические (направленные на выявление мнений и мотивов деятельности или поведения людей, их мнения, суждения, оценки, намерения, отношение к различным явлениям жизни, в том числе к себе и к своим поступкам).
• Статусные вопросы (вопросы положения), которые позволяют получить так называемые паспортные данные респондента: его пол, возраст, образование, семейное положение, специальность и т.д.
2. По форме вопросы могут быть:
• Открытый вопрос предоставляет полную свободу высказывания, ответ записывается на предусмотренном ниже вопроса свободном месте. Однако обработка ответов на такие вопросы существенно затруднена.
• Закрытый вопрос предполагает выбор одного или нескольких готовых ответов (подсказок) из списка, прилагаемого к вопросу, это позволяет исследователю более строго интерпретировать ответы и облегчает их последующую обработку (хотя зачастую и ограничивает свободу высказываний респондентов).
• Полузакрытый вопрос представляет собой сочетание открытой и закрытой формы (перечень готовых ответов с последующей свободной строкой, позволяющей респонденту дописать свой вариант ответа).
3. По функциям различают:
• Основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования.
• Контрольные вопросы, которые ставятся дополнительно к основным с целью повышения достоверности ответов.
• Фильтрующие вопросы, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для выделения («фильтрации») той части опрашиваемых, которая способна компетентно отвечать на последующие вопросы (например, прежде чем спрашивать респондента об учебе, необходимо задать ему фильтрующий вопрос: «Учитесь ли Вы в настоящее время?»
4. По смыслу формулировки (отношение к информации, высказываемой респондентом)
• Прямые вопросы (не содержат скрытого смысла) и ответ на него интерпретируется в том же прямом смысле, как его понимает опрашиваемый. Однако «лобовая» форма не всегда приемлема. В этих случаях нужно задать вопрос в косвенной форме.
• Косвенный вопрос, позволяющий получить интересующую исследователя информацию «обходным» путем. Например, об удовлетворенности человека своей профессией можно судить по ответу на вопрос: «Хотели бы Вы сменить свою профессию?».
• Личные вопросы, адресованные непосредственно самому респонденту (типа: «Как Вы считаете?»). Однако иногда отвечающему легче присоединиться к чужому мнению, чем высказать собственное.
• Безличные вопросы («Некоторые люди считают, что...Согласны ли Вы с ними?» и т.д.)
• Трюковые вопросы (вопросы-ловушки) позволяют определить степень искренности ответов (вопросы о несуществующих событиях, предметах, произведениях, авторах).
• Прожективные вопросы (проективные) направлены на выяснение поведения человека в вымышленной ситуации (вопросы типа «Что бы Вы сделали, если бы?»)
Структура анкеты:
1)Введение. Оно содержит сведения о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы полученные данные, гарантию анонимности опроса, инструкцию по заполнению анкеты.
2)Вступительные вопросы. Они должны заинтересовать респондента. Это вопросы событийного плана, относящиеся к фактам биографии респондента, описанию его работы, бытовых условий.
3) В средней части анкеты можно задать более сложные вопросы (клинические)
4) Заключительные вопросы анкеты должны быть по возможности не сложными.