История изучения социальных конфликтов
Современный мир переполнен конфликтами: иранские студенты захватили посольство Великобритании в Иране. Личный врач М Джексона приговорен к 4 годам заключения за невольную смерть. ООН протестует против насилия в Сирии, а Россия и Китай не поддерживают резолюцию осуждения. Бывший губернатор Калифорнии, актер Арнольд Шварценеггер расходится со своей супругой после 25 лет брака.
Специальная область знания – конфликтология – исследует конфликты, выполняя:
- гносеологическую функцию, связанную с описанием общих закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, определением методов их научного анализа.
- мировоззренческую функцию, раскрывающую роль конфликтов в жизни современного общества, показывающую значимость поиска эффективных механизмов разрешения конфликтных ситуаций.
- прогностическую функцию, призванную прогнозировать вероятность возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и возможные варианты развития.
- практическую функцию, которая связана с научением поведению в конфликте и поиском эффективных путей их разрешения.
История изучения конфликтов достаточно продолжительна. Миф предлагает образно-символическую картину развития конфликта. Греческая философская мысль в лице Гераклита, Платона, Аристотеля обращалась к этой теме. Новоевропейская мысль также исследовала природу конфликтов. По мнению Гоббса, неравенство, искажающее изначальную природу людей, - исходная причина конфликтов, она порождает взаимное недоверие, жажду славы, соперничество. В трудах Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Гоббса, конфликты и войны связываются с развитием цивилизации. Онтологическое обоснование неизбежности и необходимости социальных противоречий и конфликтов дается в философии Г.В.Ф. Гегеля. Конфликт и борьба являются основными понятиями историзма Маркса. Формирование противоречий между производительными силами и производственными отношениями ведет к социальным революциям и смене общественно - экономических формаций. В социальном плане это противоречие выражается в деятельности больших масс людей, а именно, в борьбе классов.
Маркс провозгласил насилие «повивальной бабкой истории», рассматривал революционный террор как оправданный и эффективный способ общественного переустройства. По его мнению антагонизм интересов противоположных классов, буржуазии и пролетариата может быть ликвидирован с уничтожением частной собственности на средства производства.
Г. Зиммель впервые ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Анализируя социальную структуру и динамику общественного развития, Зиммель обращает особое внимание на то, что конфликт задает границы между группами внутри социальной системы благодаря усилению самосознания групп и их представлений о собственной отдельности и специфичности. Таким образом, происходит самоидентификация групп внутри системы. Во-вторых, он говорит, что взаимное «отталкивание» помогает сохранять целостность социальной системы, устанавливая равновесие между ее различными группами.
М. Вебер рассматривает общество как совокупность позитивно и негативно привилегированных статусных групп, имеющих собственные экономические, политические, религиозные интересы, ориентирующихся на различные ценности. Источниками конфликта является не только противоположность экономических интересов, но и борьба за распределение властных полномочий.
В теоретических построениях Э. Дюркгейма социальные противоречия и конфликты связаны с динамикой происходящих в обществе изменений возникновением ситуации аномии, связанной с утратой индивидами ценностей, задающих смысл их существованию и социальной деятельности.
В теоретической социологии ХХ века в теории конфликта работали Т. Парсонс, Л. Козер, Р. Дарендорф.
У американского социолога Толкотта Парсонса (1902 - 1979) социальный порядок рассматривается как «естественная форма» общества. Условия, или «функциональные предпосылки» сохранения социального порядка, сводятся к следующему:
1) удовлетворение витальных, психологических, статусных потребностей индивидов, включенных в данную социальную систему;
2) успешная деятельность институтов социализации и социального контроля, поддерживающая существующую нормативную модель;
3) преодоление дилеммы частных интересов индивида и коллективных интересов, позволяющее индивидам успешно выполнять предписанные им функции.
Обеспечение этих условий позволит снять социальную напряженность в обществе и обеспечить воспроизводство социальной структуры.
Реакцией на функционалистский подход к анализу конфликта стали появившиеся в 50-е годы ХХ века работы Льюиса Козера («Функции социального конфликта», 1956) и Ральфа Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957).
Л. Козер развивает теорию «позитивно-функционального конфликта», суть которой заключается в обосновании идеи о стабилизирующей роли конфликтов для социальных систем.
Социальный конфликт он понимает как борьбу«за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб, или устраняют соперников». Позитивные функции конфликта заключаются в том, что они:
1) служат поддержанию самотождественности группы, усиливает внутригрупповую идентификацию;
2) конфликт выполняет функцию «защитного клапана», способствуя снятию избытка напряженности в группах путем «канализации агрессии»;
3) конфликт выполняет дифференцирующие функции, то есть задает и поддерживает границы между группами через усиление самосознания и самоидентификации;
4) взаимное «отталкивание» помогает сохранять целостность социальной системы, устанавливая равновесие между ее различными группами.
К позитивным функциям конфликтов Козер относит и то, что они вносят инновации в социальную жизнь, конституирует новые нормы, формы социального взаимодействия, утверждает ценности.
Р. Дарендорф, разделяя идеи Козера о позитивной роли конфликтов в развитии социальных систем, утверждает, что конфликт перманентным состоянием общества. В современном обществе конфликты неизбежны, что связано с иерархизированной системой власти и стремлением отдельных групп к ее преобразованию.
Вывод: в современной социологии нет единого мнения о роли конфликтов в процессе социального взаимодействия. Ряд ученых, в частности, Т. Парсонс, полагали, что конфликт носит дисфункциональный характер, препятствует «нормальному» развитию социального организма и свидетельствует о «сбоях» в системе. Другие, в том числе Р. Дарендорф и Л. Козер, считают, что конфликт является необходимым условием функционирования и развития общества и его подсистем, что он функционален.
Но обе парадигмы не отрицают того, что возникновение социальных конфликтов связано с механизмом основных факторов социального взаимодействия.