Принципы управления по А. Файолю.

1. Разделение труда. Каждый выполняет свое дело и делает его про­фессионально.

2. Полномочия и ответственность, т. е. где полномочия, там и от­ветственность.

3. Дисциплина. Послушание и уважение к соглашениям между ру­ководством и работником. Справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Каждый работник получает приказы и подчиня­ется только одному начальнику.

5. Единство направления. Каждое подразделение должно иметь один план и одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала. Справедливая зарплата.

8. Централизация, понимания как пропорция с децентрализацией.

9. Скалярная цепь, т. е. единый управляющий сигнала от высшего руководителя до руководителя низового звена.

10. Порядок: все на своем месте.

И. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Отсутствие текуче­сти кадров: нужны те, кто держится за свое место, пусть он менее талантлив.

13. Инициатива. Разработка плана и обеспечение его реализации.

14. Корпоративный дух. Союз управляющих и управляемых как ре­зультат гармоничной работы.

Эти принципы и составляют основу классической школы управ­ления.



Глава 11. Социальное управление

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.5.Процесс управленческой деятельности

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.6.Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)

Глава 11. Социальное управление



Управленческую деятельность, социальное управление можно рас­сматривать не только как совокупности взаимосвязанных ролей, но и как процесс,заключающийся не в одновременной, а в последова­тельной реализации таких управленческих функций, как планирова­ние, организация труда, его мотивация и контроль. В этом случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамиче­скую систему с обратной связью (схема 11.5).

Американский социолог Э. Мэйо в ходе знаменитых хоторнских экспериментов (на заводе «Уэстерн Электрик» в пригороде Чикаго Хоторне) обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хо­рошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия исполнителей, по­рой превосходили усилия руководителей, работники реагировали го­раздо сильнее на давление со стороны отстающих членов бригады, чем на улучшение условий труда. Производительность не росла, когда от­стающие члены бригады считали, что передовикам не следует выкла­дываться до конца, чтобы не пострадала зарплата остальных. Наобо­рот, производительность росла просто оттого, что члены бригады знали, что участвуют в эксперименте. В то же время на производительность труда почти не влияли такие стимулы научной школы управления, как изменение периодичности перерывов, освещенности рабочего места и др. С исследований Э. Мэйо берет начало другая парадигма в теории управления — школа «человеческих отношений»,которая во главу угла ставит не техническое совершенствование производства (хотя, разумеется, не снимает его со счета), а мотивацию каждого работника. В дальнейшем исследования А. Маслоу помогли глубже понять и оце­нить значение «человеческого» фактора. А. Маслоу создал так назы­ваемую иерархию, т. е. вертикальное соответствие человеческих по­требностей, которое показывает последовательность возникновения следующих нужд при удовлетворении предыдущих (схема 11.6).

Потребности, особенно более высокого уровня, не удовлетворяются только с помощью денег и улучшения условий труда. Каждому чело­веку необходимы признание его успехов и заслуг, определенная среда общения, способствующая реализации его творческих устремлений. Чем лучше удовлетворены первичные материальные запросы, тем бо­лее нуждаются люди в реализации высших потребностей.

С точки зрения школы человеческих отношений мотивация труда должна включать не только материальные, но и моральные стимулы: признание авторитета ведущих рабочих, консультации с ними, непо­средственное общение начальников с исполнителями, демократиза­цию стиля управления и вообще отношений в организациях.



Глава 11, Социальное управление

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.7.Стили управления по К. Левину

Глава 11, Социальное управление



Авторитарный стильозначает единоличную власть руководителя, которая определяет все стратегии группы, не делегируя полномочий управляемым.

Демократический стильпредусматривает разделение власти и уча­стие в управлении подчиненных, при этом ответственность не концент­рируется, а распределяется между ними.

Либеральный стильоставляет минимальное участие руководителя в управлении, при этом группа имеет полную свободу, принимать соб­ственные решения.

Левин обнаружил, что авторитарные руководители добивались вы­полнения большего объема работы, чем демократичные. Но при этом наблюдались низкая мотивация в работе, меньшая оригинальность в манерах, пониженное дружелюбие, отсутствие группового мышле­ния, большая агрессивность (как к руководителю, так и к другим чле­нам группы), тревожность и одновременно более зависимое и покор­ное поведение.

При либеральном руководстве по сравнению с демократическим объем работ еще более уменьшался, качество снижалось, появлялось больше элементов игры. При опросах руководимых ими выражалось предпочтение демократическому руководителю.




Глава 11. Социальное управление

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.8.Предпосылки руководства по Д. Мак-Грегору

Глава П. Социальное управление



Предпосылки авторитарного руководства (теория «X»):

• люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

• больше всего люди хотят защищенности;

• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать при­нуждение, контроль и угрозу наказания.

Предпосылки демократического руководства (теория «Y»):

• труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;

• если люди приобщены к организационным целям, они будут ис­пользовать самоуправление и самоконтроль;

• приобщение является функцией вознаграждения, связанного с до­стижением цели;

• способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллект, даже среднего человека, используется лишь частично.

Более поздние исследования бихевиористов не полностью подтвер­дили выводы о том, что авторитарное руководство имеет более высо­кую продуктивность, но полностью подтвердили точку зрения о том, что при нем имеет место более низкая удовлетворенность, чем при де­мократическом руководстве.

Отсюда следует, что демократичный руководитель апеллирует к по­требностям более высокого уровня (принадлежность подчиненных к организации, осознание ее целей, их автономия и самовыражение). Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Более того, он пред­почитает децентрализировать полномочия. Он приветствует активное участие в принятии решений, свободу в выполнении заданий подчи­ненными, определение собственных целей в соответствии с целями организации. Здесь характерен не жесткий контроль за процессом труда, а оценка по итогам работы (разумеется, при эффективном конт­роле). В этом случае большую часть проблем подчиненные решают самостоятельно. Руководитель же создает атмосферу открытости и до­верия, при которой не стесняются обращаться за помощью. Этому служит двустороннее общение и направленная на людей роль руково­дителя. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы орга­низации, выдавать адекватную информацию и показывает, как искать альтернативные решения.



Глава 11. Социальное управление

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.10.Различные подходы к руководству

Глава П. Социальное управление



Теоретические посылки К. Левина и Д. МакТрегора находятся при­мерно в одной методической плоскости, а выделенные ими стили обра­зуют так называемый автократическо-либеральный континуумсти­лей руководства (схема 11.9). Авторитарный руководительсчитает, что увеличение его власти:

• минимизирует ошибки руководства;

• увеличивает эффективность руководства;

• повышает качество работы.

Демократичный руководительубежден, что ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную производительность, так как люди способны быстро перестроить работу и добиться повы­шения эффективности труда. Кроме того, этот стиль руководства уве­личивает удовлетворенность сотрудников (схема 11.10).

Однако не всегда демократический стиль ведет к повышению эф­фективности труда. Следует помнить, что участие работников в при­нятии решений, снижение контроля, делегирование полномочий по­рой снижают эффективность работы.



Глава 11. Социальное управление

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 11.11.Стили руководства по Р. Лайкерту

Глава П.Социальное управление



Американский социальный психолог Р. Лайкерт (1961) классифи­цировал стили в зависимости от направленности деятельности руко­водителя (схема 11.11).

Руководитель, ориентированный на задачу, заботится о постановке цели, разработке системы вознаграждений, повышении эффективно­сти работы и качества продукции (классический пример — Ф. Тейлор).

Для руководителя, сосредоточенного на человеке, люди являются главной заботой, а рост эффективности он осуществляет через совер­шенствование человеческих отношений. Он делает упор на взаимопо­мощь, участие подчиненных в решении проблем производства; он из­бегает мелочной опеки, считается с нуждами людей, обеспечивает их профессиональный рост и решает их личные проблемы.

Эксплуататорско-авторитарный стиль руководства.Здесь руково­дитель — автократ. Его стиль руководства ближе всего к стилю тео­рии «X».

Благосклонно-авторитарный стиль.Руководитель — благосклон­ный автократ; он разрешает подчиненным принимать участие в неко­торых решениях. Мотивация создается вознаграждением, лишь иног­да — наказанием.

Консультативно-демократический стиль.Руководитель оказыва­ет значительное, но неполное доверие и выслушивает мнение подчи­ненных. Он использует двустороннее общение, принимает некоторые их решения. Но самые важные вопросы рассматриваются «наверху».

Демократический стиль руководства.Эта система основана на уча­стии всех в принятии решений. Руководитель полностью доверяет подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчинен­ными дружеские и доверительные. Общение двустороннее. Этот стиль адекватно описывает теория «Y». Это, по мнению Лайкерта, наиболее действенная система управления.

Глава 12

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 12.1.Сущность конфликтов с точки зрения классиков социологии

Глава 12. Социальные конфликты



В самом общем виде термин «конфликт»(от лат. conflictus — столкно­вение) означает столкновение мнений, убеждений, сил.

Социальный конфликт— это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институ­тов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противо­положных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Георг Зиммель(1850-1918) рассматривал развитие общества как процесс порождения новых культурных форм, которые, постепенно устаревая, окостеневают и «сносятся» жизнью. Сущность социального конфликта зеключается в столкновении между постоянно обновляе­мым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами куль­туры. Социализация индивида происходит также через столкновение личных и общественных интересов. На групповом уровне функции конфликта проявляются в поддержании границ социальной группы, отторжении чужаков. Во внутригрупповых отношениях конфликт иг­рает роль предохранительного клапана, «стравливающего» враждеб­ные настроения и сохраняющего единство группы.

Герберт Спенсерсчитал, что социальный конфликт обусловлен борь­бой за существование, которая, в свою очередь, определяется ограни­ченным объемом жизненных ресурсов. Социальный дарвинизм вооб­ще склонен механически переносить законы животного мира, борьбы за выживание в ограниченном пространстве на человеческое общество.

Карл Марксутверждал, что существует постоянный конфликт меж­ду производительными силами и характером производственных отно­шений, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа про­изводства. В социальной сфере К. Маркс отдавал ведущее место про­тивостоянию антагонистических классов. Именно классовая борьба, классовый конфликт является, по его мнению, движущей силой исто­рии, порождающей социальные революции, в результате которых об­щество переходит на более высокий уровень развития, вступает в сле-дущую общественно-экономическую формацию.

Макс Веберпридавал конфликту ценностный характер. Для него общество есть арена социльного действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, от­стаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни не раз­рушает, а в конечном счете стабилизирует общество, представляющее собой определенную иерархию статусных позиций.



Глава 12. Социальные конфликты

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 12.2.Две парадигмы современной социологии с точки зрения роли конфликта в обществе

Глава 12. Социальные конфликты



Парадигма консенсусного общества.С точки зрения этой парадиг­мы социальная система стремится к равновесию. Социальный конф­ликт существует как одна из форм социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением, ассимиляцией. Отсюда вытекает, что социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают со­циальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам со­циального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии.

Парадигма конфликтного общества.С этой точки зрения соци­альный конфликт есть постоянное и необходимое явление в общеегве. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоцен­ке ценностей. Социальный конфликт не только имманентно присущ каждому обществу, он выполняет определенные социальные функции. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной си­стемы, он открывает дорогу новым формам — инновациям.

По мнению Л. Козера, в любом обществе существуют потенциаль­ные возможности для конфликта, так как индивиды и социальные группы выдвигают определенные притязания на ресурсы и престиж­ные позиции в социальной структуре. Ограниченность количества престижных статусов и объема ресурсов и служит постоянным источ­ником конфликтов. По мнению Р. Дарендорфа, конфликтность обще­ства детерминируется неопределенностью человеческого существова­ния, неоднозначностью, вероятностным характером общественного развития. Общество по природе своей многообразно, противоречиво и находится в постоянном изменении, конфликте нового со старым. Изменения и конфликт являются не только необходимым злом, но и не­обходимым условием существования общества.

Социальный конфликт по-разному проявляет себя в разных соци­альных условиях. В открытых обществах, где проблемы ставятся и ре­шаются публично, где существуют альтернативные программы разви­тия, конфликты протекают и разрешаются плавно, ламинарно. Такое общество предохранено от социального взрыва своей открытостью, плюралистичностью. Здесь конфликт регулируемый. В закрытых об­ществах социальный конфликт протекает подспудно, скрытно накап­ливая критическую массу, он разделяет людей на два враждебных ла­геря и через революционное насилие «взрывает» социум.

162_____________________________ Глава 12. Социальные конфликты

Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Глава 12. Социальные конфликты____________________________________ Т63

1; По причинам:

а) психологические причины:

♦ несовместимость, антипатия;

♦ стремление к лидерству, к власти над людьми;

б) социальные причины:

♦ столкновение статусов;

♦ борьба за смену ценностей, идей;

♦ противоречия между материальными интересами.

2. По характеру:

♦ конфликты, имеющие контактный, открытый характер. При­мерами таких кофликтов служат полемика, насилие, война, классовая борьба;

♦ конфликты, имеющие скрытый, бесконтактный для противо­борствующих сторон характер. Например, интриги, заговоры, тайная дипломатия.

3. По месту и охвату различных областей социальной пирамиды:

♦ горизонтальные (протекают на одном социальном уровне, в од­ной страте);

♦ вертикальные (охватывают две или несколько страт либо це­лую область социальной пирамиды сверху донизу).

4. По длительности:

♦длительность конфликтов может быть самая различная, от не­
скольких,минут или дней до нескольких месяцев и лет. Более
продолжительны, как правило, скрытые конфликты. Существу­
ют и постоянные, хронические конфликты например конфликт
«отцов и детей» существует в любом обществе.

5. По напряженности:

♦интенсивность конфликтов зависит от глубины социальных
проблем, числа участников, их агрессивности или, наоборот,
толерантности.

6. По способам и средствам разрешения:

♦ мирные;

♦ вооруженные.

7. По уровню, на котором возникают и протекают конфликты:

♦ межличностные;

♦ межгрупповые;

♦ социетальные;



Глава 12, Социальные конфликты

♦ международные;

♦ глобальные.

8. По движущим силам:

♦ интересы индивидов и социальных групп;

♦ ценности;

♦ нормы.

Формы конфликтов зависят от социальной среды или сферы обще­ства, в которой они происходят. По этому признаку они подразделя­ются на:

• экономические;

• административно-управленческие;

• политические;

• национальные;

• религиозные;

• военные и др.

Глава 12. Социальные конфликты



Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 12.4. Основные этапы социального конфликта

166________________________________________ Глава 12. Социальные конфликты

Первый этапможно определить как «верхушка айсберга». Например, в СССР в период перестройки сначала были видны только отдельные противоречия, недостатки, недовольства. Люди жаловались на низкое качество товаров, плохую работу сферы обслуживания. Противоречия во взглядах на права человека, на политическую, экономическую и пра­вовую систему в целом еще явно не проявлялись (если не считать нон­конформистов).

Второй этапможно условно назвать как «определение размеров айсберга». На этом этапе наблюдалось нарастание дефектов то в од­ной, то в другой сфере, углубление недостатков (нехватка некоторых товаров, ухудшение работы пассажирского транспорта), усиление не­довольства населения. Неспособность власти принять действенные меры к устранению дефицитов и дефектов воочию показывала дей­ствительные размеры системного кризиса, поразившего советское об­щество.

Третий этап— «раскол айсберга». Этот этап характеризовался осо­знанием широкой общественностью глубинных причин недостатков и вынесением вердикта «так жить нельзя»; выдвижением предложе­ний глубоких реформ всей социальной системы. С другой стороны, в обществе выделялись группы консерваторов, считавших, что недо­статки могут быть устранены без глубоких реформ, тем более без сме­ны общественного строя. Так проявились причины социального кон­фликта — идеологические противоречия. Резко возросла социальная активность людей, партий, групп. Общество раскололось на две боль­шие группы — «за» и «против» перемен (инноваций, реформ, смены элиты, наказания виновных).

Этап «раскола айсберга» — характерное проявление социального конфликта в закрытом обществе. Здесь он имеет ярко социальный, кон­тактный, напряженный характер в отличие от конфликтов в открытом обществе, где явной поляризации социальных сил не наблюдается.

Глава 12. Социальные конфликты



Принципы управления по А. Файолю. - student2.ru

Схема 12.5. Пути выхода из конфликтов



Глава 12. Социальные конфликты

Наши рекомендации