Проблемы формирования российской конфликтологии
Необходимо сразу же отметить, что отечественная конфликтология находится на начальном этапе своего развития, в стадии формирования. Это обстоятельство имеет объективный характер, так как в Советском Союзе конфликтология долгое время практически не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период «теорией бесконфликтности». Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. В связи с вышеуказанным обстоятельством мы вряд ли можем говорить о наличии в российской конфликтологической науке имен уровня Л. Козера, Р. Дарендорфа, не говоря уже о таких признанных классиках, как К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель и т. д. Можно, однако, назвать авторов учебных пособий и научных статей, посвященных основным проблемам конфликтологии, таких как А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.С. Мерлин и целого ряда других. Но все же отметим еще раз, что не существует специфической «российской» конфликтологии, поэтому не существует и целостных концепций. Остается надеяться, что эта ситуация изменится в самое ближайшее время. В советское время существование конфликтов не являлось фактом социальной реальности, признанной правящими структурами. Более того, само понятие конфликта не соотносилось с общественной жизнью, т. е. не признавалось социальным явлением. Все негативные явления в области социальных взаимодействий индивидов связывались с «мещанством», «отсутствием классового чутья» и т. п. Однако скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народонаселения Советского Союза, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов.
Все же с середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям. В 80-е годы некоторые советские социологи, однако, были вынуждены признать определенные достижения западной конфликтологии. Но вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени. Это обстоятельство связано, в первую очередь, с тем фактом, что в нашей стране на протяжении практически 70 лет социология вообще не развивалась как самостоятельная наука, соответственно, не развивалась ни социология конфликта, ни сама конфликтология как самостоятельное направление в науке.
В постсоветский период конфликтным вирусом оказалось охвачено все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы – Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня. Конфликтовали регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы. В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе. Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. Сегодня в вузах нашей страны уже началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других специальностей. Подготовка специалистов-конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться научные конференции, семинары и т. п. Появились первые научные периодические издания, посвященные социальным конфликтам.
[1] Древнекитайская философия. В 2 т. М. Наука, 1972. Т.1 . С. 124.
[2] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М. Наука, 1989. С. 200–201.
[3] Платон. Избранные диалоги. Пер. с древнегеч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, Т.В. Васильевой [и др]. М. Эксмо, 2009. С. 430.
[4] Там же. С. 431.
[5] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. М. С. 266.
[6] Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Птг: Начатки знаний. 1923. С. 11.