Мировое значение древнегреческих поэтов-лириков

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Древнегреческая поэзия была известна до конца XIX в. по незначительным фрагментам. В 1897 г. археологами Гренфеллом и Хантом в фаюмском оазисе (Египет) были обнаружены саркофаги, сделанные из картонажа (папье-маше). При изготовлении материала были использованы обрывки старых книг, в частности, поэтических сборников древних авторов. Это открытие позволило расширить сведения о жизни и творчестве греческих поэтов и составить более полную картину становления древнегреческой поэзии, чем та, которой располагали исследователи и читатели прежних веков.

Зарождение поэтического искусства в Древней Греции отражено в орфических мифах. Согласно мифу, певец Орфей, сын фракийского царя, обладал способностью звуками лиры усмирять гнев людей, приручать животных, оживлять предметы. Во Фракии даже показывали несколько древних дубов, они застыли словно бы в танце - греки считали, что их привел в такое положение Орфей. Он путешествовал с Ясоном и аргонавтами в Колхиду за золотым руном, и при помощи музыки помогал героям преодолевать препятствия на пути. По возвращении он женился на Эвридике, но его возлюбленную ужалила змея, и Эвридика умерла. Орфей спустился в царство мертвых, зачаровал Харона, Кербера, самого Аида и мольбами вызволил Эвридику на свет. Надо было только соблюсти условие - не оборачиваться на пути из Аида. Орфея на дороге одолели сомнения - точно ли тень Эвридики следует за ним. Он оглянулся и утратил любимую навсегда. Неутешный он пел о своем горе в родной Фракии. Во Фракию же вторгся молодой бог Дионис. Орфей осуждал новый культ, в особенности человеческие жертвоприношения, сам же он почитал Аполлона в образе солнца. В отместку Дионис наслал на Орфея менад - опьяненных буйных женщин - те тоже не доброжелательствовали к Орфею, так как в своих песнях он превозносил чувство дружбы над любовью. Они дождались, пока их мужья зашли в храм Аполлона, захватили оружие, перебили мужчин, а Орфея рассекли надвое и обезглавили, а голову и лиру Орфея бросили в море. Останки Орфея музы погребли у подножия Олимпа (вот отчего там слаще всего поют соловьи). Голову и лиру море отнесло их на берега Лесбоса. Лесбосцы посвятили лиру Орфея в храм Аполлона, а бог впоследствии перенес ее как созвездие на небо. Голову поместили в пещере, где она продолжала петь и пророчествовать, давая самые точные предсказания. Рассерженный Аполлон, увидев, что его прорицалище в Дельфах пришло в упадок, явился в лесбосскую пещеру и в ярости прокричал: «Прекрати вмешиваться в мои дела, довольно я терпел тебя и твои песни!» - после чего Орфей замолчал, теперь уже навсегда. Дарование его не умерло вместе с ним - с той поры как к берегам острова прибило Орфееву лиру, Лесбос стал славен своей поэзией.

Орфей - никогда не живший в действительности мифологический персонаж. Рассказы греков о первых поэтах - реальных исторических лицах -со временем также обросли легендами, превратив некогда живых людей в полусказочных героев.

Во время войны с илотами (вторая Мессенская война) спартанцы были вынуждены обратиться за помощью к афинянам - требовался советчик, без которого, согласно оракулу Аполлона, победа оказалась бы невозможной. Недоброжелательные к Спарте Афины прислали школьного учителя Тиртея - хромого и неказистого. Однако Тиртей (2-я половина VII в. до Р.Х.) оказался талантливым поэтом. Под звуки кифары он стал петь о ратных подвигах, в элегиях, написанных на ионийском диалекте, осуждал корыстолюбие, раздоры, призывал к единству, восхваляя спартанскую старину и воспевая храбрость спартанских воинов. Своими песнями Тиртей воодушевил спартанцев, и они, благодаря ему, одержали победу над мессенянами. Это был первый, но не единственный случай, когда поэзия спасла воинственную Спарту. В другой раз бороться пришлось не с внешним врагом - начались междоусобные раздоры и смуты, причина которых потерялась. На этот раз оракул Аполлона рекомендовал обратиться к жителям острова Лесбоса - страны поэзии. Поэт Терпандр (1-я половина VII в. до Р.Х.) прибыл с Лесбоса в Спарту. Он привез с собой лиру, которой еще не видывали - у нее было не четыре струны, а семь. Под звуки семиструнной лиры спартанцы пришли к согласию в спорах - так был установлен вседорийский праздник Аполлона Карнейского (676-673). О поэте сохранили благоговейную память, хотя из его песен запомнились всего несколько строк. Терпандру приписывалось создание «кифародического нома», т.е. превращение нома из чисто музыкальной композиции в словесную, исполнявшуюся сольно под аккомпанемент кифары. Греки считали, что сколии (застольные песни) были тоже его изобретением, хотя, вероятнее, они издревле существовали как фольклорный жанр. Меньше, чем о Терпандре, мы знаем о его современнике - легендарном поэте-кифареде Фалете с Крита. Он прибыл в Спарту в 665 г. до Р.Х., затем чтобы звуками лиры изгнать из города чуму. Согласно преданию, это ему удалось, в память о чем им был учрежден спартанский праздник гимнопедий («пляска нагих юношей»). Фалет преобразовал ном из сольного произведения в хоровое, создал первые гипорхемы и пеаны. Клон, современник Фалета и Терпандра, создал «авлодический ном». В нем поэзия декламировалась под звуки авла - двойной флейты.

Другой лесбосский поэт прибыл в Коринф ко двору одного из семи мудрецов - тирана Периандра. Арион из Мефимны обучал жителей Коринфа музыкальной гармонии, научил коринфян священным песням в честь бога возрождающейся природы Диониса (дифирамбам). Его отпустили на родину с благодарностью, щедро наградив. Однако богатства, данные Ариону Периандром, возбудили алчность матросов. Они понудили Ариона броситься в море. Тот перед смертью попросил исполнить последнюю песню. И - о чудо! - когда певец бросился в пучину, из вод морских появился дельфин, который чудесным образом спас поэта и доставил его верхом на спине на берег. Периандр, подивившись спасению Ариона, наказал матросов, а чудесное спасение поэта увековечил в бронзовой статуе юноши верхом на дельфине.

В одно время с Тиртеем и Арионом жил поэт-воин Архилох Паросский (ок. 648 до Р.Х.). Он был сыном знатного горожанина и рабыни. Ему приходилось воевать в интересах родного полиса, позднее - как воину-наемнику на острове Эвбее, в Южной Италии. Погиб он на поле брани на острове Наксосе. Воинственный характер Архилоха в полной мере проявился в его творчестве. В одном из дошедших до нас фрагментов он прямо называет себя в равной степени служителем муз и Ареса, бога войны. В другом фрагменте он говорит, что война для него - средоточие всего в жизни. Постоянная близость к смерти научила Архилоха ценить жизнь - он призывает ни в какой ситуации не падать духом, «в меру радоваться счастью» ми не горевать в бедах. С подкупающей откровенностью Архилох рассказывает, как однажды, спасая жизнь, он был вынужден позорно оставить щит на поле боя. Для древних Архилох был прежде всего поэтом язвительным, злоязыким. Жало его стихов чаще всего направлено на конкретные лица. Неудачное сватовство к красавице Необуле обернулось для бедной девушки тем, что Архилох засыпал ее сатирическими попреками. Правда или нет, но от позора бедная девушка удавилась, а за ней и все ее сестры. Для позднейших времен Архилох стал олицетворением злоязычия - этот образ поэта нашел отражение в комедии Кратина (V в. до Р.Х.) «Архилохи», в таком образе предстает Архилох и в «Посланиях» римского поэта Горация. Его поэзия полемически заострена против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славе. Древние считали Архилоха величайшим лирическим поэтом. О культе Архилоха как героя говорит недавно открытая надпись, датированная примерно 100 г. от Р.Х. На его родине было воздвигнуто святилище, от которого уцелели обломки с надписями, содержащими биографию Архилоха и отрывки из его стихов. Даже самоназвание древних греков - эллины (в память о сыне Девкалиона и Пирры, уцелевшем во время потопа) впервые появилось, по всей вероятности, в поэзии Архилоха.

Рядом с Архилохом следует упомянуть еще двух греческих ямбографов. Семонид Аморгский (или Старший, VII-VI вв. до Р.Х.) родился на острове Самосе. Несмотря на незначительность дошедших до нас фрагментов его сочинений, мы можем судить о силе его сатирического таланта. В 118-ти стихах Семонид живописует историю происхождения женщины. Неряхи произошли от свиньи, проныры от лисицы, злюки от собаки, капризницы от морской волны, упрямые и обжоры - от осла, дурнушки - от обезьяны. Хороши среди женщин лишь те, что произошли от трудолюбивой пчелы. Гиппонакт Клазоменский (вторая половина VI в. до Р.Х., Эфес) - поэт-сатирик, изгнанный с родины, по всей вероятности, за насмешки над властями. Из отрывков его произведений мы узнаем, что пара скульпторов изваяли карикатуру на него, за что он нещадно мстил стихами. В своих песнях Гиппонакт переиначивал мифологические образы, превращая величественное в смешное. Таким образом, Гиппонакт становится зачинателем пародии (вопреки мнению самих греков - они считали, что первым стал пародировать себя еще Гомер). Гиппонакт писал на разговорном языке, на местном наречии, изобилующем заимствованными словами. Он был новатором в метрике, изобретя холиямб («хромой ямб») - соединения ямбического триметра с хореем. Почти забытый в классическую эпоху, холиямб был востребован поэтами эллинизма.

Весьма скудны сведения о Каллине Эфесском (VII в. до Р.Х.), считающемся одним из создателей ямбической и элегической поэзии. Судя по дошедшим до нас четырем отрывкам, он был патриотом своего города, раздираемого усобицами и внешними врагами и призывал сограждан к борьбе, не боясь за жизнь.

Поэты VIII-VII вв. - Тиртей, Терпандр, Арион - личности полулегендарные, о них знали из преданий. В более близкие к классическим времена прославились девять лириков - шесть мастеров хоровой лирики и три поэта, сочинявших песни для сольного исполнения. Список великих поэтов составили александрийские ученые в III в. (они перечислены в безымянной эпиграмме кодекса «Палатинской антологии» (IX, 184)):

- Муз провозвестник Пиндар; Вакхилид, как сирена,

- Пеньем пленявший; Сафо, цвет эолийских харит;

- Анакреонтовы песни; и ты, из Гомерова русла

- Для вдохновений своих бравший струи Стесихор;

- Прелесть стихов Симонида; и снятая Ивиком жатва

- Юности первых цветов, сладостных песен любви;

- Меч беспощадный Алкея, что кровью тиранов нередко

- Был обагряем, права края родного храня;

- Женственено-нежные песни Алкмана, - хвала вам!

- Собою Лирику начали вы и положили ей грань.

- (Пер. Л.Блуменау).

Старший из поэтов - Алкман (2-я половина VII в. до Р.Х.) был привезен в Спарту рабом, но поэтический талант позволил ему быстро выдвинуться и стать почетным устроителем хоров. Певец воинственной Спарты, Алкей тем не менее не постеснялся обозначить в одном из стихотворений, что ставит кифару на один уровень с мечом. Он стяжал славу как автор парфениев - «девичьих песен», где в рамки мифа включалась похвала участницам культовых состязаний девичьих хоров. От творчества Алкмана уцелели незначительные фрагменты и лишь относительно недавно, в середине XIX в., был обнаружен полный текст одного парфения (в честь Артемиды). В нем сначала упоминается старинный миф, приводящий автора к размышлению о могуществе богов: «Из людей сильнейшие - ничто: всем на свете правит божество». Далее следует характерное для всей хоровой лирики назидание: Алкман рассказывает о низвержении врагами спартанского царя Тиндарея, восстановленного в правах на престол Гераклом. Затем прославляется красота участниц хора, особенно Гагесихоры и предводительницы хора Агидо. Достаточно взглянуть на Агидо, чтобы убедиться, что солнце действительно светит. Судя по всему, по композиционным принципам этого парфения (изложение мифа, поучение, прославление хора) строились и прочие произведения хоровой поэзии. Алкман вносит в лирику задушевность, в его стихах слышится голос человека, раскрывается характер, индивидуальность автора. Алкман откровено и иронично говорит о себе: шутит над старческой влюбленностью в хорошеньких девушек, для которых пишет хоры, признается в склонности хорошо и сытно закусить. Благодаря Алкману голос лирической поэзии приобрел свободное звучание.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛИРИКИ

Поэт Симонид Кеосский (556-469 до Р. Х.) много странствовал по греческому миру. В частности, он пользовался гостеприимством Гиппарха, тирана Афин, вплоть до смерти этого правителя в 514 до н.э. Последние годы жизни (после 476 до н.э.) Симонид провел на Сицилии, преимущественно при дворе Гиерона I Сиракузского, где бывали также Пиндар, Эсхил и другие поэты. Умер Симонид в Акраганте. Под именем Симонида дошли примерно 100 эпиграмм (подлинность многих весьма сомнительна). Часть из них - реальные надписи, надгробные или посвятительные, некоторые представляют собой поминальные элегии и немногие - пародии или примеры технической изобретательности автора. Лучшие эпиграммы посвящены греко-персидским войнам. Особенно славился своими «плачами» (френами), у древних вошло даже в поговорку выражение «Симонидовы слёзы». В сохранившемся фрагменте мы слышим сетования Данаи, оплакивающей свою судьбу. С младенцем Персеем, Даная-мать заключена в ковчег и брошена в море. Беззаботность малыша и горькие предчувствия матери составляют сильнейший драматический контраст. Симонид был мертвым поэтом, который сравнил поэзию с художественным творчеством. С именем Симонида связана следующая история. Злые языки попрекали Симонида сребролюбием (см.: Элиан. «Пестрые рассказы». IX; 1) - он первым стал брать гонорар за поэтические сочинения и несмотря на преклонные годы устремился ко двору тирана Гиерона Сиракузского, привлеченный его щедростью. Однажды кулачный боец (или богач) по имени Скопа заказал Симониду стихотворение. По традиции сочинения подобного толка были построены следующим образом: в начале и конце произведения прославлялся заказчик, а в середине излагалось содержание какого-нибудь мифа. У Симонида уже было готовое стихотворение о зодиакальных Близнецах - братьях Касторе и Поллуксе. Поэт дополнил его в соответствии с требованиями заказчика и преподнес как законченную работу. Однако Скопе показалось, что братьям Диоскурам отведено слишком много места в стихотворении, и он заплатил лишь треть цены, глумливо посоветовав взыскать остаток с божественных братьев. На пиру у Скопы огорченного Симонида вызвал раб, сказав, что его спрашивают двое рослых юношей. Симонид вышел из дому, но никого не застал. В тот же миг земля содрогнулась от подземного толчка - дом Скопы рухнул - никто не спасся. Так боги отплатили Симониду за стихотворение. Некоторые биографы продолжают эту ужасающую историю. Родственники погибших не могли опознать изувеченные трупы, тогда Симонид припомнил, кто где возлежал за пиршественным столом, чем помог отчаявшимся людям. Эта легенда о Симониде объясняет, как Симонид научил греков искусству запоминания: следует мысленно располагать нужные для запоминания предметы в воображаемых комнатах, а потом, по мере надобности, так же мысленно доставать их оттуда. Это искусство назвали «мнемоника» от греческого слова «мнеме» (память). Древние относились к Симониду крайне почтительно - его произведения были включены в школьную программу, им восхищались философы-софисты, Платон. Правда, молодым людям он казался слишком вычурным и старомодным, о чем свидетельствует комедиограф Аристофан в своей комедии «Облака» (стр. 1356-1362).

При расцвете могущественного тирана Поликрата на острове Самосе пел свои песни старик Анакреонт Теосский (около 570 - 487 до Р.Х.). Он стремился находить в жизни удовольствие, с большой охотой получал содержание от тиранов. После гибели Поликрата был приглашен тираном Гиппархом в Афины, а когда в Афинах тирания пала, нашел убежище у фессалийских царей. До нас дошли небольшие фрагменты его стихотворений, в которых воспевается чувственная любовь, вино, беззаботная жизнь. Вся его поэзия была, по словам Цицерона, посвящена любви. Он полушутя жалуется на прелестную лесбийскую девушку, отказывающуюся играть с ним. Анакреонта отличает необыкновенная чувствительность к телесной красоте. Он восхищается обворожительной наружностью юношей: по слову одного из римских авторов эпохи императора Коммода, Максима Тирского, «Анакреонт любит всех красавцев и восхваляет их всех; его песни полны славословий завиткам кудрей Смердиса, глазам Клеобула, юношескому цветению Бафилла». Имеется фрагмент, в котором речь идет о том, что никто не может плясать под флейту, если на ней играет Бафилл, ибо невозможно отвести глаз от красавца флейтиста. В противоположность глубоким чувствам Сафо чувства Анакреонта легкие и поверхностные. После трагической кончины Поликрата Анакреонт дважды еще поменял местожительство. Он побывал при дворе афинского триана гиппарха, а после убийства покровителя отправился додживать дни в Фессалию. В Афинах память Анакреонта была увековечена статуе на акрополе, а на родине поэта, в Теосе, создали ложную гробницу - предмет местного почитания и отчеканили монету с его профилем. Незатейливый оптимизм стихов Анакреонта пленил многих позднейших подражателей (в том числе в эпоху Возрождения и Просвещения), чьи произведения потомки ошибочно приписывали Анакреонту. Впоследствии беспечные стихи о земных радостях стали называть «анакреонтическая поэзия».

Стесихор - уроженец сицилийского города Гимеры, (умер около 556 до Р.Х.) большую часть жизни прожил на Сицилии. Согласно византийскому словарю Свиде (Х в.) «Стесихор» («Устроитель хоров») - это псевдоним, а настоящее имя поэта было Тейсий. Стесихор был автором лиро-эпических произведений, по содержанию примыкавшие к эпосу Гомера («Разрушение Илиона», «Орестия», «Елена», «Герионеида» - по победе Геракла над богатырем Герионом). Со стихотворением «Елена» связано сказание.. Однажды Стесихор сочинил песнь, в которой непочтительно отозвался о виновнице Троянской войны - Елене Аргивской. Во сне ему с проклятиями явилась Елена, грозя неминуемой расправой. Стесихор ослеп. Желая умилостивить дочь Зевса, поэт создал «Палинодию» (т.е. «песнь отречения») в которой представил новую, неожиданную трактовку мифа: Елена всегда была верна Менелаю, и Парис обладал только лишь ее призраком. Сама же спартанская царица была чудесным образом перенесена в Египет, где соблюдала сугубое целомудрие. Стесихор прозрел, хотя современники находили его выдумку неправдоподобной. Впоследствии великий трагический поэт Еврипид развил этот сюжет в своей трагедии «Елена». В творчестве Стесихора была широко представлена любовная тема. В стихотворении «Радина» описывается трагедия любовников: связанные двоюродным родством девушка и юноша были убиты жестоким тираном (который, правда, впоследствии раскаялся в содеянном). Девушка Калика из стихотворения, носящего ее имя умирает от неразделенной любви. Согласно Афинею (II в. от Р.Х.), Стесихор, «сам большой сладострастник», был наиболее значительным эротическим поэтом, восхваляющим красоту молодежи, однако ни одно из его стихотворений этой тематики не сохранилось. В целом от сочинений Стесихора остались лишь отрывки, опубликованные в конце XIX в. Стесихор был новатором в установлении принципа «лирической триады», неизвестного Алкману, Алкею и Сафо. Слово «строфа» буквально значит «поворот». По исполнении строфы хор поворачивался и (обычно, сопровождая пение танцем) начинал движение в другую сторону. При Стесихоре лирическое произведение приобрело законченную форму: строфа, антистрофа (обратный поворот) и эпод (припев). Хор пел строфу, сопровождая пение танцем. По исполнеинии строфы исполнители поворачивались и начинали движение в обратном направлении, зеркально повторяя движения танца. Строфа и антистрофа были тождественны по своему мелодическому и ритмическому составу. Эпод состоял из стихов в новой комбинации. В крупном лирическом произведении наличествовало несколько триад. Подобное строение и исполнение хоровых песен был воспринято и староаттической трагедией.

В списке александрийских ученых не был упомянут еще один известный лирик Древней Греции - Феогнид. Он жил, главным образом, в Мегарах, в середине шестого века до нашей эры. В результате народного восстания аристократическая власть была свергнута, и Феогнид лишился всего своего достояния. Сквозь все творчество Феогнида проходит сквозная тема ненависти к народовластию, проповедь исключительности аристократической верхушки. Феогнид признается, что лучше было бы ему умереть, чем жить в бедности и видеть, как люди, которых не так давно и в город-то не пустили бы, теперь стали хозяевами жизни. Поэт не скупится на нелестные для народа аттестации. Народ для Феогнида - «грузчики», и следовало бы «крепкой пятойпридавить корабельную чернь под ярмо». Осуждению предаются смешанные браки между представителями разных сословий. Впрочем, аристократия тоже попрекаема Феогнидом за изнеженность, любовь к роскоши и жадность. Поэт тешит себя мрачной мечтой напиться «черной крови» своих врагов. Феогнид - поэт-моралист. До нас дошло собрание максим и житейских правил в 1388 строк. Это собрание нравственных правил и афоризмов. Поэт призывает к благоразумию и скромности, рекомендует избегать дурного общества, быть осторожным в выборе друзей и доверять людям с оглядкой. Он же назидает заботливо хранить дружбу, сохранять традиции и, конечно, почитать богов. В то же время тема эроса не уходит из этой книги, ставшей в античности учебником нравственного воспитания юношества. Адресат поэзии Феогнида - юноша Кирн, воспитанник пожилого поэта. Феогнид испытывает к скромному, благовоспитанному отроку смешанные чувства. Он желает любить Кирна отческой любовью, но ее страстность такова, что Феогнид начинает испытывать весь комплекс страданий влюбленного. В некоторых стихах он даже угрожает Кирну, что наложит на себя руки. Дабы юноша понял, наконец, чем он мог обладать и что так безрассудно потерял. Оценивая свое место в поэзии, Феогнид признается себе и читателю в собственной исключительности, а в одном из дошедших фрагментов приближается тематически к знаменитой оде Горация «К Мельпомене» («Памятник»).

Пиндар (около 518-442 или 438 до Р.Х.) родился в деревне Киноскефалы, был гражданином Фив. Гений Пиндара был отмечен знамением еще во младенчестве - пчелы слетелись к его устам и наполнили их медом. В гимнах Пиндара поется о могуществе богов и непознаваемости их замыслов, вспоминаются древние герои, предки победителя на спортивных играх. Кроме того, Пиндар призывает к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей, называя условия достижения победы в состязаниях: благосклонность судьбы, врождённая доблесть победителя и его собственные усилия. Из творчества Пиндара до нас дошли 4 книги торжественных хоровых песен «эпиникиев» (посвященных четырем великим играм - Олимпийским, Пифийским, Немейским, Истмийским). Эпиникии сочинялись в честь атлетов, стяжавших победный венок на общенациональных состязаниях. Кроме всеэллинских игр Пиндар упоминает еще около тридцати состязаний местного масштаба. Предметом восхваления в Пиндаровой оде могут быть события, на наши глаза, имеющие невеликое значение, например, победа атлета или кулачного борца. Европейскому читателю Нового времени с трудом давалось восхищение Пиндаром. В одной из своих од Вольтер с язвительной иронией писал: «Восстань из гроба, божественный Пиндар, ты, прославивший в былые дни лошадей достойнейших мещан из Коринфа или из Мегары, ты, обладавший несравненным даром без конца говорить, ничего не сказав, ты умеющий отмерять стихи, не понятные никому, но подлежащие неукоснительному восторгу…». Пиндар считался певцом богов. По свидетельству путника, заплутавшего в горах, он видел бога лесов Пана, распевающего гимн Пиндара. Смерть Пиндара была отмечена божественным благословением. Пиндар молил у богов подарить ему самое прекрасное. Боги выполнили его просьбу - поэт умер, склонив голову на грудь любимого человека. Незадолго до смерти Пиндару в видении пришла богиня подземного царства Персефона и посетовала, что поэт ни строкой не упомянул о ней в своих стихах. После смерти Пиндар исправил бестактность - его престарелая родственница десятью днями спустя по смерти поэта воспроизвела по памяти торжественный гимн Персефоне, который душа Пиндара нашептала старушке во сне.

Поэт-странник из Регия в Южной Италии Ивик (ок. 540 до Р.Х.) провел молодость на родине, потом покинул город из-за политических неурядиц и в конце концов присоединился к Анакреонту, пребывавшему при дворе тирана Поликрата Самосского. Видимо, под влиянием Стесихора, в юности Ивик писал лиро-эпические стихотворения на мифологические сюжеты (напр.: «Взятие Трои»). Поэт вольно трактовал первоначальную легенду, снижая героический тон и усиливая жизненное правдоподобие. Некоторые подражания Стесихору были настолько умело, стилизованы, что древние ошибочно с годами стали приписывать Ивику произведения старшего поэта. Попав на Самос, Ивик обратился к более легкомысленной любовной поэзии, и именно этот жанр прославил его в античности. Ивик писал хоровые песни, а также песни, предназначенные для одного исполнителя (монодии) - от них сохранились немногочисленные фрагменты. Самая известная из легенд о греческих поэтах связана с именем Ивика. Старый странник Ивик шагал по лесу на поэтическое состязание. На него напали разбойники и смертельно ранили его. Умирая, Ивик успел сказать пролетающему клину журавлей: «Будьте мстителями за меня». Разбойники пришли на состязание, которое началось, несмотря на озабоченность публики, вызваннукю отсутствием Ивика. В толпе один разбойник сказал другому, увидев пролетающих журавлей: «Гляди, Ивиковы мстители летят». Слова были услышаны, и убийцы Ивика предстали перед судом.

Весьма скудны исторические сведения о младшем из поэтов - Вакхилиде. Годы его жизни неизвестны. Он родился на о. Кеос в V в. до Р.Х. и жил при дворе сиракузского тирана Гиерона, а последние годы - в Пелопоннесе, подвизался в тех же родах поэзии, что Симонид и Пиндар, возможно, он даже доводился Симониду племянником. Вакхилид утверждал высокое назначение поэта - «обожествленного пророка чернооких муз» (VIII. 3) и сравнивал себя в творческом парении с орлом в небесной высоте (V, 16-30). Замечательны его оды, но еще более небольшие изящные эпические стихотворения, которые являются единственным примером сохранившихся греческих баллад. Писал гимны, дифирамбы, гипорхемы, пэаны, эпиникии - в стиле торжественной хоровой лирики. До конца 19 в. стихотворения Вакхилида считались утраченными, но в конце XIX в. на египетских папирусах были найдены 20 полных текстов стихотворений, в том числе и единственный полностью дошедшее до нас произведение в жанре дифирамба. Дифирамб «Тесей» в форме стихотворного диалога важен для изучения истоков античной трагедии, так как, по всей вероятности, от дифирамба, с его выраженным диалогическим началом, произошла трагедия. В дифирамбе описываются странствия Тесея в поисках отца - афинского царя Эака. По пути Тесей поборол неисчислимое количество чудовищ и злодеев. Хор старцев расспрашивает Эака о судьбе молодого героя. Эак делится сведениями, на чем дифирамб заканчивается. Изложение мифа у Вакхилида часто носит отрывочный характер, ввиду того что их содержание было общеизвестно. Поэт сосредотачивается на важной для него части сказания, оставляя излишнее за рамками повествования. В таком случае он обращается к музе эпической поэзии: «Белорукая Каллиопа, останови здесь свою прекрасную колесницу» (V, 176 и далее). Образ Тесея появляется и в пеане «Молодежь, или Тесей». Сюжетно пеан восходит к мифу о дани, которую Афины в древние, мифологические времена платили Криту. Афины отправляли на Крит семь девушек и семь юношей на растерзание чудовищу Минотавру. Тесей отправляется на Крит с тем чтобы спасти родину от жестокой дани. Он соревнуется с царем Миносом, сыном Зевса, в родстве - доказывая свое божественное происхождение от бога морей Посейдона. Вакхилид описывает нисхождение Тесея в подводный чертог Посейдона, видит чудеса подводного мира. Царица Амфитрита венчает героя порфирой и в блеске славы Тесей появляется перед восхищенными очами афинской молодежи. Миф, опять-таки, обрывается, и пеан заканчивается восхвалением бога Аполлона. Стихотворения Вакхилида были написаны на дорийскорм диалекте, но вмещали в себя также большое количество ионизмов и эолизмов, что сообщало им сходство с разговорной речью. Таким образом, он оказался более доступным, чем Пиндар, и для своих современников, и для нам современного перевода. С развитием демократического тмпа правления на территории Греции, жанр эпиникия приходит в упадок. Творчество Вакхилида завершает формирование классической греческой лирики. Девять имен великих лириков составили базу греческой лирической поэзии, на которой развились новые формы и жанры, эпохи высокой классики и эллинизма.

О поэте Меланиппиде с Мелоса мы знаем совсем мало и вынуждены судить о его творчестве по скудным отрывкам. Очевидно, он был очень известен: ученик Сократа, писатель Ксенофонт, называет его лучшим поэтом в жанре дифирамба, поставив его имя рядом с Гомером (лучшим в эпической поэзии) и Софоклом (лучшим в трагедии) («Воспоминания». I, 4, 3). Учеником Меланиппида был Филоксен из Киферы (435 - 379 гг. до Р. Х.), один из создателей нового дифирамба - как смелый новатор он вводил в дифирамб, диалогическое произведение, сольные партии в сопровождении лиры. Известнейшим произведением Филоксена был дифирамб «Киклоп», которого пародирует Аристофан в комедии «Плутос». Одноглазое чудовище влюблено в прелестницу-нимфу, она же предпочитает неудачливого влюбленного юному пастуху. Современники видели в этом дифирамбе остроумную перифразу реальной ситуации. Филоксен жил в Сиракузах при дворе самого свирепого тирана греческого мира - Дионисия Старшего. Как и Филоксен, Дионисий был поэт, но, в отличие от Филоксена, скверный. Оба они были влюблены во флейтистку, только, опять же, Филоксен взаимно, а Дионисий несчастно. Исподтишка глумясь над незадачливым покровителем, Филоксен изобразил его под видом циклопа, себя же и свою возлюбленную - под масками нимфы и пастуха. Об отношениях свирепого любителя изящного Дионисия и остроумца-поэта Филоксена сохранилось немало анекдотов. Самый известный из них - о Филоксеновом забое. Однажды Дионисий написал стихотворение и прочитал его Филоксену. «Ну, как тебе?» - спросил тиран. Филоксен ответил искренне (стихотворение было из рук вон плохое). «Отведи его в каменоломню!» - приказал Дионисий рабу. Месяц поэт расплачивался за неуместную критику работами в забое. Потом его привели пред очи тирана, и Дионисий вновь прочитал то же самое стихотворение. «Ну, как тебе на этот раз?» - поинтересовался он. Филоксен со вздохом обратился к рабу: «Веди меня обратно». Дионисий рассмеялся и простил поэта, а забой, в котором работал Филоксен, стал местной достопримечательностью. Поэзию Филоксен ставил превыше всего и ревностно оберегал ее от посягательств невежд. Однажды, услышав, как горшечник плохо читает одно из его произведений, Филоксен разбил его горшки и стал топтать их ногами, приговаривая: «Я разбиваю то, что принадлежит тебе, как ты портишь то, что принадлежит мне». Сверстником Филоксена был Тимофей. Он стремился усилить музыкальный компонент в номе, что вызывало попреки консервативно настроенных современников. Во время гастролей в Спарте спартанцы, любители старины, перерубили на кифаре Тимофея две, по их мнению, лишние струны (заботясь о сохранении традиции). Несчастный Тимофей хотел наложить на себя руки, но был ободрен и утешен трагическим поэтом Еврипидом (того тоже бранили на родине за модернизацию драмы). Тимофей вызывающе пел:

- Старого я не пою: новое мое - лучше!

- Царь наш - юный Зевс, а царство Кроново миновало:

- Прочь, старая Муза!

Только в начале ХХ в. был обнаружен довольно большой фрагмент нома Тимофея «Персы» давший возможность составить представление о характере его творчества. Тимофей позволяет себе очень смелые и вычурные метафоры. Весла он называет: сосновые ладейные ноги», зубы - «мраморные дети ртов». Эстетически шокирующим выглядит сравнение «море было в трупах, как небо в звездах». Избыточное внимание к форме стиха, преобладание внешней красивости над красотой содержания в поэзии Тимофея указывают на упадок лирической поэзии в конце V в. до Р.Х.

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЭТОВ-ЛИРИКОВ

Самым читаемым и почитаемым из античных поэтов для европейской литературы стал Анакреонт. В средние века появился сборник стихотворений (всего 60) написанных в подражание Анакреонту. Позднее (по странному недоразумению) их стали считать стихотворениями самого поэта. Так появилась легкая, жизнерадостная лирика, получившая название «анакреонтической поэзии». Ее популярность была такова, что даже в христианскую эпоху целый ряд византийских авторов писал стихотворения в формах и на темы анакреонтики (весна, любовь, вино), сплетая их подчас с христианскими темами (в основном, прославление Богородицы). Дань анакреонтике принесли выдающиеся французские поэты Нового времени: «Плеяда» (французская поэтическая школа эпохи Возрождения), А. Шенье, Вольтер, зачинатель «легкой поэзии» Эварист Парни, П. Ж. Беранже. Анакреонтические стихи в России писали М. В. Ломоносов, Херасков, Г. Р. Державин, Гнедич, Кантемир, Мартынов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин и др. У Пушкина интерес к «мудрецу сладострастия» проявился в ранней юности. Пятнадцатилетним он пишет стихотворение «Гроб Анакреона». Пушкину принадлежат переводы «Из Анакреонта». Так, Анакреонт рисует своенравную девушку в образе необъезженной фракийской кобылицы, которой он обещает показать свое наездническое искусство. Это стихотворение вольно переведено Пушкиным («Кобылица молодая») - кобылица у Пушкина из фракийской превратилась в кавказскую - более знакомую русскому читателю. У Пушкина имеется переводы других стихотворений: «Поредели, побелели», «Узнаю коней ретивых» и др. На русский язык Анакреонта переводили также Л.А.Мей, Баженов, Водовозов.

Гораций ввел в римское стихосложение четырехстишную строфу, изобретенную Алкеем - в «Одах» Горация алкеева строфа является излюбленным размером. В христианскую эру Алкееву строфу применяли в своем творчестве главным образом немецкие поэты XVIII в. - Иоганн Клопшток и Фридрих Гельдерлин. Самый заметный след творчества Алкея в европейской поэзии - аллегория корабля-государства, несущегося по воле волн. Через Феогнида, Горация и многих других поэтов, повторивших этот образ в своем творчестве, она стала всеобщим достоянием.

Созданный Арионом жанр дифирамба имел продолжение в новой европейской литературе. Подражания древнему дифирамбу встречаются у немецких поэтов XVIII в.: Ф. Шиллера, В. Мюллера, И. Гердера, сатирическому дифирамбу - у Фридриха Ницше. Легенда об Арионе была повторена в романе основоположника европейского романтизма, немецкого писателя Новалиса (XIX в.). В духе своего времени Новалис, используя древний сюжет, рассказывает о мистической власти музыки над душами не только людей, но и низших существ. Образ Ариона - певца, не сгибающегося под ударами судьбы - появляется в известном аллегорическом стихотворении Пушкина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние древнегреческой лирики на эллинистическую античность и на формирование европейской литературы в христианскую эру было неоднозначным и неоднородным. Сочинения некоторых поэтов были утрачены - как долгое время казалось - безвозвратно (Стесихор, Симонид). Сочинения других дошли в достаточном объеме, но не произвели на последующие поколения значительного впечатления, довольно скоро став достоянием ученых-филологов (Пиндар, Вакхилид). Иногда образ поэта искажался ошибочно приписываемых ему произведений (Архилох), а иногда личность поэта и окружающие ее легенды казались более значительными, чем его творческий путь. От гимнов богам, эпиталамий Алкмана сохранились лишь фрагменты, один из которых послужил основой стихов И. В. Гёте («Ueber alien Gipfein ist Ruh») и М.Ю.Лермонтова («Горные вершины»). Справедливости ради следует заметить, что в своем стихотворении Лермонтов находится под впечатлением, конечно, от Гете, а не от Алкмана. Предание о журавлях, ставших мстителями за поэта Ивика стало бродячим сюжетом. Его использовал Фридрих Шиллер в качестве сюжета баллады «Ивиковы журавли», известной русскому читателю в переводе В.А.Жуковского.

Интерес к личности Сафо не ослабевал в отдаленные от Древней Греции времена. История о Сафо и Фаоне стала темой пьесы старшего современника Шекспира Джона Лили («Сафо и Фаон» (1584). В XIX в. Австрийский романтик Франц Грильпарцер, основоположник новой австрийской драматургии, посвятил Сафо трагедию («Сафо», 1818) о несовместимости творчества и житейского счастья. Роль поэтессы в ней исполняли великие актрисы - венгерская певица и актриса Роза Дерине, Мария Ермолова (1882), болгарская актриса Роза Попова. Сафо стала персонажем драматического отрывка известного нидерландского поэта Виллема Клоса («Сафо», 1882). Образ Сафо вызвал интерес не только у литераторов. Выдающийся французский композитор Шарль Гуно - автор оперы, носящей имя поэтессы (1850). Партию Сафо в ней исполнила знаменитая певица Полина Виардо - близкий друг И.Тургенева. Жизнь Сафо стала темой оперы другого французского композитора - Жюля Масснэ (его опера успешно шла на русской сцене). Имя Сафо поставил в заглавие романа о жизни парижской богемы Альфонс Доде (1884). А в ХХ в. ее именем озаглавил свой сборник канадский поэт Уильям Б. Кармен (1903).

К образу Сафо часто обращались мастера пластических искусств: в XVIII в. - английский живописец Джордж Ромни (моделью для работы послужила знаменитая Эмма Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона); в XIX в. Сафо воплотилась в работах немецких скульпторов Эмиля Вольфа, Иоганна-Генриха Даннекера, французского ваятеля Огюста Клезенже. В ХХ в. самым известным скульптурным произведением, представившим Сафо стала работа Антуана Бурделя (Сафо 1925).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43.

2. Левада Ю.А. Традиция.//Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.

3. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

4. Небо// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.

5. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.,1990.-С.3

6. Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.

7. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. – 46

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика - эпос, потом дидактика, потом - лирика.

Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 - 6 в. - века социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди - тираны, которые пришли к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии - поддерживали искусство, торговлю.

Судопроизводство - идет борьба за письменные законы. В обществах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Потом его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание - смерть. Эпос шел в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувство. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Лосев утверждает: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике погибает гармония родового мира, и возникает дифференцированный моральный мир». Лирика - поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александрийскую эпоху 3-1 ст. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон - «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорійський строй, страсть персонифицирует фрігійський строй, лідійський строй - скорбен». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Он утверждал, что весь мир построен на музыке. Срок «лирика» появляется очень поздно - у ученых третьего века к нашей эре. Это то, которое выполняется под лиру или кифару, иногда флейту, авлос. Это всегда песенная поэзия. К третьему веку греки всю поэзию называли - меліка (от «мелос» - мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос: сольный (монодойный) и хоровой, и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямб.

Элегия происходит от слова «елегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название камышовой флейты, вторые - что это азиатское слово, плач по покойнику. В древние времена не было любовных, скорбных жанров - первые элегии - это военные маршевые песни. Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактичная. И только на последнем месте - любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Привычная нам элегия появится только в Риме. Неизвестно откуда появляется название «ямб». Долгое время его объясняли мифом о служанке Ямба или глаголом «бросать». Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое стихотворение, которое дошло, - 6 апреля 648 года - Архилох. Яркий поэт, интересна личность, писал и элегии, и ямбы. Его жизнь была тяжелой, он рос на Пароси, отец - аристократ, иметь - рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Несчастная любовь - описание любовной ситуации. Был влюбленный в Ниобулу, сосватался, но отец отказал. Архилох хочет отомстить, составляет такие ямбы, такие эпитеты, что даже появляется легенда, что тот совершил самоубийство от позора. В стихотворениях четко видно, как будут сменяться этика взаимоотношений: например, стихотворения о побеге. Архилох - поэт многозначительный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах.

Тиртей - второй творец военных элегий. Он спартанец. Пел патриотические элегии во время войны. Главная тема этих элегий - старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него - тот, который вздрогнул в бое. Высшее счастье - смерть за родину. Тот, который вздрогнул, - позор для всего рода. Идейная направленность - гражданское мужество. Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса. Искусство очень простое. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв бороться за родину. Афинский поэт Солон Афинский. Был залечен до семи мудрецов. в 638-558 г. до н.э. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свои земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, стал около храма и прочитал элегию о Саламин. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане опять становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, поучительные. Гесиод не терпел чужую мысль, а Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего излишне». Солон сам пометал правление. Известна также история с Крезом. Феогнид - жил в городе Мигарди. 1400 стихотворений Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнанный из города. Человечество он делит на Демос и знать. Знать - хорошо, Демос - плохо. Очень озлобленный. Тон сборника пессимистический. Его гнетет, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, захваченного бурей. Экипаж выгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. В первый раз появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

Наши рекомендации