Подходы к определению понятия политической культуры
Потребовался длительный период, в течение которого знание о культуре, накапливаясь и трансформируясь, привело к порогу ее определения. Нецивилизованные народы осознавали существующие между ними различия традиций, языка и представлений, но даже такой образованный народ, как современные Аристотелю греки, не знал слова, эквивалентного нашему термину "культура". Термин этот был заимствован великим основоположником английской антропологии Э. Б. Тайлорому немецких историков культуры.
Слово "культура" (лат. cultura) обозначает обработку, возделывание, воспитание, почитание. В раннем периоде оно употреблялось в значении культивирования, выращивания чего-либо и касалось естественных, природных процессов. Со временем эти представления стали распространяться и на человеческое общество с постепенным расширением прежнего смысла.
В этом расширенном смысле термин "культура" впервые был применен в работе древнеримского оратора и философа Марка Тулия Цицерона "Тускуланские рукописи" (45 г. до и.э.). Речь в его работе шла о "возделывании" человеческого ума. Традиция противопоставления культуры как искусственного мира миру естественному берет начало с работы немецкого философа-просветителя и юриста С. Пуфендорфа(1632-1694) ("О праве по природе и рождению").
Итак, приведем подходы к определению культуры. Они в определенной мере соотносятся с описанием содержательных, структурных элементов культуры, о которых мы говорили выше.
1. Идеалистическийвзгляд на культуру рассматривает ее как совокупность идей, циркулирующих в обществе, идей о производстве или хозяйственной деятельности, о духовной жизни, поведении и других общепринятых представлениях. Идеи воспринимаются разумом, а передаются извне, через воспитание.
В этом подходе выделяются два варианта: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм не выделяет личность, и даже общество в качестве фактора, оказывающего обратное воздействие на культуру, так как она обладает собственной трансцендентной реальностью. Человек может только приспособиться к культуре.
Субъективный идеализм выделяет особую роль другого класса явлений нематериальной культуры - норм и идеалов поведения, которые созданы человеком и отдельно от него как носителя этих норм не существуют.
То есть культура - это абстрактное обозначение совокупной традиции интеллектуальных и художественных идеалов, достижений человечества, которые становятся доступны каждому человеку в мере, заданной ему этническим и социальным происхождением. Так мыслили О. Шпенглер[1], А. Кребер.
2. Реалистическийподход, который в значительной мере как раз свойствен социологам, рассматривает культуру как атрибут социального поведения, выраженного в социальных институтах, традициях, привычках, нравах. В рамках этого подхода культура - это "социальное наследие", обнимающее как материальные артефакты, так и нематериальные (идеи, обычаи, институты), сумма всех исторических достижений человеческой общественной жизни, содержание общественной жизни. Этих взглядов придерживались, например, Э. Тайлор, а позже Р. Бенедикт, Ф. Боас, Б. Малиновский[2].
3. Материалистическийподход, отраженный, в частности, в позициях марксистов, выделяет материальное производство в качестве первичного фактора, который определяет эволюцию культуры. Материальные факторы - фундамент, культура - надстройка. Сторонники этого подхода недооценивают роль человека, представляющего собой не просто носителя и ретранслятора культуры, но и активного агента, самоопределяющегося в культуре и изменяющего ее.
Мы не стали бы упоминать здесь этот односторонний и упрощающий положение вещей взгляд, если б не такое положение дел, при котором современная политика, в том числе и геополитика, выстраивается, как правило, в соответствии с таким подходом, хотя и не всегда декларирует его прямо.
4. Функционалисты,критикуя названные выше подходы, указывают - для элемента культуры вообще несущественно то, что он передается. Например, сравним антрополога, усваивающего идеи об аборигенной культуре, с самими аборигенами. Эта культура для временно наблюдающего за ней человека - всего лишь информация, поскольку он не "аккультурирован" и не разделяет идеалов туземной культуры. Так же и музейные экспонаты не являются объектами нашей культуры, хотя они и унаследованы нами. Продукты культуры, если они отделяются от их носителей и от культурного процесса, становятся абстракциями, не более чем символическими проявлениями культурной жизни.
С точки зрения функционалистов, природа, или сущность, артефакта связана с его функциейв данной культуре. И если функция какого-либо объекта претерпела изменение, то и объект этот уже другой, даже если форма его осталась прежней. Поэтому функционалисты считают использование термина "материальная культура" некорректным, так как тем самым объект знания отделяется от самого знания, а артефакт - от его использования. Функционалисты подчеркивают роль индивида в модификации и приращении культурного наследия. Многочисленные изменения культуры, получающие общественное признание, - это результат индивидуальных инициатив. То есть люди не только наследуют культуру, но оказывают на нее обратное воздействие.
Функционалисты поставили вопрос о тождественности категорий социального и культурного, отвечая па этот вопрос отрицательно. Могут существовать социальные феномены, не являющиеся культурными фактами (например, численность населения), и культурные феномены, не выступающие в качестве социальных (например, творческая деятельность индивида). В этом вопросе функционалисты заняли промежуточную позицию между Э. Дюркгеймом[3], практически не разводившим понятия социального и культурного, и психологами, склонными к рассмотрению индивидуализированных форм культуры.
Таким образом, для функционалистов важна не только "сумма" культуры, не только "социальное наследие", но и процесс, изменение функций культурных образцов, взаимосвязи практических и теоретических аспектов культуры в этом процессе.
5. Психоаналитическийподход. Здесь прежде всего следует выделить работы З. Фрейда ("Неудовлетворенность культурой" и "Будущее одной иллюзии"[4]) и К. Г. Юнга ("Архетип и символ").
Фрейд подчеркивал, что, во-первых, понятие культуры обозначает всю сумму достижений, отличающих жизнь человека от жизни его предков из животного мира, а во-вторых, культура служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Сублимация, т.е. переключение первичных инстинктов человека, дает возможность высшим формам психической деятельности - научной, художественной и идеологической - играть в культуре значительную роль. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. Именно в "культурных лишениях" причина враждебности, с которой приходится бороться всем культурам.
К. Г. Юнг ввел понятие "архетипы коллективного бессознательного". Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается по наследству и является корнем индивидуальной психики. Оно представляет собой систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих жизнь человека, - так называемые праобразы, которые предопределяют восприятие, мышление, воображение. Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, невещественным полем, которое распределяет частицы вещества и формирует кристалл в растворе. "Архетипические образы" даются в опыте сновидений, мистических видений, галлюцинаций, когда сознание принимает минимальное участие в их обработке.
Однако эти образы всегда сопровождали человека, выступая истоком мифологии, религии, искусства. Постепенно эти образы превращаются в символы, которые Юнг называл "вечными". Так история культуры становится открытой книгой. А поскольку человеческая психика - это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен между элементами бессознательных и сознательных процессов, то психические нарушения возникают в результате дисгармонии, конфликта в этой системе, что приводит к невротическим явлениям. Юнг придавал большое значение в обретении равновесия религиозным учениям, опирающимся на абстрактные догматы. Они-то и способствуют адаптации человека к идущим из глубин бессознательного архетипическим образам.
6. Аксиологическийподход рассматривает культуру через призму категории "ценность", структуру и иерархию ценностного мира.
В рамках этого подхода подчеркивается, что каждая сфера культурной деятельности человека обладает внутренне присущим ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. Ценности каждой из этих сфер достаточно автономны. Однако каждый тип культуры выстраивает эти ценности в определенную иерархию, соподчинение. Например, эстетический подход к миру в эпоху античности, абсолютизация ценности религии и Бога - в период Средневековья или ценности политической власти в тоталитарных обществах.
Ценности культуры рассматриваются как на уровне общества, так и на индивидуальном уровне. В обоих случаях они выступают основой для формирования стандартов культурных оценок, иерархии жизненных целей и выбора методов их достижения. Вместе с понятием ценностей в социальных исследованиях используется понятие ценностных ориентации, которое изучается в целях выяснения динамики культуры, ее направленности. Одним п.: неновоположников ценностного подхода к культуре был Г. Риккерт, понимавший под культурой "совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей". Ярким представителем ценностного анализа культуры был и П. Сорокин, выстроивший свою модель культурных изменений на основе выделения ценностных суперсистем, сменяющих друг друга2. Это системы, в которых преобладает идеациональная (ориентированная на духовные, сверхчувственные ценности), либо чувственная (ориентированная на эмпирическое восприятие реальности), либо идеалистическая (сочетающая оба типа с превалированием идеационального) система ценностей. Он полагал, что "именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры".
7. Структурный (структуралистский)подход связан прежде всего с именем К. Леви-Стросса[5]. В его рамках работали также М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко.
Этот подход формировался в определенной мере как оппозиция объективному идеализму, его последователи стремились к объективно научному познанию культуры посредством сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Задачей структурного анализа становится выявление механизмов взаимодействия человека с внешним миром. С одной стороны, процесса преобразования внешних воздействий в индивидуальные представления, или концепты, требующие выделения значимой информации из "шума", оценку этой информации с помощью культурного опыта. С другой - механизма преобразования концептов в знаки и символы, которыми человек отвечает па воздействия среды посредством соотнесения концептов с коммуникативной ситуацией, выбора и использования знаковых средств для формирования символа.
Структуралисты поставили следующие задачи выявления в культурах повторяющихся элементов, за которыми скрывается логика культуры (К. Леви-Стросс), закономерности функционирования языков науки, отношения "слов" и "вещей" (М. Фуко), аналогии между структурами бессознательного и структурами языка (Ж. Лакан), универсальной "социологики" письма, позволяющей создать метаязык, с помощью которого можно описать всю современную культурную ситуацию (Р. Барт).
К структурализму относят и московско-тартускую школу (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский1), которая внесла огромный вклад в развитие семиотики - науки о знакомо-символических системах.
Структурный подход к исследованию культуры обладает высоким эвристическим потенциалом, и не случайно он оказал сильное воздействие на развитие проблематики культурных текстов, герменевтику в целом.
1) Закат Европы : Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер ; Пер. с нем., вступ. ст. и прим. К. А. Свасьяна. - Москва : Мысль, 1993
2) Научная теория культуры / Бронислав Малиновский. - М. : О.Г.И., 1999. - 205
3) Социология : Ее предмет, метод, предназначение : [Сборник : Пер. с фр.] / Эмиль Дюркгейм. - М. : Канон, 1995. - 349 с
4) Будущее одной иллюзии [Текст] : [перевод с немецкого] / Зигмунд Фрейд. - Москва : Изд-во АСТ [и др.], 2011. - 251
5) Структурная антропология : [Пер. с фр.] / К. Леви-Строс. - М. : Наука, 1983. - 536 с