Программное обеспечение и Internet-ресурсы

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА: бакалавр

СЕМЕСТР: 2

2013 г.

1. Цели практики

Учебная практика соответствует целям Ц1, Ц2, Ц3, Ц4 и Ц5 основной образовательной программы направления 080200 «Менеджмент» в части подготовки выпускников, владеющих знаниями о структуре и содержании профессиональной деятельности.

Целью учебной практики является:

· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин;

· приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки;

· знакомство студентов в производственных условиях с производственными процессами предприятий;

· расширение знаний по использованию программных продуктов Microsoft Office при оформлении отчетов по практике и создании презентаций своих работ для последующего их применения по выполнению курсовых, дипломных работ, а также в научной и профессиональной деятельности;

· приобретение практических навыков самостоятельной работы.

2. Задачи практики

Задачи учебной практики:

- закрепить и расширить теоретические и практические знания, полученные за время обучения;

- сформировать у студентов представление об основных направлениях работы менеджера;

- дать предоставление студентам объективного и полного представления о специальности, ее сферах и направлениях;

- ознакомить студентов с организацией производства и управления на предприятиях;

- получить представление об использовании компьютерных технологий по поиску, сбору, хранению и обработки информации;

- закрепить навыки работы с офисным приложением Microsoft Office Word 2007 (2010) при написании отчета по учебной практике согласно стандарту ТПУ – СТО ТПУ 2.5.01–2006 (http://standard.tpu.ru/standart.html);

- изучить и закрепить навыки в создании презентации в приложении Microsoft PowerPoint 2007 (2010)..

3. Место практики в структуре ООП

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

Программа по учебной практике составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом рекомендаций ООП по направлению 080200 «Менеджмент».

Пререквизитами учебной практики являются дисциплины гуманитарный, социальный и экономический цикл (Социология, Социология управления, Экономическая теория 1.2 и 2.2); математического и естественнонаучного цикла (Информатика 1.1, Информационные компьютерные технологии в управлении), дисциплины профессионального цикла (Теория менеджмента, Этика деловых отношений, Введение в профессиональную деятельность).

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при прохождении практики, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану.

4. Место и время проведения практики

Учебная практика проводится по окончанию 2-го семестра. Место проведения практики – компьютерный класс кафедры Менеджмента.

5. Результаты обучения (компетенции), формируемые
в результате прохождения практики

После прохождения учебной практики студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы по направлению 080200 «Менеджмент»: Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р6, Р9, Р11 (расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в основной образовательной программе (ООП) подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», которая размещена на портале ТПУ).

В результате освоения компетенций студент должен:

1. Знать:

­ социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

­ роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

­ современные концепции организации операционной деятельности и быть готовым к их применению (ПК-22);

­ современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

­ основы межкультурных отношений в менеджменте (ПК-25);

­ экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков (ПК-30).

2. Уметь:

­ находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

­ использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

­ работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

­ осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

­ использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

­ оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

­ анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

­ решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

­ эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

­ анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

­ применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

­ выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

­ использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

­ проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

­ оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

­ находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

­ оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

3. Владеть:

­ культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

­ готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

­ методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

­ основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

­ основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);

­ готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

­ различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

­ способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

­ способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

­ способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

­ готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

­ методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

­ способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

­ методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20)

­ готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

­ способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

­ средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

­ методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

6. Структура и содержание практики

Содержаниепрактики составляет 6 кредитов (4 недели). Учебная практика проводится в рамках общей компетенции бакалаврской подготовки.

№ п/п Разделы (этапы) практики Трудоемкость работ на практике (СРС), в днях Формы текущего контроля
Подготовительный этап  
1.1 Ознакомительная лекция: определение целей и задач практики, порядка прохождения Явка
1.2 Получение и оформление необходимых документов: программа практики, дневник, выдача конкретного задания для самостоятельной проработки, требования к оформлению отчета по практике Явка
Учебно-практическая деятельность  
2.1 Посещение экскурсий на предприятиях г. Томска Явка, эссе в отчете
2.2 Сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, выполнение индивидуальных заданий, написание разделов отчета Отчет
Этап разработки отчета  
3.1 Подготовка отчета по практике Отчет
3.2 Написание доклада для выступления на защите практики, создание презентации для защиты практики Отчет

Программа проведения практики состоит из трех блоков:

1. Теоретико-методическая часть практики: включает в себя лекционные занятия, направленные на решение поставленных задач по освоению необходимого теоретического материала (организационные вопросы, инструктажи по техники безопасности, требования по оформлению отчета и т.д.). Теоретическая часть практики является необходимой частью подготовки студентов к последующей практической учебной деятельности.

2. Практическая часть: включает в себя освоение возможностей современных компьютерных технологий и их применением в практической деятельности. Формой проведения данного блока являются лабораторные работы в компьютерном классе кафедры менеджмента и выполнение индивидуальных заданий по выбранным темам.

3. Экскурсионная часть: проведение экскурсий на предприятия города Томска.

7. Формы промежуточной аттестации по итогам практики

После прохождения учебной практики студент оформляет отчет, который сдается на проверку руководителю практики. После проверки отчета, руководитель возвращает отчет студенту с перечнем замечаний, которые студент должен устранить. После устранения замечаний отчет в переплетенном виде сдается на кафедру.

Одним из элементов подготовки молодого специалиста является защита отчета на кафедре (выступление). Защита проходит на кафедре в начале учебного года (осенний семестр). Создается кафедральная комиссия, куда входит руководитель по практике. График защит доводится до сведений студентов.

Защита включает в себя выступление студента о проделанной работе, результаты которой выносятся на презентацию, а также ответы на вопросы комиссии.

Форма аттестации – дифференцированный зачет, который выставляется по всем итогам работы (оформление отчета, выполнение индивидуальных заданий, выступление, ответы на вопросы).

Критерии оценки по учебной практики:

1. Оформление отчета – соответствие требованиям стандартам ТПУ (СТО ТПУ 2.5.01-2011 – Система образовательных стандартов Работы выпускные квалификационные, проектные и работы курсовые. Структура и правила оформления). Оценивается оформление отчета в соответствии с требованиями – максимальный балл за оформление 20 баллов. Параметры оценивания:

· структура отчета (3 балла);

· оформление текста отчета (шрифт, выравнивание, абзацный отступ и т.д.) (5 баллов);

· оформление списка использованной литературы (5 баллов);

· оглавление (создание оглавления через функции Microsoft Word) (3балла);

· оформление таблиц, графиков, формул (4 балла).

2. Выполнение индивидуальных заданий: оценивается полнота выполненных заданий, раскрытие темы индивидуальных заданий, проработанные источники литературы – 40 баллов.

3. Защита отчета по практике (доклад студента) максимально оценивается в 40 баллов и оценивается по следующим параметрам:

· умение строить вступительную часть выступления (2 балла);

· умения строить основную часть выступления (2 балла);

· умение строить заключительную часть выступления (2 балла);

· умение оформлять презентацию (PowerPoint) (15 баллов);

· умение соотносить речь с презентацией (5баллов);

· логичность выступления (3 баллов).

· богатство речи и выразительность при ответах на вопросы комиссии (3 баллов);

· убедительность при ответе (3 баллов);

· полнота ответа (5 баллов).

Балльная оценка:

«отлично» - от 90 до 100 баллов;

«хорошо» - от 70 до 89 баллов;

«удовлетворительно» - от 55 до 69 баллов;

«неудовлетворительно» - менее 55 балов.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению (зачет) и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

8. Учебно-методическое и
информационное обеспечение практики

Литература рекомендуется студенту при выборе темы индивидуального задания дополнительно в рамках задания.

Основная литература:

1. Система образовательных стандартов ТПУ. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению (СТО ТПУ 2.3.04-08).

2. Система образовательных стандартов ТПУ. Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура и правила оформления (СТО ТПУ 2.5.01-2011).

Дополнительная литература

1. Тихомиров А.Н. Microsoft Office 2007. Самоучитель / А.Н. Тихомиров, А.К. Прокди, П.В. Колосков. – СПб.: Наука и техника, 2008. – 608 с.

2. Краинский, И. Word 2007. Популярный самоучитель / И. Краинский. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

3. Дубина А. Excel для экономистов и менеджеров / А. Дубина,
С. Орлов, И. Шубина, А. Хромов. – СПб.: Питер, 2004. – 295 с.

4. Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel: учебные пособия. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы

1. Microsoft Office Word 2007.

2. Microsoft Office Excel 2007.

3. Microsoft Office PowerPoint 2007.

4. Адреса поисковых систем: http://www.aport.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.google.ru/, http://www.rambler.ru/, http://go.mail.ru/.

5. Электронная библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru, вход свободный.

6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). – Режим доступа: http://www.gks.ru, вход свободный.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области (Томскстат). – Режим доступа: http://tmsk.gks.ru, вход свободный.

8. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, вход свободный.

9. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru, вход свободный.

9. Материально-техническое обеспечение практики

Для выполнения поставленных перед студентами задач используется компьютерный класс, оснащенный компьютерами с необходимым программным обеспечением и выходом в интернет, лекционные аудитории, оснащенные компьютером с выходом в интернет и проектором (аудитории161, 163, 170 НТБ).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом рекомендаций ООП по направлению 080200 «Менеджмент» и профилям подготовки «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент».

Автор: старший препод. кафедры Менеджмента Н.В. Шаповалова

Рецензент к.э.н., доцент кафедры Менеджмента Н.О. Чистякова

Программа одобрена на заседании кафедры Менеджмента

«29» августа 2013 г., протокол №___.

Наши рекомендации