Глобальный исторический процесс

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.

К. Прутков.

Человечество зафиксировало в своей исторической памяти исчезновение из биосферы многих видов живых организмов, но не зафиксировало ни одного достоверного случая возникновения в естественных условиях любого биологического вида.

Убедившись в своей высокой организации по сравнению с другими, Человек Разумный возомнил себя «венцом природы», исходя из своей новизны. Но новизна — признак не только совершенства, венчающего некий процесс, но и признак всех экспериментальных образцов, идущих в отходы, о которых потом никто не помнит.

Вопрос же о механизме возникновения новых биологических видов крайне важен, так как ответ на него во многом определяет и оценку того, что считать благом в глобальном историческом процессе, а что представляет опасность для человечества. Наблюдаемое наукой явление взаимной генетической замкнутости биологических видов допускает по крайней мере два возможных варианта возникновения нового биологического вида.

Первый. Известно, что, раз возникнув, некая мутация может охватить всю популяцию организмов, либо часть популяции, либо исчезнуть из популяции. Тогда новый биологический вид может возникнуть вследствие перерождения ранее существовавшего вида в результате каскада мутаций, качественно изменивших генотип.
В таком случае один вид в биосфере просто заменился другим.
По отношению к возникновению Человека Разумного в этом варианте встаёт вопрос о промежуточных звеньях от проточеловека к человеку, поскольку процесс захвата всего биологического вида КОМПЛЕКСОМ вряд ли одновременных мутаций представляется довольно длительным; особенно с учётом того, что в результате этих мутаций уровень организации материи повысился. В силу длительности этого процесса костные останки этих «промежуточных звеньев» должны были бы быть известны науке наряду с прочими ископаемыми формами человека.

Но такой механизм образования нового вида допускает точно так же и деградацию вплоть до «амёбы» любого высокоорганизованного вида, однако, глобальный эволюционный процесс биосферы в целом носит явно однонаправленный характер в сторону общего усложнения организации вновь возникающих видов организмов и всей биосферы в целом.

Второй. Часть особей вида Проточеловек — поколение или несколько одновременно способных к деторождению поколений в популяции или во всём виде — постигла генетическая катастрофа, в результате которой самки, принадлежавшие к этой группе вида Проточеловек, рожали только уродов. Но эти «уроды» уже принадлежали к виду Человек Разумный и были генетически замкнуты по отношению к породившим их особям вида Проточеловек и своим «двоюродным братьям и сёстрам», чьи родители избежали катастрофы. Такой механизм возникновения биологического вида согласуется с законом диалектики о переходе количественных изменений в качественные, в том числе и в результате скачка, а не эволюционного, развития. Также он согласуется с явной однонаправленностью эволюционного процесса биосферы в целом в сторону усложнения организации; тенденции к деградации в эволюционном процессе отрицать нельзя, но они носят весьма частный характер, а обретение ими более общего характера непродолжительно или катастрофично.

Такое понимание механизма возникновения нового биологического вида снимает вопрос о промежуточных звеньях, но ставит вопрос о том природном факторе (некий вид резонанса или вирус, поразивший избирательно половые клетки и внёсший новую информацию в генотип?), который способен вызвать синхронное, мгновенное в биологическом смысле, качественное изменение с ПОВЫШЕНИЕМ уровня организации материи.

Видимый состав современной биосферы и анализ ископаемых остатков прошлых скорее говорит о том, что путь эволюции биосферы — многоступенчатая лестница, а не бесступенчатое плавное восхождение и плавное перетекание видов друг в друга. Этому более соответствует второй механизм возникновения новых видов организмов. Одни видят в этом (неизвестном или неопознанном?) факторе, вызывающем рождение нового вида, действие высшего разума Бога или пришельцев; другие молчат, осознав свою неосведомлённость в вопросе возникновения биологических видов; третьи отмахиваются от проблемы, как от оторванного от потребностей жизни «академизма».

____________________

Но для понимания смысла и целей жизни человека-особи и человека-вида ответ на этот вопрос необходим.

____________________

Однако в любом из вариантов вид Человек Разумный родился в животном мире, и мировоззрение, и практические навыки у него были животные, видимо близкие к «мировоззрению» и практическим навыкам современных обезьян: т. е. безусловные и условные рефлексы и не более того. От «обезьяньего» окружения его отличал только генетически обусловленный потенциал развития культуры, который ещё предстояло освоить.

С развитием культуры связан вопрос о формировании индивидуальных особенностей особи вида Человек Разумный. Культурная среда формирует физическую и духовную личность человека главным образом в период от зачатия до вступления его во взрослость по генетически обусловленной ИНДИВИДУАЛЬНОЙ матрице потенциала разнообразных возможностей и предрасположенностей.

Фактор своевременности формирования тех или иных способностей человека отражён в пословице: «Не научился Ванечкой — Иван Иванычем не научишься». Прежде всего, это касается тех способностей, которые обеспечиваются возникновением структурных особенностей в организме, для формирования которых генетическая программа развития организма отводит определённые жёсткие временные границы. Это особенно видно при формировании головного мозга человека в утробный период и период взросления. Попытки вернуть реальных взрослых «Маугли» в общество никогда не удавались.

Отсутствие в среде обитания в определённый период тех или иных условий или наличие иных условий ведут к невозможности наполнения матрицы потенциальных возможностей реальным содержанием, а в наиболее угнетающих условиях — к срыву реализации генетически обусловленной программы развития особи.

В каких внешних структурных признаках проявляются особенности матрицы возможностей и предрасположенностей — на этот вопрос претендует отвечать, в частности, хиромантия. Сколь хорошо у неё это получается — другой вопрос.

О проявлении же в поведении человека генетически обусловленной индивидуальной матрицы потенциальных возможностей и предрасположенностей говорят исследования образа жизни разлучённых в детстве однояйцевых (т. е. генетически тождественных) близнецов. Стиль их жизни оказывается очень часто похожим. При наличии равных возможностей они делают одинаковый выбор: любят одинаковые цвета, марки машин, музыку и т. п., вплоть до того, что в один день оказываются на операционном столе с одинаковым аппендицитом. Значения пресловутого «коэффициента интеллектуальности» тоже не сильно разнятся даже при жизни в разной социальной среде.

В период, близкий к появлению человека, в условиях нулевого (и близкого к нему) уровня развития культуры генетически обусловленные матрицы потенциальных возможностей определяли начальные пути развития культуры, не обусловленные прямым влиянием природно-географических факторов.

В силу того, что генотипы популяций вида Человек Разумный в разных ареалах обитания подстраивались под местные условия природной среды, то в разных популяциях генетически обусловленные матрицы потенциальных возможностей и предрасположенностей статистически отличались, что и определило наряду с прямым влиянием природно-географических факторов различие культур в разных регионах уже на достаточно ранних этапах развития общества. Впоследствии, в процессе культурных заимствований статистические различия в генетически обусловленных матрицах потенциальных возможностей и предрасположенностей являлись ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ (наряду с социальной организацией), стабилизирующих национальные культуры и защищающих их от размывания, хотя сама культура генетически и не наследуется.

Культуру несёт не биологическая популяция, а социальная организация биологической популяции. И по отношению к биологической популяции, ко всему биоценозу в ареале обитания человеческой популяции культура оказывается одним из факторов среды обитания, оказывающим давление на популяции всех видов в пределах досягаемости этой культуры. Если темпы изменения параметров культурной среды низки по сравнению с темпами смены поколений, то генотип популяции неизбежно будет подстраиваться под наиболее стабильные параметры культурной среды. Это будет находить своё отражение в статистическом изменении генетически обусловленной матрицы потенциальных возможностей и предрасположенностей.

Развитие культуры наложило ещё один отпечаток на воспроизводство поколений вида Человек Разумный. Если в животном и растительном мире различные популяции одного вида замкнуты по отношению к друг другу природно-географическими факторами, то у человека возникает культурно-обусловленная замкнутость по национальному, классовому, мафиозному и т. п. признакам.

____________________

Навязывание чуждой культуры народу находит сопротивление не только в культурных традициях социальной организации, но в статистических особенностях генетически обусловленной матрицы возможностей и предрасположенностей. Поэтому редко когда культурный обмен вносит новое содержание в жизнь народов; он либо создаёт условия для раскрытия их собственного потенциала развития, либо создаёт препятствия этому развитию.

____________________

По мере увеличения относительного и абсолютного объёма поведенческой информации, обусловленной внегенетически, межвидовая конкуренция привела к возникновению обучения детёнышей старшим поколением стада или непосредственно родителями кое-каким навыкам взрослой жизни.

По своей сути членораздельная речь является прежде всего формальной системой кодирования содержания предметно-образного мышления человека. У человека, отличающегося от животных наличием абстрактно-логического мышления и членораздельной речью, процесс обучения подрастающего поколения обрёл новое качество: человек стал говорить о том, что не мог вразумительно показать телом. Это был прогресс. Сейчас мы часто видим обратную тенденцию: когда не могут выразить мысль словами, начинают бурно жестикулировать, брызгать слюной и мычать после произнесения каждых нескольких слов.

Освоение генетически обусловленного потенциала абстрактно-логического мышления и речи открыло для освоения потомками жизненные навыки далёких предков, не наследуемые генетически.

Наличие же рук вкупе с речью и интеллектуальным потенциалом позволило начать защищаться от давления природной среды обитания созданием ИСКУССТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, которая со временем стала подавлять природную — сначала в жизни отдельных людей, а потом и в планетарных масштабах.

Но, обретя в составе своей интеллектуальной мощи абстрактно-логическое мышление, человек обрёл и способность обманывать и обманываться: исследования деятельности головного мозга говорят, что человек лжёт левым полушарием, отвечающим за абстрактно-логическое мышление и речь; правое полушарие, отвечающее за предметно-образное мышление, ко лжи не способно. Видимо, по этой причине дело правды во многих языках, в том числе и в русском — правое дело, а не леворадикальное.

____________________

Способность ко лжи — способность к нарушению у других особей возможностей к адекватному отображению объективной реальности. Главным образом это средство борьбы во внутривидовой конкуренции.

Способность человека ко лжи и самообману тоже стала фактором развития культуры и, как следствие, фактором развития глобального эволюционного процесса биосферы.

____________________

Человек Разумный — единственный биологический вид на Земле, который получает от природы не только готовый продукт потребления, но и сырьё, из которого он производит продукт потребления. Процесс развития культуры сопровождался абсолютным и относительным увеличением объёмов сырья в совокупном продукте, который Человек Разумный забирает из природы. С какого-то этапа основой существования человечества стало не собирательство готового продукта, а его производство в обществе из сырья, взятого в природе.

Развитие производства в обществе привело к возникновению общественного разделения труда. Общественное разделение труда до настоящего времени является основой жизни как национальных обществ, так и всего человечества. Главная черта этого социального явления — профессионализм, то есть систематическое, а не
от случая к случаю, исполнение людьми определённых узкоспециализированных видов деятельности в общественном (а не технологическом, пооперационном) разделении труда. Традиционное для публицистики» разделение труда на труд умственный и труд физический В ПРИНЦИПЕ не характеризует рассматриваемое нами общественное явление. Общественное разделение труда — это выделение прежде всего профессиональной УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ деятельности, без которой невозможна НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ профессиональная деятельность ни в сфере материального производства, ни в сфере духовного и интеллектуального производства (науки, искусства и т.п. сферы обработки информации); без каждой из этих сфер невозможно существование цивилизации. Развитие общественного разделения труда — это дальнейшее дробление и специализация профессий, рост минимального квалификационного уровня, начиная с которого общество признаёт профессионализм человека, перестав считать его неучем-дилетантом, занятым не своим делом. Интегральной характеристикой общественного разделения труда является уровень производительности ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА (в сферах материального и духовного производства), который определяется не только уровнем производительности ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА, но и КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ частными видами деятельности в общественном разделении труда. На определённом этапе развития общества темпы роста производительности общественного труда начинают определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном разделении, труда, поскольку темпы роста производительности индивидуального труда начинают определяться успехами или неудачами фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых обществом в целом.

История культуры — прежде всего история развития общественного разделения труда, вызвавшего и классовое расслоение общества. Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного производства КАЧЕСТВЕННО РАЗНОРОДНЫ. Личностный фактор проявляется как талант и в сфере материального производства, и духовного производства, и в сфере управления. Всякий талант уникален. Но индивидуальный производительный труд в общественном разделении труда редко когда оказывается трудом общественного в целом уровня значимости. Его уникальность может обрести такую значимость в весьма отдалённое от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном разделении труда неизбежно оказывается, начиная с какого-то уровня социальной организации, трудом в целом общественной значимости уже в период осуществления управленческой деятельности человека. Так, всё общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общегосударственного уровня ответственности.
Но управленческая деятельность такого уровня, кроме таланта, требует владения многими Знаниями из самых различных областей науки и практики, накопленных НЕ ОДНИМ ПОКОЛЕНИЕМ. Поэтому в сфере управления общественного уровня значимости обладание Знанием многих поколений первенствует над необученным талантом, если рассматривать социальный процесс в длительном развитии, охватывающем несколько поколений.

Общественное разделение труда (фактор социальной организации), инстинкт самосохранения и родительские инстинкты (фактор биологический) в условиях низкого уровня производительности общественного труда при смене поколений породили классовое расслоение общества. На ранних ступенях развития общества низкий уровень производительности общественного труда не позволяет обеспечить РЕАЛЬНО одинаковую доступность всего накопленного обществом Знания выходцам из всех семей и кланов общества. Управленческая деятельность в этот период обеспечивала более высокий уровень личной безопасности, чем непосредственно производительная деятельность, что преломившись через ИНСТИНКТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ, САМОСОХРАНЕНИЯ И ЛЕНЬ, со сменой поколений вело к формированию «элиты», обладающей монополией на доступ к Знанию, из среды которой из поколения в поколение черпаются управленцы общественного в целом уровня ответственности. Классовое расслоение общества сопровождалось возникновением структур государственного аппарата.

В силу самых различных причин (от нехватки свободного времени до изощрённейших приёмов оттеснения от Знания, на обретение которого всем гарантируется право законодательством) трудящиеся производительно классы в толпо-«элитарном» обществе лишены доступа к Знанию и не могут заменить «элиту» в сфере управления без того, чтобы, в случае устранения «элиты», не произошла потеря качества управления в общественном разделении труда на довольно продолжительное время. Квалифицированных управленцев общегосударственного уровня ответственности можно организовать в бригаду ассенизаторов, сослать на галеры и т. п.; управленцы справятся. Но квалифицированные ассенизаторы и каторжные галерники не смогут без обретения соответствующего знания заменить собой управленцев общегосударственного уровня ответственности без того, чтобы всё общество не сотряслось от их политики.

Развитие общественного разделения труда требует поддержания устойчивого управления на всех уровнях социальной организации. Это является основой роста производительности общественного труда. УСТОЙЧИВЫЙ рост производительности общественного труда изменяет качество жизни (социальную организацию, общественный строй), повышает уровень жизни и обеспечивает уверенность в завтрашнем дне (ВАЖНЕЙШАЯ характеристика стабильности общества, создающая условия для его совершенствования) всех членов общества, но в РАЗНОЙ МЕРЕ.
С этим в «разной мере» и связано понятие об эксплуатации человека человеком и понятие о социальной справедливости, что многие стали называть «социальной завистью», дабы усыпить собственную совесть.

Общественное разделение труда — это и обмен продуктов частных видов деятельности в соответствии с общественными потребностями. В этом продуктообмене участвует и продукт управленческого труда: качество управления (темпы роста производительности общественного труда) и средства, его обеспечивающие. Все продукты в продуктообмене имеют цену. В условиях монополии «элиты» на Знание, необходимое для управления, цена на продукт управленческого труда, естественно, тоже МОНОПОЛЬНО ВЫСОКАЯ ЦЕНА, так как всё общество зависимо от монополии «элиты» на обеспечение качества управления достаточно высокого уровня. Первичная монополия «элиты» на Знание позволяет установить ей эту вторичную монополию, которая узаконена управляющей «элитой», и видится обществу как более высокий уровень жизни семей, принадлежащих сфере управления. Поскольку в общественном разделении труда участвуют все классы, но только «элита» предъявляет обществу МОНОПОЛЬНО ВЫСОКУЮ ЦЕНУ за продукт своего труда, то все ею обделённые воспринимают это как ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ, т. е. социальную несправедливость. В термине «эксплуатация человека человеком» скрыта монопольно высокая цена на продукт управленческого труда; реже иная монопольная цена. Монопольно высокая цена возникает в большинстве случаев в результате ИСКУССТВЕННОГО СОЗДАНИЯ в обществе того или иного ДЕФИЦИТА, хотя механизм возникновения дефицита может и не осознаваться обществом. Естественный дефицит — следствие неожиданных стихийных бедствий, ущерб от которых не удаётся предотвратить, крайне редок. Все разговоры «об умении жить» — просто наглая демагогия, скрывающая механизм создания искусственного дефицита на продукты и услуги, и извлечение монопольно высокой «прибыли» за счёт чьей-то «убыли».

____________________

Однако надо заметить, что паразитирующий люмпен всех классов обычно больше всех и громче всех кричит о «социальной справедливости», «правах человека» и т. п. Это же касается и международных отношений: США, грабящие «третий мир» за счёт неэквивалентного обмена и монопольно высоких цен в глобальном разделении труда, больше всех обеспокоены «справедливостью», «демократией», «правами человека» и т. п.

После Октябрьского переворота 1917 г. хаос в экономике России не возник, а УСУГУБИЛСЯ, в том числе и потому, что дореволюционная интеллигенция, принадлежавшая к «элите», в силу разных причин оказалась вне сферы управления. Замена её неквалифицированными малознающими советскими чиновниками вызвала ДАЛЬНЕЙШУЮ потерю качества управления в общественном разделении труда, и, как следствие, имело место длительное снижение производительности общественного труда. Но и сами революции были возможны только потому, что дореволюционная «элита» оказывалась неспособной поддерживать достаточно высокое качество управления делами всего общества, но пыталась сохранить цену на продукт управленческого труда, не соответствующую его качеству.

____________________

Анализ глобального исторического процесса показывает, что в его ходе происходила концентрация управления производительными силами человечества. Эта концентрация управления происходит и в настоящее время при поддержании толпо-«элитарной» структуры общества «элитой». И в настоящее время прослеживается тенденция к построению глобальной толпо-«элитарной» социальной системы, опирающейся на глобальное общественное разделение труда, подчинённое ЕДИНОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ УПРАВЛЕНИЯ.

Относительно независимые центры управления в ходе конкуренции между собой более-менее осознанно и своевременно были вынуждены открывать доступ ко всё более высокому образованию всё более широким слоям общества. Это создавало социальную основу для расширения «элиты», из которой черпались кадры для управленческого корпуса общественного уровня значимости. Социальная база менеджеров шире, чем буржуазия; буржуазия шире, чем служилое дворянство; дворянство шире, чем родовая титулованная аристократия; аристократия, как правило, шире, чем социальная база высшего жречества.

Этот процесс отражает общественную потребность в улучшении качественного состава управленческого корпуса, когда прежняя «элита» не в состоянии обеспечить общественно необходимую численность управленческого корпуса достаточно высокой квалификации.

Требование повышения качества управления в дальнейшем неизбежно ведёт к расширению социальной базы сферы управления до границ всего общества путём предоставления реально равного, а не декларируемого доступа к сколь угодно высокому образованию выходцам из всех социальных групп. Однако это ведёт только к устранению узаконенной наследственной «элиты», но не разрушает толпо-«элитарной» структуры общества. В толпо-«элитарной» социальной системе имеется фактически две толпы и одна или более мафий; помыкающих толпами.

«Элита» — толпа, допущенная к образованию, возомнившая себя элитой, но ещё более безответственная, чем народные массы, которых она считает «толпой». «Мафия» в буквальном смысле слова — якобы не существующая социальная категория. В толпо-«элитарном» обществе некоторые мафии поддерживают толпо-«элитарную» организацию общества, в большей или меньшей степени блокируя интеллектуальную деятельность толп, не принадлежащих к мафии. Какое-то представление об этом мафия всегда имеет, что проявляется в презрении мафии к «безмозглой толпе», хотя сама мафия может быть частью иной «безмозглой» толпы, которой помыкает другая, более активная в каких-то аспектах интеллектуальной деятельности мафия.

В. Г. Белинский дал определение ТОЛПЫ как собрания людей, живущих по ПРЕДАНИЮ и рассуждающих по АВТОРИТЕТУ. ОБЩНОСТЬ ПРЕДАНИЯ, которое может быть сколь угодно преднамеренно или непреднамеренно изолгано по сравнению с объективной реальностью, является фактором социального уровня организации, сплачивающим толпу в единое целое.

«Рассуждение» по АВТОРИТЕТУ — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ИЖДИВЕНЧЕСТВО — главное качество толпы; в нём проявляется стремление толпы жить готовыми рецептами, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря этому свойству толпа следует за вождём бездумно и безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Следует куда угодно фактически за мафией, пасущей вождя, в том числе и на убой не за понюх табаку.

Разрушение господствующего в толпе АВТОРИТЕТНОГО ПРЕДАНИЯ обращает толпу в СБРОД (далее это строгий термин), если толпа не начинает размышлять самостоятельно. Главное качество толпы — интеллектуальное иждивенчество, бездумье. Так же бездумно толпа участвует и в общественном разделении труда. Толпа или сброд могут быть организованы в структуры: парламентские, профсоюзные, партийные и т. п. Структурная организованность толпы только усиливает её бездумье, и структурно организованная толпа по причине бездумья не перестаёт быть толпой. Толпо-«элитарная» система — иерархия парных отношений типа «это не твоего ума дело!», «знай своё место!», связывающих подавляющее большинство членов общества.

Гитлер выдвигал тезис о необходимости для нации обеспечить возможность любому талантливому ребёнку получить такое высокое образование, какое он только может освоить. Это в перспективе вело к расширению социальной базы сферы управления до границ нации, но не устраняло толпо-«элитарной» организации общества. Толпо-«элитаризм» явился основой фашизма во всех прошедших через него странах. Рецидивы фашизма в толпо-«элитарном» обществе всегда возможны.

Признание обществом господства отношений типа «не твоего ума дело!» не позволяет ему освоить интеллектуальный потенциал. Это — главная опасность, которую представляет для человечества в глобальном масштабе господство толпо-«элитаризма», поскольку интеллектуальный потенциал человечества — фактор глобального эволюционного процесса биосферы Земли.

Человечество — биологический вид, и судьба его может быть только такой, как у других биологических видов: либо это тупиковый путь эволюции — и тогда смерть человечества весьма мучительна; либо продолжительное существование, в ходе которого человечество исчерпает генетически обусловленный потенциал освоения среды обитания и даст рождение новому биологическому виду, преобразившись в него или существуя вместе с ним в одной биосфере.

Толпо-«элитарная» социальная организация неизбежно ведёт к самоуничтожению современной культуры, возможно вместе с самим Человеком Разумным, и к разрушению современной биосферы. Механизм этого самоуничтожения прост, даже без ядерной войны.

Гармония биосферы — это гармония поедания одних другими. Но ни один биологический вид не может потреблять больше, чем ему обеспечивает продуктивность биосферы и процессы обмена веществом и энергией между биосферой и «неживой» природой. Фактор ограниченной продуктивности биосферы по всем её пищевым цепям, подчинённый энергетическим ритмам космоса, поддерживает колебания численности популяций всех видов организмов в некоторых пределах, необходимых ей для эволюции. Наиболее прожорливые популяции истребляются голодом. К этому остаётся добавить, что ни одна особь любого вида не в состоянии превысить меру сытости и взять из природы больше, чем ей жизненно необходимо: уровень потребления и перечень потребностей особей любого вида в расчёте на весь жизненный цикл постоянны.

Ситуация КАЧЕСТВЕННО изменилась, когда с XIX века человеческая культура стала во многих аспектах обретать качества решающего фактора планетарной локализации в эволюционном процессе биосферы Земли. К этому моменту человечество сохранило толпо-«элитарную» организацию общества, а желательный уровень потребления и перечень «насущных» потребностей толпо-«элитарной» социальной системы всегда превосходит достигнутый ею уровень общественного производства. Кроме того, противопоставляя людей друг другу, толпо-«элитаризм», забыв в историческом развитии об ограниченной продуктивности природы, противопоставляет природе сначала отдельные популяции (нации), а затем весь вид Человек Разумный.

____________________

Бедолага Мальтус не понял роли толпо-«элитаризма» в этом явлении и породил «мальтузианство», хотя мог бы заметить, что первобытнообщинные общества, ЛИШЕННЫЕ ТОЛПО-«ЭЛИТАРНОГО» РАЗДЕЛЕНИЯ, устойчиво существуют, находясь в экологическом равновесии с природой, тысячелетиями, пережив не одну цивилизацию. Они обладают внутренней гармонией, которая если и не понятна их «цивилизаторам», то вполне устраивает «дикарей» и не представляет угрозы ни для человечества, ни для биосферы.

____________________

Толпо-«элитарная» технократическая «цивилизация», НЕНАСЫТНАЯ в СЛАДОСТРАСТИИ ИЗОЩРЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ материальных и нематериальных благ, имеет тенденцию по мере развития культуры, роста энерговооружённости нарушать устойчивое течение всё более обширных природных процессов, превышая меру безнаказанного потребления природных ресурсов. Это не может не вызвать к действию общеприродные факторы поддержания устойчивости объективно развивающихся процессов. В худшем для человечества случае человечество вызовет глобальную экологическую катастрофу, которая уничтожит современную биосферу. В лучшем случае произойдёт катастрофа культуры без уничтожения биосферы. Возможно, даже уцелеет Человек «Разумный». Культурные катастрофы толпо-«элитарных» систем неоднократно происходили в истории: так погибли цивилизации Вавилона, Египта,. Рима и т. д. На сей раз культурная катастрофа обещает быть глобальной или близкой к глобальной. Последствия её будут страшными, даже если дело обойдётся без эксцессов с оружием массового уничтожения, просто потому, что культурная катастрофа по своей сути — длительная потеря управления в общественном разделении труда, длящаяся в течение жизни нескольких поколений.

Человек, вскормленный «цивилизацией», защищённый от природной среды обитания общественным разделением труда и созданной искусственной средой, в природной среде гибнет, не имея необходимых навыков, лишившись социальной защищённости, обеспеченной уровнем развития культуры. После культурной катастрофы человечество ещё имеет шансы подняться, воссоздав новую культуру. Не исключено, что сейчас человечество «поднимается» вторично после культурной катастрофы, уничтожившей цивилизацию Атлантиды.

____________________

Но на все современные стенания человечества ответ дан ещё римским императором и философом Марком Антонином Аврелием (126–180 гг. н. э.):

— Есть у тебя разум?

— Есть.

— Почему же ты не пользуешься им? Ведь если он будет делать своё, то чего же ещё тебе?

____________________

Человечество нуждается для ВЫЖИВАНИЯ в устойчивом во времени ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ в общественном разделении труда (в глобальных масштабах), ОПИРАЮЩЕМСЯ НА РАЗМЫВАНИЕ ТОЛПО-«ЭЛИТАРНОЙ» СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Размывание толпо−«элитаризма» — единственный способ освоить генетически обусловленный интеллектуальный потенциал и найти своё устойчивое положение в глобальном эволюционном процессе биосферы Земли. Для этого необходимо обеспечение реально одинаковой доступности сколь угодно высокого образования выходцам из всех социальных групп.

____________________

Это лишает наследственную «элиту» монополии на доступ к Знанию, необходимому для деятельности в сфере управления.

____________________

Это создаёт условия для ликвидации монопольно высокой цены на продукт управленческого труда в общественном разделении труда, поскольку первична монополия на Знание. Монополия на более высокий уровень жизни «элиты» вторична и рухнет сама после осознания обществам её взаимосвязи с первой.

Ликвидация монополии «элиты» на Знание — первый шаг к реальному социализму, т. е. обществу социальной справедливости, в котором невозможна эксплуатация человека человеком: т. е. извлечение монопольно высокой цены в общественном разделении труда путём искусственного создания дефицита или использования естественно возникающего дефицита.

Но социализм не может быть построен обществом с толпо-«элитарными» отношениями типа «это не твоего ума дело!», «занимайся своим делом!». Обе толпы должны стать народом, то есть обществом людей, СВОБОДНО ДУМАЮЩИХ ОБО ВСЁМ и осознанно ответственных за результаты своего труда. Для этого в общественном сознании предания, сплачивающие толпу, должны вытесняться достоверным знанием о том, что история и всё мирозданье не калейдоскоп разрозненных случайных фактов, а целостный процесс-триединство: материя, изменяющая свою упорядоченность по мере развития. И в этом процессе-вселенной разум человека в состоянии выделить частные процессы, являющиеся неотъемлемой частью процесса-целостности.

«Рассуждения» по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — должны быть осознаны как величайшая опасность, низводящая человека до состояния биоробота, управляемого в обход контроля его сознания даже в ущерб его же интересам. «Рассуждения» по авторитету должны вытесниться культурой мышления, когда разные люди способны любой ПЛЮРАЛИЗМ РАЗРОЗНЕННЫХ ФАКТОВ переработать в ЕДИНСТВО МНЕНИЙ о состоянии любого природного и общественного процесса и перспективах его развития.

Генетически обусловленный интеллектуальный потенциал вида Человек Разумный — в настоящее время решающий фактор планетарной локализации в глобальном эволюционном процессе биосферы. Либо человечество освоит этот интеллектуальный потенциал, ПЕРЕСТАВ ЛГАТЬ СЕБЕ ЖЕ, и войдёт в гармонию мирозданья; либо способность лгать себе же уничтожит толпо-«элитарное» человечество «разумное».

Итак, речь сейчас может идти либо о построении глобальной толпо-«элитарной» системы, которая неизбежно убьёт человечество; либо о недопущении такой беды. Соответственно, это открывает и два взаимоисключающих направления внутренней политики и производной от неё внешней.

Толпарь, возомнивший себя частью «элиты» и мечтающий о достойном его глобальном «элитарном» общественном устройстве, дальнейшее может не читать: оно написано для думающих людей, не боящихся ни чужих, ни собственных мыслей; способных отрешиться от личных «элитарных» амбиций, ответственно и своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, невзирая на недовольство толпарей, меняющих только чужие мнения в зависимости от конъюнктуры рынка.

____________________

Вопрос об управлении государством в глобальном историческом процессе с целью овладения управлением ходом глобального исторического процесса не обойти, поскольку человечество явно переживает начало ЕДИНОГО ГЛОБАЛЬНОГО кризиса управления своими производительными силами.

____________________

Наши рекомендации