Отличие бюрократа от политика
Политик: лично ответственен и креативен.
Бюрократ: интегрирован в систему, дисциплинирован.
3.2. Конструктивистская социология ХХ века: П. Бурдье
В классических подходах в социологии присутствуют две особенности:
1. Выраженный бинаризм мышления, для которого характерны традиционная поляризация объективного и субъективного, структуры и индивида. Классические системы социологии в конце 1960-х – начале 1970-х гг. подвергались все большей критике за ту или иную односторонность в интерпретации социальных реалий. Отмечалось, в частности, что макросоциологические теории слишком акцентировали влияние социального целого над субъектами. По Марксу, например, «законы абсолютно невозможно отменить. Что может изменяться в различных исторических состояниях – так это только формы, в которых эти законы проявляются».
2. Одновременно в лоне классики сформировались линии, развивавшиеся в расходящихся направлениях. Натуралистические методологии исходили из постулата о том, что законы социального мира предопределяют характер социальных процессов. Тем самым вольно или невольно исключались альтернативные возможности будущего. В то же время интерпретивные парадигмы, основанные на герменевтических традициях (напомним, герменевтика – теория и искусство понимания “другого”, чужой индивидуальности), критиковались за максимальную актуализацию субъективного начала, что приводило к умалению влияния социально–исторического контекста на человеческую деятельность.
Т.о., возникла потребность в разработке социальной теории, которая бы преодолела традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и индивида.
Одним из ответов на это вызов явились построения французского социолога П. Бурдье.
Пьер Бурдье (Bourdieu) (1930-2002) - французский социолог, автор около 30 научных книг и огромного числа статей, основатель социальной теории, которую он сам именует структуралистским конструктивизмом. В 1975 г. Бурдье основал и возглавил Центр европейской социологии
Главная идея предлагаемой системы построений – выявлять, с одной стороны, латентные структуры различных социальных миров, оказывающих влияние на индивидов, а с другой – исследовать в рамках герменевтической традиции избирательную способность людей, их предрасположенность к тем или иным действиям в конкретных социальных полях.
Некоторые из работ Бурдье: «Начала», «Социология политики», «Социальное пространство и символическая власть».
Бурдье вводит несколько базовых понятий, раскрывающих содержание его концепции - габитус, актор, поле и капитал
Габитус: одно из центральных понятий, которое может быть определено как система прочных приобретенных предрасположенностей, выступающих как основания для последующих социальных практик (Дон Кихот- воплощение средневекового габитуса в условиях новоевропейской действительности).
Эти предрасположенности:
- отличаются от сознательной нацеленности, поскольку вырастают из реальной множественной практики жизни;
- отличаются от научных оценок, где с необходимостью происходит коррекция формулируемых гипотез. Габитус отражает инерцию и погруженность в рутинные действия;
- идея габитуса позволяет преодолеть дихотомию субъективного и объективного, связать настоящее, прошлое и будущее, обозначить устойчивый вектор, идущий из прошлого опыта, в рамках которого осуществляется активность актора.
Актору Бурдье отличается от классического субъекта. Субъект детерминирован социальными условиями, актор видоизменяет среду
Капитал- условие действия актора. Это ресурсы, которыми он располагает, структуры господства, позволяющие достигать определенные цели.
Бурдье выделяет четыре вида капитала: экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал и символический капитал.
Экономический капитал представляет собой самые различные экономические ресурсы, которые могут быть задействованы агентом – деньги, разнообразные товары.
Культурный капитал включает в себя ресурсы, имеющие культурную природу. Это прежде всего образование, авторитет учебного заведения, который окончил индивид, востребованность его аттестатов и дипломов на рынке труда, собственно культурный уровень самого индивида.
Социальный капитал – средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Понятно, что принадлежность к высшему классу дает индивиду больше властных возможностей и жизненных шансов.
Символический капитал – это то, что обычно называется именем, престижем, репутацией. Человек, узнаваемый на телеэкране, обладает большими ресурсами, чтобы добиться своих целей, чем те индивиды, которые популярностью не обладают.
Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга. Так, обладая символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал.
Поле: среда, в которой осуществляются социальные отношения, среда активности. Эта среда разнородна. Можно выделить научное, экономическое, правовое поле. В поле выстраивается система отношений, перестраивающая его конфигурацию. В понятии поля стирается грань между структурными элементами и динамическими процессами. Характеристики поля:
- всё социальное пространство неравномерно распределено во времени и
пространстве – качественно и по интенсивности.
- социальное поле не может существовать без адекватной полю практики агентов: они действую в соответствии с габитусом и перераспределяемым капиталом. Агенты и воспроизводят поле и преобразуют его.
Вывод: в системе построений Бурдье происходит совмещение скрытых структур – и активности акторов, рациональности (цели) и спонтанности.