ПЗ № 2. Социальная система, как максимально сложный и специфический объект исследования
Цель занятия:
· Закрепить знания о социальной системе, как объекте исследования.
· Привить навыки анализа проблем в социальной системе.
· Освоить приемы подготовки и проведения социологических опросов.
· Получить навыки работы с массивами данных для их систематизации, обобщения, анализа, выработки выводов и рекомендаций.
· Получить навыки выступлений на совещаниях (семинарах), метода групповой работы и группового обсуждения проблем.
Задача: Необходимо провести социологическое исследование существующих проблем среди респондентов, обучающихся в ВУЗе, по одной из тем:
· Трудоустройство на современном этапе развития общества.
· Современные требования к уровню образования (самообразования).
· Семья, как ячейка общества. Проблемы демографии.
· Современный покупатель. Тенденции развития покупательских приоритетов.
· Современное информационное поле. Тенденции развития.
· Современная реклама. Сильные и слабые стороны.
· Транспортная система города. Перспективы развития.
· Другая (свободная тема) по актуальным социальным вопросам.
Условия:
1. Исследование проводится методом социологического опроса.
2. При подготовке опросных листов обязательно должны использоваться открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы.
3. Количество вопросов должно быть 15 – 20 шт.
4. Количество опрошенных должно быть не менее 10 человек.
Этапы работы:
1. Подготовительная часть: методическое пособие для каждой группы, опросные листы, листы для анализа итогов.
2. Вводная часть (5-10 мин.).
3. Разбивка по группам: 1-3 чел. (5-10 мин.).
4. Работа в группах (1час.30 мин.):
· Уточнение задачи и целей.
· Формулирование вопросов.
· Составление опросной таблицы (можно комплексной).
· Проведение опроса (всех участников, можно и преподавателя).
· Обобщение результатов (ранжирование, шкальная оценка и т.п.).
· Анализ результатов и исследовательские выводы (например, SWOT – анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы; рекомендации и т.п.).
5. Межгрупповая дискуссия (30-40 мин.):
· Доклад групп (~ 5 мин.).
· Обсуждение докладов (что понравилось, что нет, какие выводы могут быть еще сделаны).
6. Завершение занятия (10-15 мин.):
· Подведение итогов.
· Обобщение результатов.
ПЗ № 3. Системное восприятие организации. Современные методы моделирования, прогнозирования и планирования
Цель занятия:
· Закрепить знания по теме «Методы моделирования при ИСУ».
· Привить навыки составления проектной части дипломного проекта.
· Освоить приемы подготовки и написания бизнес-планов.
Задача: Необходимо подготовить бизнес-план (модель) нового предприятия, в котором также обосновать идею и миссию его создания, стратегические перспективы его развития (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Условия:
1. Направление деятельности и название предприятия выбирается самостоятельно.
2. При подготовке бизнес-плана обязательным разделом является финансовый план, который может быть составлен по упрощенной форме: доходы- расходы.
3. В рамках данного занятия раздел маркетингового плана может быть пропущен.
Этапы работы:
1. Подготовительная часть: изучение методического пособия к данному практическому занятию, включая краткую теоретическую часть.
2. Вводная часть (5-10 мин.).
3. Разбивка по группам: 1-3 чел. (5 мин.).
4. Работа в группах (2 часа 30 мин.):
· Формулирование идеи и миссии создания предприятия.
· Выбор направления деятельности и названия предприятия.
· Определение состава разделов бизнес-плана.
· Работа над разделами бизнес-плана.
· Финансовое обоснование бизнес-плана.
· Стратегические перспективы развития модели предприятия.
· Заключение (резюме): выводы и рекомендации.
· Оформление отчета о проделанной работе.
5. Завершение занятия (5-10 мин)
· Подведение итогов.
· Обобщение результатов.