ТЕМА 1. Теоретический раздел прикладного социологического исследования (ПСИ)
Примечание: Для выполнения работы студентам необходимо разбиться на группы (не более пяти человек в каждой группе).
Методические рекомендации:
1. Разработайте теоретический раздел ПСИ. Для этого определитесь с темой будущего исследования, которое должно быть направлено на изучение аудитории СМИ, периодических изданий, теле- и радиопрограмм, Интернет-СМИ, рекламы в журналистике (по выбору студентов).
2. Результатом работы является правильно составленный теоретический раздел ПСИ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему.
ТЕМА 2. Практический раздел прикладного социологического исследования (ПСИ).
Методические рекомендации:
1. Разработайте практический раздел ПСИ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему.
2. Результатом работы является завершённая программа ПСИ, включающая теоретический и практический разделы.
ТЕМА 3. Применение программы прикладного социологического исследования на практике.
Методические рекомендации:
1. Самостоятельно проведите исследование в соответствии с разработанной программой ПСИ.
2. Результатом работы является представленный в срок отчёт о проведённом исследовании, в котором должны быть отражены основные выводы, полученные студентами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Социология журналистики как частная социологическая теория.
2. Прикладное социологическое исследование (ПСИ) и его виды.
3. Теоретический раздел программы ПСИ.
4. Процедурный раздел программы ПСИ.
5. Выборка как показатель объективности социальной информации
6. Случайная выборка и ее виды.
7. Неслучайная выборка и ее виды.
8. Ошибка и ремонт выборки.
9. Количественные методы сбора социальной информации. Специфика их использования в журналистской практике.
10. Общая характеристика опроса как метода. Специфика использования опросов и их результатов в журналистской практике.
11. Анкетирование и интервью: преимущества и недостатки методов, целесообразность их применения.
12. Виды анкетирования, особенности их применения. Пресс-опросы.
13. Социологическая анкета: методические принципы составления.
14. Виды вопросов в социологической анкете, целесообразность их применения.
15. Наблюдение как метод сбора социологической информации: общая характеристика.
16. Виды наблюдения. Особенности применения в журналистской практике
17. Листок наблюдения и его структура.
18. Универсальность метода анализа документов как способа получения социальной информации.
19. Контент-анализ: сущность и методика проведения. Целесообразность применения в профессиональной деятельности журналиста.
20. Методика обработки социологической информации, полученной при помощи количественных методов.
21. Качественные методы сбора социологической информации: общая характеристика.
22. Эксперимент в социологии журналистики: общая характеристика.
23. Кейс-стади. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.
24. Фокус-группы: методические принципы проведения.
25. Быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума (БОУ). Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.
26. Проблемное колесо. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.
27. Социолингвистический анализ журналистского текста как метод социологии журналистики: общая характеристика.
28. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «толерантность» для исследования проблемы межнациональных отношений в регионе.
29. Сформулируйте проблему исследования «Социальный портрет журналиста».
30. Вам необходимо провести исследование на тему «Семейные ценности в современном обществе». Какие документы вам необходимо изучить в процессе работы?
31. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Влияние СМИ на формирование этноконфессиональной толерантности у аудитории».
32. Сформулируйте объект и предмет исследования по проблеме «Влияние рекламы на потребительский спрос».
33. Сформулируйте гипотезу исследования по теме: «Проблемы и перспективы развития СМИ в регионе».
34. Сформулируйте вводную часть анкеты по теме «Нужна ли цензура в современном российском обществе».
35. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Факторы обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе».
36. Сформулируйте по два открытых и закрытых вопроса для анкетирования по теме «Досуг молодежи». Объясните целесообразность применения открытых и закрытых вопросов.
37. Сформулируйте два вида вопросов «экзаменационного типа». Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.
38. Сформулируйте два вопроса-фильтра. Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.
39. Сформулируйте альтернативный и неальтернативный вопрос. Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.
40. Найдите недостатки в предложенной вам анкете. Объясните свою точку зрения.
41. Необходимо опросить работников СМИ города. Какой метод выборки целесообразнее всего использовать. Обоснуйте свой выбор.
42. Необходимо провести экспертный опрос в крае по поводу повышения эффективности работы СМИ. Кого необходимо опросить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.
43. Составьте дневник самонаблюдения «Информационно-аналитические программы на ТВ».
44. Необходимо опросить молодежь г. Ставрополя по поводу их социальных проблем. Какие категории молодежи необходимо охватить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.
45. Составьте листок наблюдения по теме «Кто и зачем участвует в политических акциях». Какую информацию мы можем получить, сравнивая данные наблюдения на политических мероприятиях различных политических объединений.
46. Составьте классификатор контент-анализа для работы с письмами в редакцию газеты.
47. Составьте классификатор контент-анализа публикаций региональной прессы по проблеме «Политические предпочтения жителей региона».
48. Составьте сценарий фокус-группового исследования проблемы «Цензура СМИ: общественная необходимость или политический произвол»
49. Какие вопросы следует включить в «паспортичку» социологической анкеты по теме «Политическая активность населения края». Объясните почему?
50. Вам необходимо провести исследование по теме «Какая часть рекламы больше воздействует на телезрителей: изобразительный ряд или слоган». Количественные или качественные методы сбора информации лучше использовать в данном случае? Обоснуйте свою точку зрения.
51. Проведите теоретическую интерпретацию и операционализацию понятия «экстремизм в молодежной среде».
52. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «цензура в России».
53. Приведите пример исследования, которое необходимо провести с помощью экспериментального метода. Обоснуйте.
54. Сформулируйте проблему исследования на тему «PR в современном обществе».
Темы контрольных работ
(для студентов ОЗО)
Вариант №1.
1. Прикладное социологическое исследование (ПСИ) и его виды.
2. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Влияние СМИ на формирование этноконфессиональной толерантности у аудитории».
Варинт №2.
1. Выборка. Виды выборки.
2. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Факторы обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе».
Вариант №3.
1. Общая характеристика опроса как метода. Специфика использования опросов и их результатов в журналистской практике.
2. Необходимо опросить работников СМИ города. Какой метод выборки целесообразнее всего использовать. Обоснуйте свой выбор.
Вариант №4.
1. Анкетирование и интервью: преимущества и недостатки методов, целесообразность их применения.
2. Необходимо провести экспертный опрос в крае по поводу повышения эффективности работы СМИ. Кого необходимо опросить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.
Вариант №5.
1. Наблюдение как метод сбора социологической информации: общая характеристика.
2. Необходимо опросить молодежь г. Ставрополя по поводу их социальных проблем. Какие категории молодежи необходимо охватить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.
Вариант №6.
1. Универсальность метода анализа документов как способа получения социальной информации.
2. Какие вопросы следует включить в «паспортичку» социологической анкеты по теме «Политическая активность населения края». Объясните почему?
Вариант №7.
1. Контент-анализ: сущность и методика проведения. Целесообразность применения в профессиональной деятельности журналиста.
2. Вам необходимо провести исследование по теме «Какая часть рекламы больше воздействует на телезрителей: изобразительный ряд или слоган». Количественные или качественные методы сбора информации лучше использовать в данном случае? Обоснуйте свою точку зрения.
Вариант №8.
1. Кейс-стади. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.
2. Составьте классификатор контент-анализа для работы с письмами в редакцию газеты.
Вариант №9.
1. Фокус-группы: методические принципы проведения.
2. Проведите теоретическую интерпретацию и операционализацию понятия «экстремизм в молодежной среде».
Вариант №10.
1. Быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума (БОУ). Проблемное колесо. Общая характеристика методов.
2. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «толерантность» для исследования проблемы межнациональных отношений в регионе.
Контрольная работа (1 вопрос) должна быть выполнена на материале 3-5 современных (за последнее десятилетие) исследований по теме. При выполнении 2-го задания студент должен изучить соответствующую литературу и на основе этого самостоятельно ответить на практический вопрос. Объем работы – ученическая тетрадь (12 л.).