Перечень практических заданий по дисциплине
Вопросы, выносимые на экзамен
1. Возникновение и развитие криминологии как науки.
2. История российской криминологии.
3. История зарубежной криминологии
4. Понятие и предмет криминологии как науки.
5. Цели, задачи (функции) и система криминологии.
6. Связь и взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой.
7. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками.
8. Связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой.
9. Общая характеристика методов науки криминологии. Методы криминологических исследований.
10. Общая характеристика социологических методов в криминологии.
11. Общая характеристика статистических методов в криминологии.
12. Общая характеристика психологических методов в криминологии.
13. Понятие и признаки преступности.
14. Количественные показатели преступности.
15. Качественные показатели преступности.
16. Латентная преступность: понятие, виды, причины и методы измерения.
17. Понятие детерминантов в криминологии.
18. Причины преступности и их классификация.
19. Причины преступности в современной России.
20. Условия, способствующие совершению преступлений: понятие, виды, общая характеристика.
21. Общая характеристика теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.
22. Общая характеристика отечественных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.
23. Общая характеристика зарубежных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.
24. Общая характеристика зарубежных социологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.
25. Общая характеристика зарубежных биологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.
26. Общая характеристика зарубежных смешанных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.
27. Понятие и криминологическая характеристика личности преступника.
28. Особенности генезиса (развития) личности преступника.
29. Классификация личности преступника.
30. Криминологическое значение изучения личности преступника.
31. Механизм совершения преступления и причины конкретного преступления (индивидуального преступного поведения): понятие и общая характеристика.
32. Ближайшие причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.
33. Непосредственные причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.
34. Предшествующие причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.
35. Характеристика условий неблагоприятного формирования личности.
36. Понятие и предмет виктимологии. Основные понятия виктимологии.
37. Виктимность и ее виды. Виктимогенная ситуация и ее характеристика.
38. Роль жертвы в механизме преступного поведения.
39. Классификация жертв преступлений.
40. Правовые основы предупреждения преступлений.
41. Понятие, принципы и уровни предупреждения преступлений.
42. Формы и методы предупреждения преступности.
43. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
44. Понятие и значение общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений.
45. Понятие и значение охранительного предупреждения преступлений.
46. Понятие и характеристика уголовно-правового предупреждения преступлений.
47. Субъекты и объекты предупреждения преступлений.
48. Роль и место органов внутренних дел в деятельности по предупреждению преступлений.
49. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.
50. Экономическая организованная преступность.
51. Преступления против собственности и их предупреждение.
52. Насильственная преступность и ее предупреждение.
53. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности.
54. Насильственная организованная преступность: понятие и общая характеристика.
55. Причины и условия организованной преступности.
56. Особенности личности организованного преступника.
57. Предупреждение организованной преступности.
58. Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности.
59. Причины и условия профессиональной преступности.
60. Особенности личности профессионального преступника.
61. Предупреждение профессиональной преступности.
62. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности.
63. Причины и условия рецидивной преступности.
64. Особенности личности рецидивного преступника.
65. Предупреждение рецидивной преступности.
66. Понятие и криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
67. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
68. Особенности личности несовершеннолетнего преступника.
69. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
70. Преступления, совершенные по неосторожности: понятие, криминологическая характеристика, предупреждение.
71. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.
72. Причины и условия женской преступности.
73. Особенности личности женщины-преступницы.
74. Предупреждение женской преступности.
Перечень практических заданий по дисциплине
«Криминология», выносимых на экзамен
Задание 1.Состояние преступности в регионе «А» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году) способом:
- абсолютный прирост;
- темп роста.
Задание 2.Состояние преступности в регионе «Б» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году):
- абсолютный прирост;
- темп прироста.
Задание 3.Состояние преступности в регионе «В» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году) и цепным способом:
- темп роста;
- темп прироста.
Задание 4.Состояние преступности в регионе «Г» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:
- абсолютный прирост;
- темп роста.
Задание 5.Состояние преступности в регионе «Д» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:
- абсолютный прирост;
- темп прироста.
Задание 6.Состояние преступности в регионе «Д» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:
2006од | 2007год | 2008год | 2009год | 2010год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:
- темп роста;
- темп прироста.
Задание 7. Определите коэффициент интенсивности и активности преступности, если известно, что:
в регионе «Б» в 2010году:
зарегистрировано 39610 преступлений;
проживает - 1 млн. 300 тыс. человек,
из них в возрасте 14 лет и старше 995 тыс. человек.
Задание 8. Определите коэффициент интенсивности и активности преступности, если известно, что:
в регионе «В»:
зарегистрировано 43700 преступлений;
проживает - 2 млн. 700 тыс. человек,
из них в возрасте 14 лет и старше - 1 млн. 900 тыс. человек.
Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?
Задание 9. На основании отчетных данных за 2009 и 2010 гг. в регионе «Г» было зарегистрировано следующее количество преступлений:
2009год | 2010год | |
Всего | ||
из них: | ||
умышленных убийств | ||
изнасилований | ||
краж | ||
грабежей | ||
разбоев | ||
хулиганств |
Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.
Задание 10. На основании отчетных данных за 2009 и 2010 гг. в регионе «А» было зарегистрировано следующее количество преступлений:
2009год | 2010год | |
Всего | ||
из них: | ||
краж | ||
изнасилований | ||
мошенничеств | ||
грабежей | ||
разбоев | ||
вымогательств |
Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.
Задание 11. Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:
- в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел, в том числе служащих – 3 чел.;
- в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел, в том числе служащих 5 чел.;
- на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел; к административной – 10 чел., в том числе служащих – 1 чел.
Задание 12.Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений.
В городе проживает – 410 тыс. человек.
В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.
Население составляет 395 тыс. человек.
Задание 13.Состояние преступности в России с 2006 года характеризуется
следующими данными:
2006 год | 2007год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2005 году) и цепным способом:
– абсолютный прирост;
– темп роста;
– темп прироста.
Задание 14.Вычислите коэффициент преступности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
В области «А» зарегистрировано 2987 преступлений. Её население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.
В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2567 преступлений. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Задание 15.На основании отчетных данных рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.
2009год | 2010год | |
Всего | ||
из них: | ||
Угонов транспортных средств | ||
Захватов заложника | ||
Краж | ||
Тяжких телесных повреждений | ||
Мошенничеств | ||
Разбоев |
Задание 16. Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений.
Его население – 410 тыс. человек.
В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.
Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Задание 17. В регионе Г. - 8 млн. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 6 млн.) совершено 42 тыс. преступлений. В регионе Д. - 600 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.), совершено 800 преступлений. Рассчитать коэффициент преступности для обоих регионов. Сравнить состояние преступности в регионах.
Задание 18.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой мошенничества».
Задание 19.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой вымогательства».
Задание 20.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой сексуального насилия».
Задание 21.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой сексуального насилия».
Задание 22.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой карманных краж».
Задание 23.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой квартирных краж».
Задание 24.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой уличных грабежей и разбойных нападений».
Задание 25.Находясь в роли сотрудника полиции, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой грабежей и разбоев в жилищах».
Задание 25.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой грабежей и разбоев в жилищах».
Задание 26.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой угона транспортного средства».
Задание 27.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой торговли людьми».
Задание 28.Дайте характеристику применяемым мерам предупреждения организованной преступности в США, Италии, Японии. В чем выражаются отличия российской организованной преступности от зарубежной. Дайте понятие транснациональной организованной преступности и приведите примеры ее проявлений.
Задание 29.Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: В чем отличие татуировок от наколок? Чем отличаются женские наколки от мужских? Опишите термин «воры в законе». Какие неформальные нормы поведения характерны для этой категории преступников. В чем отличие между «старыми» и «новыми» «ворами в законе»?
Задание 30.Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества? Состояние молодежной преступности в современной России – показатель глубочайшей социальной дезорганизации и аномии. Проанализируйте преступность несовершеннолетних с точки зрения теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма и теории Р. Мертона.