Перечень практических заданий по дисциплине

Вопросы, выносимые на экзамен

1. Возникновение и развитие криминологии как науки.

2. История российской криминологии.

3. История зарубежной криминологии

4. Понятие и предмет криминологии как науки.

5. Цели, задачи (функции) и система криминологии.

6. Связь и взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой.

7. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками.

8. Связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой.

9. Общая характеристика методов науки криминологии. Методы криминологических исследований.

10. Общая характеристика социологических методов в криминологии.

11. Общая характеристика статистических методов в криминологии.

12. Общая характеристика психологических методов в криминологии.

13. Понятие и признаки преступности.

14. Количественные показатели преступности.

15. Качественные показатели преступности.

16. Латентная преступность: понятие, виды, причины и методы измерения.

17. Понятие детерминантов в криминологии.

18. Причины преступности и их классификация.

19. Причины преступности в современной России.

20. Условия, способствующие совершению преступлений: понятие, виды, общая характеристика.

21. Общая характеристика теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.

22. Общая характеристика отечественных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

23. Общая характеристика зарубежных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

24. Общая характеристика зарубежных социологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

25. Общая характеристика зарубежных биологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

26. Общая характеристика зарубежных смешанных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

27. Понятие и криминологическая характеристика личности преступника.

28. Особенности генезиса (развития) личности преступника.

29. Классификация личности преступника.

30. Криминологическое значение изучения личности преступника.

31. Механизм совершения преступления и причины конкретного преступления (индивидуального преступного поведения): понятие и общая характеристика.

32. Ближайшие причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.

33. Непосредственные причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.

34. Предшествующие причины конкретного преступления: понятие и общая характеристика.

35. Характеристика условий неблагоприятного формирования личности.

36. Понятие и предмет виктимологии. Основные понятия виктимологии.

37. Виктимность и ее виды. Виктимогенная ситуация и ее характеристика.

38. Роль жертвы в механизме преступного поведения.

39. Классификация жертв преступлений.

40. Правовые основы предупреждения преступлений.

41. Понятие, принципы и уровни предупреждения преступлений.

42. Формы и методы предупреждения преступности.

43. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

44. Понятие и значение общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений.

45. Понятие и значение охранительного предупреждения преступлений.

46. Понятие и характеристика уголовно-правового предупреждения преступлений.

47. Субъекты и объекты предупреждения преступлений.

48. Роль и место органов внутренних дел в деятельности по предупреждению преступлений.

49. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.

50. Экономическая организованная преступность.

51. Преступления против собственности и их предупреждение.

52. Насильственная преступность и ее предупреждение.

53. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности.

54. Насильственная организованная преступность: понятие и общая характеристика.

55. Причины и условия организованной преступности.

56. Особенности личности организованного преступника.

57. Предупреждение организованной преступности.

58. Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности.

59. Причины и условия профессиональной преступности.

60. Особенности личности профессионального преступника.

61. Предупреждение профессиональной преступности.

62. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности.

63. Причины и условия рецидивной преступности.

64. Особенности личности рецидивного преступника.

65. Предупреждение рецидивной преступности.

66. Понятие и криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

67. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

68. Особенности личности несовершеннолетнего преступника.

69. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

70. Преступления, совершенные по неосторожности: понятие, криминологическая характеристика, предупреждение.

71. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.

72. Причины и условия женской преступности.

73. Особенности личности женщины-преступницы.

74. Предупреждение женской преступности.

Перечень практических заданий по дисциплине

«Криминология», выносимых на экзамен

Задание 1.Состояние преступности в регионе «А» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году) способом:

- абсолютный прирост;

- темп роста.

Задание 2.Состояние преступности в регионе «Б» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году):

- абсолютный прирост;

- темп прироста.

Задание 3.Состояние преступности в регионе «В» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2006году) и цепным способом:

- темп роста;

- темп прироста.

Задание 4.Состояние преступности в регионе «Г» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:

- абсолютный прирост;

- темп роста.

Задание 5.Состояние преступности в регионе «Д» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:

- абсолютный прирост;

- темп прироста.

Задание 6.Состояние преступности в регионе «Д» с 2006 по 2010г. характеризуется следующими данными:

2006од 2007год 2008год 2009год 2010год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда цепным способом:

- темп роста;

- темп прироста.

Задание 7. Определите коэффициент интенсивности и активности преступности, если известно, что:

в регионе «Б» в 2010году:

зарегистрировано 39610 преступлений;

проживает - 1 млн. 300 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше 995 тыс. человек.

Задание 8. Определите коэффициент интенсивности и активности преступности, если известно, что:

в регионе «В»:

зарегистрировано 43700 преступлений;

проживает - 2 млн. 700 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше - 1 млн. 900 тыс. человек.

Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?

Задание 9. На основании отчетных данных за 2009 и 2010 гг. в регионе «Г» было зарегистрировано следующее количество преступлений:

  2009год 2010год
Всего
из них:    
умышленных убийств
изнасилований
краж
грабежей
разбоев
хулиганств

Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.

Задание 10. На основании отчетных данных за 2009 и 2010 гг. в регионе «А» было зарегистрировано следующее количество преступлений:

  2009год 2010год
Всего
из них:    
краж
изнасилований
мошенничеств
грабежей
разбоев
вымогательств

Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.

Задание 11. Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:

- в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел, в том числе служащих – 3 чел.;

- в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел, в том числе служащих 5 чел.;

- на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел; к административной – 10 чел., в том числе служащих – 1 чел.

Задание 12.Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений.

В городе проживает – 410 тыс. человек.

В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.

Население составляет 395 тыс. человек.

Задание 13.Состояние преступности в России с 2006 года характеризуется

следующими данными:

2006 год 2007год 2008 год 2009 год 2010 год

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2005 году) и цепным способом:

– абсолютный прирост;

– темп роста;

– темп прироста.

Задание 14.Вычислите коэффициент преступности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

В области «А» зарегистрировано 2987 преступлений. Её население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.

В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2567 преступлений. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Задание 15.На основании отчетных данных рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.

  2009год 2010год
Всего
из них:    
Угонов транспортных средств
Захватов заложника
Краж
Тяжких телесных повреждений
Мошенничеств
Разбоев

Задание 16. Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений.

Его население – 410 тыс. человек.

В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.

Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Задание 17. В регионе Г. - 8 млн. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 6 млн.) совершено 42 тыс. преступлений. В регионе Д. - 600 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.), совершено 800 преступлений. Рассчитать коэффициент преступности для обоих регионов. Сравнить состояние преступности в регионах.

Задание 18.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой мошенничества».

Задание 19.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой вымогательства».

Задание 20.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой сексуального насилия».

Задание 21.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой сексуального насилия».

Задание 22.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой карманных краж».

Задание 23.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой квартирных краж».

Задание 24.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой уличных грабежей и разбойных нападений».

Задание 25.Находясь в роли сотрудника полиции, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой грабежей и разбоев в жилищах».

Задание 25.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой грабежей и разбоев в жилищах».

Задание 26.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой угона транспортного средства».

Задание 27.Находясь в роли практического сотрудника ОВД, составьте перечень рекомендаций (памятку) для населения по вопросу: «как не стать жертвой торговли людьми».

Задание 28.Дайте характеристику применяемым мерам предупреждения организованной преступности в США, Италии, Японии. В чем выражаются отличия российской организованной преступности от зарубежной. Дайте понятие транснациональной организованной преступности и приведите примеры ее проявлений.

Задание 29.Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: В чем отличие татуировок от наколок? Чем отличаются женские наколки от мужских? Опишите термин «воры в законе». Какие неформальные нормы поведения характерны для этой категории преступников. В чем отличие между «старыми» и «новыми» «ворами в законе»?

Задание 30.Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества? Состояние молодежной преступности в современной России – показатель глубочайшей социальной дезорганизации и аномии. Проанализируйте преступность несовершеннолетних с точки зрения теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма и теории Р. Мертона.

Наши рекомендации