Ритуал в акадско-шумерской культуре
В фильме Тарковского «Жертвоприношение» отец рассказывает сыну притчу о монахе Иване Колове, который каждый день в одно и то же время поливал сухое мёртвое дерево, и через некоторое время оно дало листья. Действие как символ жизни - вот главная тема притчи. Аристотель тоже говорил, что движение - это жизнь. Значит, ритуал - это активное действие по преобразованию сущего в то, что должно быть. Временное приближение действительности к идеалу.
У шумеров ритуал – это то, что предопределено от начала мира и то, что предвосхищает и стимулирует любое ценное для общества событие. Ритуал имеет только позитивный результат. Для каждого действия в шумерской культуре существовало его «Ме» - идея, выражающая волю к проявлению и бытию. Значит, воздержание от действия, недоверие к ритуалу были восприняты как отказ человека от личного бытия.
*Основная функция ритуала: внесение порядка в беспорядок, продолжение во времени жизни коллектива.
2. Семантика слова «ритуал».
Слово «ритуал» впервые встречается в древнеиндийских гимнах богам – в Ригведе. Слово «рита» в контексте жизни древних Ариев обозначает этический закон в обществе, правила функционирования космоса. Однокоренными с санскритским «рита» являются индоевропейские слова: английские – арт («искусство»), рите («обычай, обряд) и русское (ряд, порядок).
Это значение оказывается в дальнейшем парадигматическим для европейской культуры, закрепляясь в языке к XVI – XVII вв. и отчетливо соотносясь уже с христианским культом. Дальнейшее расширение семантики происходит по двум направлениям. Во-первых, размывается граница между сакральным и мирским, и аналог сакрального опыта обнаруживается в пространстве повседневности. Где-то со второй половины XIX в. ритуалами могут быть названы поведение болельщиков во время футбольного матча, ежегодная встреча класса или студенческой группы, воскресная уборка квартиры. Во-вторых, с конца XIX в. понятие ритуала, уже в качестве научного концепта, переносится на традиционные культуры (в социологии, социальной и культурной антропологии), первобытную культуру (в работах историков, археологов, лингвистов) и активно используется даже для описания поведения животных (в этологии). Такой перенос неявно предполагает, что структура сознания, мировосприятие человека традиционной культуры или человека первобытной культуры принципиально не отличается от мировосприятия современного европейца, и за внешне похожими процессами в этих случаях стоит одинаковое содержание.
В английском языке к XVII в. это слово обозначало предписанный порядок проведения религиозной или другой сакральной службы, а также книгу, содержащую описание порядка или формы такой службы. Вместе с тем приблизительно с XVII века множественное число (rituals = ritual observances) начинает использоваться как синоним церемониального акта, но почти всегда в отношении только религиозного действия.
В семантической близости с «ритуалом» находятся слова “обычай”, “обряд”, “церемония”. “Обычай”, в отличие от “ритуала”, – это привычка, выработанная годами, стиль жизни. “Обряд”, кажется, стоит намного ближе к “ритуалу”, часто эти слова используются как заменяющие друг друга. Однако в древнерусском языке “обряд” имеет семантику, близкую к “обычаю”, и строится на идее договора – так делается, потому что так договорено, принято, таков порядок. В этом смысле обряд крещения - это не указание на какую-то высшую реальность, а действие, освященное традицией; крестят, потому что так принято, так договорено..
Что же касается “церемонии”, то это слово связывалось в языковом сознании, прежде всего, со светскими процессиями и, так же как и в английском, несло оттенок ненужного, бессмысленного действия, не имеющего для себя никакого глубокого обоснования, формальности, преодолеваемой в простом, искреннем общении. Если за обрядом стоит традиция, за ритуалом - высшиe ценности, “иная горизонталь”, то что, кроме условностей, стоит за церемонией, во многих случаях неясно.
Определения ритуалов.
1. В одном с архаичных значимостей ритуал – это выстраивание событий жизни в определенном порядке и забота о том, чтобы этот порядок никогда ни нарушался. Основная функция ритуала: внесение порядка в неурядицу, продолжение во времени жизни коллектива.
2. Современная значимость слова "ритуал" формируется как отклик религиозного действия: действие называется ритуальным, когда для него определяющей является не практичная необходимость, а символическая насыщенность.
Практичное действие становится ритуальным, когда его начинают исполнять, не зависимо от того, необходимо ли оно с точки зрения разумного смысла.
3. Ритуал - это "социально регулированная, коллективно осуществлённая последовательность действий, которые ни порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символической смене ситуации" (В. Фукс).
4. Ритуал – "определённые установленные действия, которые свершаются с целью воздействовать на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы ( Р.Фирт).
Типы ритуалов.
Эмиль Дюркгейм
Идеи Р.Смита оказали прямое влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом в его фундаментальном труде “Элементарные формы религиозной жизни”(1912). У Дюркгейма проблема общей теории религии связана с символическим выражением социальной действительности.
Сакральное выражает общественное начало в человеке. Отсюда Дюркгейм переходит к определению ритуала. Следуя за Р.Смитом в его разделении религии на верования и ритуал, он называет ритуалом систему “правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов”.
Дюркгейм предложил первую развернутую классификацию ритуалов.