Распределение академических часов по видам занятий
№ п/п | Наименование тем | Количество аудиторных часов по видам занятий | СРО | |||
Лекции | Практические (семинарские) | Лабораторные, студийные, индивидуальные | Всего | в том числе СРОП | ||
Социология в структуре социально-гуманитарных наук | - | |||||
Основные направления в социологии | - | |||||
Общество как социальная система | - | |||||
Социальные институты и социальные процессы | - | |||||
Социальная структура и социальная стратификация | - | |||||
Социологическая характеристика личности | - | |||||
Девиация и социальный контроль | - | |||||
Социология образования | - | |||||
Социология политики | - | |||||
Экономическая социология | - | |||||
Социология семьи | - | |||||
Социология культуры | - | |||||
Социология массовых коммуникаций | - | |||||
Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований | - | |||||
Методика обработки информации и анализ ее результатов | - | |||||
Всего |
Содержание лекционных занятий
Тема 1 Социология в структуре социально-гуманитарных наук
План:
1. Объект и предмет социологии
2. Структура и функции социологии
3. Методология социологического знания
Содержание
В каждой науке есть свой объект и предмет исследования, которые определяют направленность и границы этих исследований. Объектом социологии является общество, предметом – социальные связи и отношения. Социология – это наука о механизмах становления и развития общества как социальной системы. Социология имеет свою структуру. Выделяют 3 уровня социологического знания – общесоциологическую теорию, теории среднего уровня и прикладную социологию. Также можно выделить макро- и микросоциологию. Социология как наука направлена на изучение социальной реальности. при изучении объективной реальности социология опирается на общенаучные и частнонаучные методы исследования.
Литература:
1. Скворцов Н.Г. Социология. Учебник для вузов. Москва : Проспект, 2009
2. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009
3. К Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008
Тема 2 Основные направления в истории социологии
План:
1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3.Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления
Содержание
История развития социологического знания охватывает три периода: предысторию социологии, классический период и современную социологию. Предыстория социологии охватывает социально-философские мысли с античных времен до появления термина «Социология». Этап становления социологии связан с появлением социологии, позитивизмом О.Конта и теориями его последователей. Современный этап науки определяется появлением и развитием социологических теорий с ХХ века.
Становление социологического знания связано с именем О.Конта и приходится на 30-е годы ХIХ века. В это время сформировался научный аппарат социологии. Такие последователи позитивистской теории О.Конта как Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер внесли вклад в становление социологии.
В ХХ веке социология продолжает развиваться. В 20-е годы ХХ века появились первые социологические исследования.
Литература:
1. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.
2. Самыгин С.И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010
3. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008
Тема 3 Общество как социальная система
План:
1. Понятие «общество». Системный подход к изучению общества
2. Типология общества
3. Глобализация и постиндустриальное общество
Содержание
Существует 3 научных подхода к определению общества – культурно-нормативный, конфликтологический и системный. Представителем культурно-нормативного подхода является П.Сорокин. конфликтологический подход к пониманию общества представлен в трудах К.Маркса, а ее современный вариант рассмотрен в теории конфликта Р.Дарендорфа. к системному подходу к пониманию общества относится большинство теорий социологии, которых объединяет рассмотрение общества как совокупности взаимосвязанных элементов.
В социологии существует множество типологий общества – простые, сложные; традиционные и современные; открытые и закрытые; аграрные, индустриальные и постиндустриальные и т.д.
Автор термина «глобализация» – американский ученый Т.Левитт, который этим термином обозначил объединение рынков отдельных товаров.
Литература:
1. Скворцов Н.Г. Социология. Учебник для вузов. Москва : Проспект, 2009
2. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.
3. Самыгин С.И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010