Трех социальных функциях моды 3 страница
Существует, однако, и противоположный процесс уменьшения знаковой и функциональной нагрузки вещей. Возьмем такую вещь, как трость. В былые времена она несла на себе большой груз эстетических и статусно-престижных значений и функций, сегодня же используется только по своему утилитарному назначению.
Вещь вначале возникает как способ удовлетворенияпотребностей в функциях, но в последующем своем существовании, когда ее потребление становится социальной ценностью и нормой, вещь, в свою очередь, становится стимулятороми реализаторомпотребностей в функциях, в первоначальных или новых. Реализация потребности в функциях посредством вещи создает процесс потребления и специфическую категорию потребителей.
Различия первоначальной потребности в функциях и последующей вытекают из того, что первая еще не реализована как вещная, вторая, напротив, объективирована, воплощена в вещи. В первом случае еще нет процесса потребления и социальной группы потребителей, во втором — есть. Кроме того, бытие вещи зачастую приводит к утрате или ослаблению ее связей с первоначальными функциональными потребностями, выявляет новые значения и функции.
После внедрения нового вещного способа удовлетворения потребностей в функциях он может либо сосуществовать со старыми способами (вещными или невещными), либо вытеснять их целиком. В последнем случае зависимость субъекта потребностей от нового способа значительно усиливается.
Некоторые из отмеченных нами явлений можно проследить на примере электрификации и технического оснащения быта, оказавших
и продолжающих оказывать огромное влияние на содержание и структуру бытовой жизнедеятельности. Потребности в таких важных функциях, как информация, художественная культура, обучение и т. п., сейчас в большой степени удовлетворяются посредством телевидения. Внедрение бытовых электрических машин и приборов в домашний труд, как правило, уменьшает затраты физических сил, повышает качество результатов труда и высвобождает время для других занятий. Это означает, что потребность в бытовой электротехнике становится вещным воплощением, объективацией потребностей в увеличении свободного времени, облегчении домашнего труда и высоком качестве его результатов.
Развитие электроосвещения привело к большей свободе в манипулировании временем. Произошло известное стирание различий между «дневным» и «ночным» видами деятельности. Появилась возможность более позднего бодрствования вечером и более раннего утром, использования вечернего и ночного времени для просмотра телепередач, чтения, общения и т. д. Электроосвещение привело и к большой пространственной подвижности в различное время суток. Ранее вечер для огромного большинства населения был преимущественно «домашним» временем, теперь — это время усиленных контактов и передвижений. Возникнув как способ удовлетворения потребностей в функциях, электроосвещение в процессе своего развития и внедрения становилось, в свою очередь, реализаторомпотребностей в функциях (в частности, в свободном манипулировании временем и пространством в темное время суток). Первоначальное историческое соотношение «от функций — к вещи» после внедрения вещи превращается в зависимость «через вещь — к функциям».
В начале процесса внедрения электробытовых машин и приборов они, как правило, сосуществуют с прежними вещными и прочими способами удовлетворения потребностей в функциях. Так, холодильник зачастую соседствует с погребом, электробритва — с «безопасной» бритвой, электрическая кофемолка — с ручной и т. д. При таком сосуществовании у потребителя сохраняется функциональная и психологическая возможность (в случае поломки изделия) безболезненного возврата к старым способам удовлетворения потребностей, степень зависимости от бытовой электротехники еще незначительна. По мере дальнейшего внедрения бытовой электротехники она все больше заполняет собой все поле потребностей в ряде функций, вытесняя прежние формы удовлетворения этих потребностей. Соответственно усиливается зависимость от новых вещных средств, выполнение тех или иных функций оказывается более жестко связано с бытовой электро-
техникой. Выбор средств удовлетворения потребностей осуществляется уже внутри новой вещной среды. В настоящее время аналогичные процессы происходят в связи с компьютеризацией повседневной жизни. Компьютер становится все более универсальным вещным средством осуществления многих функций, удовлетворения многих потребностей, освобождая человека от забот и тем самым одновременно привязывая его к себе. Таковы диалектика и своеобразная симметрия результатов технического прогресса: свобода от функций и зависимость от осуществляющих их вещей идут рука об руку.
3. Еще одна псевдодилемма: стиль и мода
Проблематика стиля занимает важное место в теориях искусства, архитектуры, в литературоведении и т. д. По вопросам стиля существует обширная литература, содержащая множество концепций этого явления. Мы не станем здесь обсуждать вопрос о стиле в целом, остающийся в значительной мере дискуссионным. Остановимся лишь на ставшем традиционным противопоставлении стиля и моды, получившем распространение и в дизайне, и в других видах пластических искусств.
Моде как феномену преходящему, быстротечному и поверхностному стиль противопоставляется как воплощение устойчивости, самотождественности и укорененности в культуре. Отсюда непосредственно вытекают и различия в оценках этих двух явлений: естественно, мода трактуется уничижительно, а стиль удостаивается самых хвалебных характеристик.
В этом разделе будет предпринята попытка доказать необоснованность подобного противопоставления и прояснить его подлинный смысл. Вспомним прежде всего о том, что существует такое явление, как мода на тот или иной стиль, или «модные» стили; одни стили «входят в моду», другие воспринимаются как «вышедшие из моды». Кроме того, как отмечалось выше, если «моды» меняются, то функционирование моды как таковой — процесс постоянный.
В чем же реальное отличие моды от стиля? Напомним, что структура моды, как мы представили ее в главе первой, включает в себя следующие основные компоненты: модные стандарты (содержащиеся в культуре и периодически сменяющие друг друга способы поведения); модные объекты (материальные и духовные объекты, с помощью которых реализуются модные стандарты); модные ценности, обозначаемые этими стандартами и объектами; поведение участников моды. Что же касается стиля, то он характеризует только сферу объектов (про-
дуктов дизайна, архитектурных сооружений, живописных произведений и т. д.), а именно их формально-эстетические признаки. Исследование различных стилей обычно заключается в анализе этих признаков, а также специфических методов их создания в той мере, в какой они воплощены в объектах (произведениях).
«Стиль — это категория формы, — пишет известный искусствовед Д. В. Сарабьянов. — Форма реализует определенное содержание, обладая при этом известной самостоятельностью, как обладает этой самостоятельностью и сумма идей, выражающихся в стиле. Идеи сопутствуют стилю, они могут им управлять, но не являются его прямыми носителями. За стилем как общностью формы (или лучше сказать — над ним или под ним) располагаются другие общности и системы: система мировоззрения, общность метода, система жанров, иконографическая общность. Все они находятся во взаимозависимости со стилем — управляют им или подчиняются ему, но не совпадают с ним» '.
В отличие от моды категория стиля не включает в себя внешние по отношению к определенным формальным признакам значения и ценности. Это подтверждается, в частности, тем, что в истории искусства одни и те же или близкие стилевые системы нередко были связаны с самыми различными мировоззренческими позициями, хотя, разумеется, взаимная автономия стилевых и «содержательных» характеристик сочетается с их взаимовлиянием. Очевидно, в процессе анализа стиля связанные с ним ценности не могут оставаться без внимания, но при этом они рассматриваются именно как внешние по отношению к стилю даже в том случае, когда прослеживается теснейшая связь с ним. Это означает, что в институционализированных и профессионализированных областях культурной деятельности стиль оказывается внут-рипрофессиональной,а мода внепрофессиональнойкатегорией. Отсюда филиппики в адрес моды и дифирамбы в адрес стиля со стороны профессионалов. Отсюда же и различия в средствах изучения этих двух явлений.
Могут, правда, указать на моделирование одежды как на область, где мода является внутрипрофессиональным явлением. Что такое история одежды, как не история сменяющих друг друга мод? Но слово «мода» здесь никого не должно вводить в заблуждение. Стили одежды — это продукция модельеров, но в создании модыучаствуют, во всяком случае с не меньшей степенью активности, и многие другие профессиональные и непрофессиональные категории. Модельеры не
1 Проблемы формализации средств художественной выразительности. Стиль, фирменный стиль, стайлинг, мода. — М., 1980. — С. 16.
проектируют модные ценности и значения, а, напротив, стремятся улавливать и учитывать их в своей работе, и в той мере, в какой они успешно это делают, они могут считаться творцами моды.
На самом деле собственно моделирование одежды есть прежде всего моделирование стилей, и мечта каждого дизайнера одежды, разумеется, создание не кратковременного, летучего фасона, о котором назавтра никто не вспомнит, а устойчивого стиля. К тому же, как правило, различия в отдельных сменяющих друг друга модных стандартах не так уж велики (хотя эти «незначительные» различия имеют весьма
большое значение) и могут рассматриваться как варианты одного и того же стиля. Тот факт, что одни модели «входят» в моду, а другие «выходят» из нее, в значительной мере находится за пределами моделирования: это означает, что одни модели утрачивают модные значения, а другие приобретают их. Это внешняя по отношению к самому моделированию реальность, с которой модельер вынужден и обязан иметь дело в своей работе, если он хочет создавать продукцию не для домов моделей, музеев или же складских помещений, а для массового повседневного потребления.
Бросим взгляд на многочисленные курсы истории костюма, которые часто носят заглавия «историй мод»: на самом деле они дают нам историю стилей одежды с различными вариациями внутри каждого из них, внутрипрофессиональную историю моделирования одежды. Но из этих работ мы чаще всего не можем узнать о внешних по отношению к моделированию, в том числе собственно модных, значениях и ценностях представляемых стилей. Об этих значениях и ценностях мы можем узнать из исследований, посвященных связи тех или иных стилей с более широкими аспектами развития общества и культуры.
Существует множество исследований истории искусства, изображающих его развитие как последовательную смену отдельных стилей. Возможно ли было бы создание истории искусства как истории «мод» или же хотя бы просто истории «мод» в той или иной области искусства? Вероятно, такое предприятие в принципе возможно. Но эта история была бы историей не столько образцов и объектов в определенной
сфере искусства, сколько находящихся вне ее значений и ценностей. Иными словами, это была бы история не определенного вида профессионального творчества, а чего-то, что выходит за рамки профессии, хотя и влияет на нее весьма существенно.
При сопоставлении моды и стиля подразумевается именно сфера образцов (стандартов), воплощенных в объектах и получивших более или менее широкое распространение внутри определенной сферы культуры, одни — на продолжительные (стили), другие — на короткие («моды») промежутки времени. Но не существует изначально, «по природе» модных образцов и объектов, которые были бы модными в силу внутренне присущих им свойств: при определенных обстоятельствах любые образцы и объекты в принципе могут обозначать специфические ценности моды, т. е. становиться модными. Отсюда и существование такого явления, как мода на определенные стили. Ошибочно полагать, что в данном случае стиль «превратился» в моду. В действительности он остался самим собой, но приобрел новые, модные значения. Соответственно представляется сомнительной обоснованность утверждения об обратных «превращениях» моды в стиль. Творения Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина были «в моде» при жизни их авторов, но значит ли это, что вначале им были присущи специфические характеристики моды, которые затем трансформировались в стилевые?
Очевидно, различные культурные образцы и объекты могут существовать одновременно или последовательно в обоих измерениях: стилевом и модном. В дихотомических сопоставлениях «стиль-мода» становится соблазнительным относить все то, что не относится к устойчивым культурным формам, к моде. Однако помимо указанной пары в истории культуры существует множество иных явлений, не относящихся ни к стилю, ни к моде.
Таким образом, сопоставление стиля и моды в профессионализированных областях художественной культуры (дизайн, изобразительное искусство, архитектура, художественная литература и т. д.) скрывает в себе сравнение внутрипрофессионалытых и внепрофессиональных (с точки зрения данной области культурной деятельности) аспектов. Например, в дизайне их функционирование, развитие и смена воплощают в себе специфические черты профессионального творчества, поэтому они изучаются главным образом историей и теорией дизайна. Мода же представляет собой особую форму социальной регуляции и саморегуляции массового поведения, а потому является преимущественно объектом социологического и социально-психологического изучения, причем даже в том случае, когда она непосредственно внедряется в профессиональную деятельность. Таким образом, стиль и мода —
явления хотя и пересекающиеся, но лежащие в разных плоскостях реальности. Отсюда неуместность их сравнения, что, конечно, не отрицает существенного воздействия моды на процесс создания, распространения и усвоения стилей, с одной стороны, и важного значения стилевых признаков в моде — с другой. Но сравнение и изучение взаимодействия — разные исследовательские процедуры.
Что касается категории стиля при описании «непрофессионализиро-ванных» областей («стиль поведения», «стильжизни», «стиль цивилизации» и т. д.), то в этих случаях «стиль» обладает большой степенью многозначности и метафоричности, а попытки дать его эмпирические интерпретации вряд ли могут считаться удачными. Более плодотворным представляется анализ соответствующих явлений, в том числе их взаимодействий с модой, в понятиях «основных культурных образцов», «традиции», «обычая», «социальных норм», «культурных норм» и т. д.
4. Быть и иметь: что такое «престижное потребление»?
Еще сравнительно недавно слово престиж и производные от него использовались лишь в специальной литературе по социологии и социальной психологии. Не случайно даже в последних изданиях «Словаря русского языка» С. И. Ожегова это слово характеризуется как «книжное». Сегодня, однако, подобная характеристика уже не соответствует действительности: «престиж» и «престижность» в тех или иных словосочетаниях весьма часто встречаются не только в публицистических изданиях, но и в повседневной речи.
Одним из самых распространенных словосочетаний такого рода стало «престижное потребление». Чаще всего это словосочетание используется так, как если бы его значение было достаточно определенно и очевидно. Между тем оно чрезвычайно многозначно, причем не только в обыденном, но и в научном истолковании, что отражает сложность обозначаемого им явления. Социальная значимость престижного потребления, отсутствие на сегодняшний день более или менее развернутых, обоснованных и четких представлений о нем диктуют необходимость его тщательного и всестороннего исследования.
Можно выделить по крайней мере десять значений, в которых употребляется словосочетание «престижное потребление».
1. Престижное как демонстративное, показное, хвастливое.Это весьма широкое значение, охватывающее стремление продемонстрировать перед лицом окружающих самые разнообразные до-
стоинства (реальные или мнимые, желаемые или воображаемые): от физической силы или немощи (последняя, как известно, нередко также демонстрировалась в качестве преимущества) до возможностей в добывании тех или иных благ.
2 Престижное как статусное.Это обширная и самостоятельная, но' частная разновидность предыдущего значения. К ней зачастую
сводятся многие другие значения, поскольку статусный престиж лежит в основе многих других разновидностей или аспектов престижа Речь идет о таком потреблении, которое выражает высокое социальное положение (реальное или то, ккоторому стремятся), высокий уровень дохода и т. д.
3 Престижное как завистливое, тщеславное, амбициозное, выра-жающее дух соперничества.Это значение, в свою очередь, частично входит в предыдущее, но лишь частично, так как оно носит главным образом психологический, а не социальный, какпредыдущее, оттенок исвязано со стремлением не только к болеевысокому статусу.
4. Престижное как расточительное,связанное с большими расхо-дамии стремлением «пустить пыль в глаза».
5. Престижное как предмет роскоши, помпезноеи вычурное.
6. Престижное как заведомо неутилитарное, нефункциональное, бесполезное.
7. Престижное как подражательное, несамостоятельное, заимствованное.
8 Престижное как соответствующее определенным канонам этикета.
9 Престижное как внешнее, поверхностное,не соответствующее ' истинной природе человека и его потребностей.
10. Престижное как модное, преходящее, популярноенепродолжительный промежуток времени.
Очевидно в столь расчлененном виде перечисленные значения встречаются чрезвычайно редко. Как правило, в процессе использования выражению «престижное потребление» неявно приписываются сразу несколько из отмеченных значений.
А теперь обратимся к определениям престижа и социального престижа в некоторых справочно-энпиклопедических изданиях. В том же словаре С И. Ожегова престиж определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь, что-нибудь»'. В третьем издании «Большой
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка.
Советской Энциклопедии» престиж квалифицируется как «авторитет, уважение, доверие», а социальный престиж — как «значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей» '. Наконец, в «Философском энциклопедическом словаре» читаем: престиж социальный — «соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной группы, социального института, физического достоинства, психологического качества и т. п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определенной системы ценностей»2.
Если сопоставить эти определения престижа с указанными выше значениями того же термина применительно к потреблению, то явное расхождение в истолкованиях бросается в глаза. Престиж как таковой интерпретируется как «нормальное» явление и соответственно как описательное понятие. Такое же истолкование принято и в работах, посвященных престижу профессий3.
Престиж же в потреблении рассматривается преимущественно как явление отрицательное с социально-этической точки зрения.
Такой подход был заложен уже в одной из первых развернутых концепций «престижного потребления», разработанной Т. Вебленом4.
Хотя Веблен не дал более или менее четкого определения «престижного потребления», так же как и других введенных им понятий, таких, как «демонстративное потребление», «показное потребление» {conspicuous consumption, букв. — «потребление, обращающее на себя внимание»), «денежная красота», «денежная сила» и т. д., тем не менее большинство, если не все, из перечисленных значений «престижного потребления» в его концепции явно или неявно уже присутствовали. И в настоящее время такое истолкование явления престижа в потребле-
' Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — Т. 20, 24, ч. 1.
2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
3 Рубинов А. Лестница престижа. — М., 1976; Черноволенко В. Ф., Оссов-ский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. (Опыт социологического исследования.) — Киев, 1979; Попова И. М., Моин В. Б. Престиж и привлекательностьпрофессий // Соц. исследования, 1979. — № 4; Титма М. X., Тальюпайте. М. И.Престиж профессий (Сои. аспект.) — Вильнюс, 1984.
4 Т. Веблен (1857-1929) — американский социолог и экономист. Концепция престижного потребления, развитая Т. Вебленом в его книге «Теорияпраздного класса» (1899; рус. пер.: М., 1984), содержит критику различныхсторон образа жизни современного ему американского общества. В своем анализе Веблен нередко прибегал к явной и скрытой иронии и гротеску.
нии доминирует. В нем отсутствует, однако, как раз то, что применительно к иным, «непотребительским» областям деятельности считается нормальным и необходимым для человеческого существования, а именно понимание престижа как «уважения», «авторитета» и «доверия».
Очевидно, в многочисленных истолкованиях, так или иначе отталкивающихся от Т. Веблена, наиболее иррациональные, утрированные и крайние проявления престижа (само существование которых не может вызвать ни сомнений, ни симпатий) рассматриваются как престиж в целом, т. е. совершается логическая ошибка, известная как pars pro toto («часть за целое»). Отсюда необходимость преодоления расхождения в понимании престижа в потреблении, с одной стороны, и в других областях человеческой деятельности — с другой.
Престиж — сложное социальное явление и как таковое имеет в зависимости от обстоятельств положительные и отрицательные, или даже уродливые социально-этические проявления. Ведь не считаем же мы престиж профессий ненормальным или заведомо негативным явлением на том основании, что существуют тщеславные карьеристы, а профессией (и связанным с ней социальным положением) иногда кичатся ничуть не меньше, чем одеждой или домашней обстановкой. Уважение, самоуважение и авторитет так же необходимы в потреблении, как и в других областях деятельности. Что и как человек потребляет в нормальных условиях, должно вызывать уважение с его стороны и со стороны окружающих; в этом смысле потребление, поскольку оно человеческое, всегда престижно.
А теперь зададимся вопросом: «Что такое "непрестижное" потребление?» Может быть, это потребление сугубо утилитарное, направленное исключительно на «полезные» объекты? Веблен, по-видимому, исходил именно из такого предположения. Мысль о существовании чисто утилитарного, «полезного» потребления так или иначе проходит через все его рассуждения. Веблен резко противопоставлял престижное и полезное: для него это были понятия взаимоисключающие.
И действительно, мы знаем немало примеров расхождений, иногда вопиющих, между пользой и престижем в потреблении. Однако эти расхождения отнюдь не носят универсального характера. Более того, сама полезностьчасто выступает как престижнаяхарактеристика: ее демонстрируют, ею хвастают, наконец, ее просто уважают. Без престижа пользы как таковой прогресс в области предметного оснащения бытовой деятельности человека был бы невозможен. Пылесос потому, в частности, успешно функционирует в сфере массового потребления, что та польза,которую он приносит, престижна,т. е. пользуется уважением, доверием и авторитетом.
Что означает, в сущности, сугубо утилитарное потребление, т. е. потребление, ориентированное на «чистую» пользу? Это либо биологическое потребление, очищенное от всех культурных измерений человека, стало быть, освобожденное от человеческого как такового', либо огромное разнообразие вариантов, связанных с социокультурными факторами, с воздействием определенной социокультурной среды.
Как известно, то, что в одной среде воспринимается как безусловно полезное, в другой зачастую рассматривается как излишнее или даже вредное. Но может быть, «непрестижно» потребление нерасточительное, ограниченное или же аскетическое? История и современность свидетельствуют, однако, о том, что и такого рода потребление зачастую было и вновь становится престижным. Бережливостью или аскетизмом в определенных ситуациях так же кичатся, как и расточительством и роскошью.
Когда древнегреческий философ Антисфен похвалялся своей бедностью, выставляя напоказ дыру в своем плаще, его учитель Сократ, заметив это, заявил: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие»2. В чем, как не в «престижном» потреблении (т. е. в данном случае демонстративном и тщеславном), уличал Сократ своего ученика?
Поиски чисто «непрестижного» потребления можно продолжить, но вряд ли они увенчаются успехом. Но столь же тщетны, по-видимому, попытки обнаружить особое, «престижное» потребление, которое было бы отделено от других его видов. Реально существует не некое особое, «престижное» потребление, противостоящее чисто «непрестижному», а престиж в потреблениикак одна из его сторон, сосуществующая в тех или иных формах и сочетаниях с другими сторонами.
Престиж вездесущ в том смысле, что сливается практически с любыми нормами и ценностями потребительского поведения, служит средством их реализации. Чтобы, например, красота или польза реально функционировали как ценность, чтобы люди действительно руководствовались ими в своем поведении, необходимо, чтобы их уважали, т. е. наделяли престижем. Как отдельный фактор потребления наряду с другими (но не в качестве особого, «престижного» потребления) престиж существует только в ситуации потребительского выбора в самом широком смысле.
1 В этой связи не случайным выглядит представление Т. Веблена о человеческих инстинктах, в частности об «инстинкте мастерства», как о положительной альтернативе, так или иначе противопоставляемой престижу.
- Диоген Лаэртский, II, 36.
Речь идет о выборе троякого рода:
1) между объектами потребления: вещами, услугами и т. д.;
2) между потреблением и непотреблением какого-либо блага, например при невысокой степени насущности соответствующей потребности, когда, попросту говоря, не «приспичило»;
3) наконец, между социальными группами и индивидами, с которыми индивид может соотносить свое поведение реально или в своем сознании (к примеру, в кастовом обществе такой выбор исключен).
Соответственно в ситуациях отсутствия подобного выбора престиж как отдельный элемент потребления отсутствует. Потребительский престиж исчезает и в экстремальных ситуациях различного рода, что, как правило, также означает отсутствие выбора. В результате разного рода катастроф, стихийных бедствий, войн, ставящих человека на грань жизни и смерти, когда потребление блага становится насущным условием биологического выживания, фактор престижа может минимизироваться вплоть до полного исчезновения. Будучи поставлен перед выбором между жизнью и смертью, индивид оказывается одновременно на грани культуры; его поведение теряет культурные, а вместе с тем и престижные характеристики. Когда герой рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» на грани голодной смерти впивается зубами в шею преследующего его больного волка и пьет его кровь, то здесь, разумеется, ни о каком престиже речь не идет.
Что же представляет собой престиж в потреблении и под влиянием чего он формируется? Согласно приведенному выше определению, данному в «Философском энциклопедическом словаре» (статья В. Б. Ольшанского), и личный, и социальный престиж — это разновидность «соотносительной оценки». Социальные оценки — универсальное явление, необходимый элемент социальных ценностей и норм. Социальные оценки оказывают важнейшее влияние на самооценку и самоуважение личности '. Но оценивать кого-либо или что-либо можно, лишь сравнивая с кем-либо или чем-либо, поэтому сравнения служат одним из важных средств оценивания для индивидов, социальных групп и обществ. Формирование личности происходит в процессе постоянного сравнения себя с окружающими. Социальные сравнения осуществляются в самых различных областях: профессионально-производственной, политической, нравственной и т. д.
1 О самооценке и самоуважении см.: Кои И. О. Открытие «Я». — М, 1978. — С. 47-74.
Сравнение служит одним из средств, выявляющих равенство или неравенство социальных условий жизни людей (а также их степень). Причем сравнение это самими участниками социальных процессов отнюдь не обязательно осуществляется произвольно и целенаправленно. Оно оказывает влияние на восприятие и оценку потребляемых благ и тем самым на престиж самого их потребителя. «Как бы ни был мал какой-нибудь дом, но пока окружающие его дома точно так же малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу общественным требованиям, — писал К. Маркс. — Но если рядом с маленьким домиком вырастает дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины. Теперь малые размеры домика свидетельствуют о том, что его обладатель совершенно нетребователен или весьма скромен в своих требованиях; и как бы ни увеличивались размеры домика с прогрессом цивилизации, но если соседний дворец увеличивается в. одинаковой или еще в большей степени, обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в своих четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно» '.