Возникновение классической науки в Новое время. Научные традиции и научные революции.
- Социально-исторические условия возникновения западно-европейской науки.
- Проблема метода в философии нового времени (Декарт, Бэкон)
- Размежевание науки и философии. Позитивистские традиции в философии науки.
Диалектика как способ мышления и познания.
- Эволюционная картина мира и формирование философских категорий.
- Диалектика как универсальный способ познания и мышления. Основные принципы диалектики.
- Основные законы диалектики как инструменты познания. Понятия «закон» и «связь»
3.1. Закон единства противоположностей
3.2. Закон отрицания отрицания
3.3. Закон перехода количественных изменений в качественные
- Категории диалектики:
4.1. Необходимость и случайность
4.2. Единичное, особенное, общее
4.3. Система, структура, элемент
4.4. Содержание и форма
4.5. Причина и следствие
4.6. Сущность и явление
4.7. Качество, количество, мера
4.8. Возможность и действительность
- Основные научные методы познания
Проблема истинности и рациональности знания в социо-гуманитарных науках
- Возникновение и классификация социальных и гуманитарных наук.
- Соотношение естественно-научного и социально-гуманитарного в неклассической и постнеклассической науке
- Проблема объективности социально-гуманитарного знания.
- Истина в социо-гуманитарном познании
- Человек как субъект и объект социо-гуманитарного познания
Полипарадигмальность как специфика социально-гуманитарных наук. Основные парадигмы социологии.
- Структурно-функционалистская парадигма (Т. Парсонс, Р. Мертон)
- Конфликтная парадигма (К.Маркс, Р.Дарендорф, Козер)
- Интегративная парадигма социологии. (П. Сорокин)
- Парадигма социальных фактов (Э. Дюркгейм).
- Парадигма социальных дефиниций (понимающая социология) М. Вебер А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
- Парадигма социального поведения Б. Скиннер, Дж. Хоманс.
- Парадигма психологического детерминизма З. Фрейд Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
- Парадигма социально-исторического детерминизма (экономический детерминизм) К.Маркс.
Примерные темы докладов
- Какова отличительная особенность донаучного мышления?
- Мифология как донаучное мышление: специфика представлений о мире
- Религия как форма донаучных представлений о мире.
- Обыденное познание как донаучное представление о мире
- Становление науки (Доклады)
- Античная философия как протонаука
- Средневековые представления о науке
- Вклад в становление науки эпохи Возрождения.
- Особенности и значение первой научной революции.
- Особенности и значение второй научной революции
- Особенности и значение третьей научной революции
- Особенности и значение четвертой научной революции.
- Специфика структурно-функционалистской парадигмы
- Конфликтная парадигма
- Интегративная парадигма социологии.
- Парадигма социальных фактов
- Парадигма социальных дефиниций (понимающая социология)
- Парадигма социального поведения
- Парадигма психологического детерминизма и фрейдомарксизма
- Парадигма социально-исторического детерминизма (экономический детерминизм)
- Проблема ценностей науки и ценности науки.
- Специфика современной науки.
Вопросы к экзамену
- Философия науки: предмет, структура, функции. Философия науки в системе современного научного знания.
- Становление науки. Основные этапы.
- Особенности донаучного и преднаучного знания.
- Вклад античной философии в становление науки.
- Особенности средневековой философии и вклад средневековья в становление науки.
- Эпоха Возрождения и Просвещения: вклад в становление науки.
- Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.
- Сущностные черты классической науки.
- Неклассическая наука: специфика формирования и развития.
- Особенности постнеклассической науки.
- Научная картина мира, ее исторические формы и функции.
- Научные революции и смены типов научной рациональности.
- Методы познания: классификация.
- Диалектика как универсальный способ познания. Основные категории диалектики.
- Специфика социо-гуманитарного познания и социо-гуманитарных наук.
- Проблема ценностей в социо-гуманитарном знании.
- Проблема истины в социо-гуманитарном познании.
- Позитивизм, основные формы позитивизма и его роль в институционализации социо-гуманитарных наук.
- Полипарадигмальность социо-гуманитарного знания. Основные парадигмы. Парадигма социальных фактов (Э. Дюркгейм . П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф).
- Парадигма социальных дефиниций (понимающая социология) М. Вебер А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
- Парадигма социального поведения Б. Скиннер, Дж. Хоманс.
- Парадигма психологического детерминизма З. Фрейд Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
- Парадигма социально-исторического детерминизма (экономический детерминизм) К.Маркс.
- Наука как особая форма познания реальности. Базовые функции современной науки.
- Наука как специфическая сфера культуры.
- Наука как социальный институт.
- Интегративная парадигма социологии.
- Конфликтная парадигма.
- Структурно-функционалистская парадигма.
- Парадигма понимающей социологии.