Основные социальные институты
Социальный институт | Основные функции | Группы и организации | Ценности | Роли | Нормы |
Семья | Регулирование рождаемости, социализация и защита детей | Родственники, группы, объединенные родственными связями | Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям | Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка | Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия | Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем | Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации | Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу | Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный | Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право | Поддержание социального порядка | Милиция, суды, тюрьмы | Суд присяжных, принцип презумпции невиновности | Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель | Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика | Установление иерархии власти | Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии | Правило простого большинства, право голоса | Президент, депутат, лоббист, кандидат | Один человек – один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика | Производство и распределение товаров и услуг | Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей | Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство | Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель | Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд |
Образование | Передача знаний и навыков из поколения в поколение | Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей | Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость | Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер | Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука | Освоение окружающей среды | Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации | Объективные исследования, открытая публикация полученных данных | Ученый, исследователь, техник, администратор | Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение | Излечение больных, уход за умирающими | Больницы, аптеки, страховые компании | Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача | Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик | Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия | Защита от врагов, отстаивание национальных интересов | Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия | Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам | Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион | Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
СМИ 7СМИ СМИ | Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий | Телевизионные сети, радиостанции, издательства | Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати | Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель | Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
30. социальные взаимосвязи и их виды: контакты, действия, отношения, взаимодействия
Жизнь стягивает нас в запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в результате таких взаимоотношений в ходе социального взаимодействия. Более того, человеческие качества должны подтверждаться социальным взаимодействием, причем постоянно. Взаимосвязью называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями.
Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи– это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи с другими людьми, представляющими для нас какое-то значение, мы достигаем ощущения надежности, любви, признания, товарищества и личной значимости. Инструментальные связи– это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели. Иногда эти связи могут предполагать сотрудничество с врагами. Чаще мы просто сотрудничаем с другими людьми для достижения некой цели, не придавая этим взаимосвязям дополнительного значения.
31. социальные общности и их виды: группы, агрегации, категории, квазигруппы
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:
— по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
— по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);
— по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.
Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе).
Виды социальных общностей:
• Классовые общности и слои.
• Исторические формы общности.
• Социально-демографические общности.
• Корпоративные общности.
• Этнические и территориальные общности.
• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Существуют следующие разновидности квазигруппы:
— аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
— фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
— толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
32. 33. социальная группа, виды
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп:
1) По численности:
- малая группа - небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;
- большая группа - многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и др.
2) По характеру взаимодействия:
- первичная группа - группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.
- вторичная группа - группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
3) По факту существования:
- номинальная группа (социальная категория) - искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.;
- реальная группа - группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.
4) По способу организации и регулирования взаимодействия:
- формальная (официальная) группа - группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.;
- неформальная (неофициальная) группа - группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, например: революционер – выходец из аристократических кругов; католик – вероотступник; профсоюзный деятель – реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой они являются.
34. Структура и динамика социальной группы. Проблема лидерства.
Группа-- это два или большее количество людей, которые вступают в такое взаимодействие, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Группа - это семья, отдел, где человек работает, группа друзей, группа студентов и множество других.
Понятие структуры группы включает в себя разделение группы на подгруппы и обозначение групповых ролей участников. Структура группы проявляется в процессе и может изменяться. Типичные групповые роли описал Р. Шиндлер в 1957 г.:
1. лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям
2. эксперт, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые требуются группе и которые вызывают уважение группы
3. пассивный, легко приспосабливающийся член группы
4. отвергаемый, "крайний" член группы
5. оппозиционер, противник, выступающий против лидера .
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (от греч. dynamis--сила)--совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Г. д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т. е. все те процессы, к-рые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы.