Становление конфликтологии
Как самостоятельной науки
Огромную роль в формировании фундаментальных оснований конфликтологии сыграли идеи немецкого мыслителя К. Маркса. Конфликт и борьба являются основными понятиями историзма Маркса. В фундаменте каждой общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ, включающий в себя определенный уровень развития производительных сил и модель производственных отношений данного общества. Производственные отношения образуют экономический базис общества, которому соответствует надстройка, включающая в себя политические, культурные, правовые институты. Формирование противоречий между производительными силами и производственными отношениями ведет к социальным революциям и смене общественно-экономических формаций. В социальном плане это противоречие выражается в деятельности больших масс людей, а именно в борьбе классов. Дифференциация классов определяется характером собственности на средства производства. Владеющий средствами производства доминирующий (эксплуатирующий) класс занимает господствующее положение в общественной организации труда и в обществе в целом; классы, лишенные собственности на средства производства, оказываются в угнетенном положении эксплуатируемых. Принадлежность к противоположным классам определяет различия в условиях жизни, экономических и иных интересах, ценностных ориентациях, психологии. Поляризация классовых интересов ведет к классовому антагонизму и разворачиванию классовой борьбы, выступающей движущей силой развития общества. Маркс был убежден, что антагонизм интересов противоположных классов, буржуазии и пролетариата может быть ликвидирован только с уничтожением частной собственности на средства производства. С ликвидацией частной собственности на средства производства исчезает база для возникновения социальных конфликтов. Теоретические постулаты марксизма порождали и соответствующую тактику революционного практического действия, направленного на разрушение существующего порядка. Маркс, провозгласивший насилие «повивальной бабкой истории», рассматривал революционный террор как оправданный и эффективный способ общественного переустройства. В полной мере это воплотилось в практике революционного действия радикальных последователей марксизма, российских большевиков. Методологическая значимость марксистской теории конфликта заключается в том, что выделяются основания возникновения социальных конфликтов, связанные с несовпадением объективных целей и интересов.
В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология начинает складываться лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии. В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX – начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864–1920) и Георга Зиммеля (1858–1918). Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они, тем не менее, признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.
По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Вебер говорит о наличии в обществе негативно и позитивно расположенных групп. Позитивно расположенные группы имеют доступ к основным социальным ресурсам, главным из которых является власть. Соответственно, негативно расположенные группы не имеют доступа к социально значимым ресурсам. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других. Однако интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.
Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп, тем не менее, не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму, как власть, рынок, общественный договор и др. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры». Современная эпоха как раз отличается крайней степенью развития этого всеобщего свойства жизни. «...Из всех исторических эпох, в которых этот конфликт принял характер острого... ни одна не обнаруживает его в виде основного мотива и в такой мере, как наша»[6]. Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии – способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зиммеля в научный оборот вошел термин «социология конфликта». Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых – немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (1929–2009) и американского социолога Льюиса Козера (1913–2003).
Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) и др. рассматривает `конфликт в качестве главной категории социологии и поэтому называет свою социологическую концепцию теорией конфликта. Для него наличие конфликтов – естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений. В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения насильственных методов, характерных для XIX в. Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положения разработанной Дарендорфом теории социального конфликта можно свести к следующему:
а) поскольку отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт;
б) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения, господство одних социальных групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров – над солдатами, государственных чиновников – над всем остальным обществом;
в) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые, межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку противоречия, вызывающие конфликты, полностью никогда не исчезают в силу их объективного характера;
г) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т. п.;
д) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности ее получить.
Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:
а) постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;
б) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных, противоположных лагеря, конфликты носят революционно-насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;
в) конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии как эмпирически ориентированной научной дисциплины и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов. Именно поэтому современная конфликтология говорит не столько о разрешении конфликтов, столько об управлении конфликтами, т. е. использовании положительно-функционального потенциала конфликтного противостояния.
Следует отметить, что теория конфликта, разработанная Р. Дарендорфом и Л. Козером, имела и критическую направленность. Она противопоставлялась ее авторами как марксистской теории классовой борьбы, господствовавшей в середине XX в. в социалистических странах, так и концепциям социального согласия и «человеческих отношений», которые пользовались влиянием на Западе. В настоящее время идеи Л. Козера о положительных функциях конфликта в социальном взаимодействии, а также Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов стали фундаментальной базой для анализа конфликтов на всех уровнях социального взаимодействия. Более того, современная конфликтология становится инструментальной основой регулирования самых различных конфликтов – от межличностных до межгосударственных.