Модуль 1. Становление и предмет конфликтологии

Факультет «Информатизации и управления»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Управление персоналом и социологии «_____»_________________2011 г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________Денисов М. Ю.   УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор   _________ Денисов М. Ю. «_____»_____________2011 г.  

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Конфликтология»

цикла Б3 Профессиональный

направления 080400«Управление персоналом»

Составитель

к.п.н., доцент _____________ А.В.Волочай

Ростов-на-Дону

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Конфликтология

Направление подготовки

080400 «Управление персоналом»

Профиль подготовки

__________________

(указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.14 “Конфликтология”

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080400 “Управление персоналом”

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Информатизации и управления
КАФЕДРА Управления персоналом и социологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
  4г 00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
5 сем 3 курс 3 курс 3 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам
5 сем 3 курс 3 курс 3 курс
В интерактивной форме, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:
- контрольные работы по семестрам        
- курсовые работы по семестрам 5 сем 3 курс 3 курс 3 курс
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам      
Зачеты, по семестрам 5 сем 3 курс 3 курс 3 курс
Экзамены, по семестрам        
Всего ЗЕТ по учебному плану  

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) бакалавр) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.01.2010 г. № 2073. _ Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направления 080400 «Управление персоналом» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 г. Протокол № 6

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР к.ф.н., доц.   Волочай А.В. 01.07.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой управления персоналом и социологии   Денисов М.Ю. 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления/ специальности   Денисов М.Ю. 01.07.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

080400 «Управление персоналом»

Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А. 01.07.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Цель: формирование представлений студентов о теоретических и практических аспектах конфликтологии как науки. Задачи: 1. Дать представление о предмете, объекте, методах исследования и истории формирования конфликтологии как науки. Рассмотреть понятие «конфликт» с точки зрения его структуры, причин, динамики, типологии и управления. 2. Расширить знания студентов о типах конфликтных ситуаций, возникающих в организации. Рассмотреть конфликты, наиболее часто встречающиеся из них в работе специалиста по персоналу. Проанализировать различные стратегии поведения в конфликтах, а также меры по их предупреждению и разрешению. Создать условия для успешного применения полученных знаний в практической деятельности. 3.Развивать аналитическое мышление, способность находить оптимальный выход из различных конфликтных ситуаций. Стимулировать студентов к выработке у себя навыков эмоциональной саморегуляции. 4. Воспитывать чувство профессиональной и личностной ответственности.  

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать понятие, сущность, структуру, причины возникновения, динамику развития конфликта, а также специфику таких его видов как межличностный, внутриличностный, межгрупповой;
Студент должен уметь владеть навыками многостороннего анализа конфликтной ситуации, как будучи ее участником, так и находясь вне ее, находя оптимальный способ ее локализации и разрешения.
Студент должен иметь представление о конфликтных ситуациях, наиболее часто встречающихся в организациях, основных стратегиях поведения в них и способах их предупреждения и разрешения;
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): знание основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умение применять их на практике (ПК-39); умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69); способность обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71); способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Социология Психология Культурология Организационное поведение Управление персоналом организации Психофизиология профессиональной деятельности Этика деловых отношений Основы управленческого консультирования Управление человеческими ресурсами Лидерство и управление командой Тренинги группообразования и социально-психологическая коррекция в коллективе   Управление организационными изменениями Мотивация и стимулирование трудовой деятельности Социология и психология управления Психодиагностика в управлении персоналом Психотехнологии общения менеджеров  

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
1-2 - Модуль 1 «Становление и предмет конфликтологии» М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
- Тема «Становление конфликтологии.» Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии. Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования» Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта. М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
3-6 - Модуль 2 «Общая теория конфликта» М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
3-4 - Тема «Понятие и типология конфликтов» Понятие конфликта. Противоречие – основа конфликта. Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов. Конфликт и соревнование. Различия между объектом и предметом конфликта. Характеристика объекта конфликта. Реалистический и нереалистический конфликты. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Межгосударственный конфликт. Другие типы конфликтов. Тема «Структура конфликтов» Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности. М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
5-6 - Тема «Причины конфликтов» Составляющие причины конфликта. Классификация противоречий. Объективные факторы возникновения конфликтов. Основные психологические доминанты поведения личности. Черты характера и типы личностей. Установки личности. Неадекватные оценки и восприятие. Манеры поведения. Как вести себя с трудными людьми различных типов? М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
7-12 - Модуль 3 «Внутриличностный конфликт» М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
7-8 - Тема «Понятие и виды внутриличностных конфликтов» Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду. Три типа конфликтной ситуации К.Левина. «Я-концепция» К.Роджерса. Теория потребностей А.Маслоу. Теория В. Франкла. Теория А.Н.Леонтьева. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики. Три типа внутриличностных конфликтов. Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности. Другие типы внутриличностных конфликтов. М,Э,П ПК-69 ПК-71  
9-10 - Тема «Причины и последствия внутриличностного конфликта» Внутренние причины. Внешние причины. Социальная среда и личность. К.Хорни. Конфликт между сущностью и существованием личности. Э.Фромм. Факторы социальной жизни и неврозы. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта. Позитивные последствия внутриличностного конфликта. М,Э,П ПК-69 ПК-71
11-12 - Тема «Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов» Познай самого себя. Адекватно оценивайте себя. Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой жизненный опыт. Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех. Будьте принципиальны, уверены в себе. Соблюдайте этические нормы м правила общения. Другие способы предупреждения межличностных конфликтов. Типичные принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическая защита личности. Механизмы психологической защиты личности. М,Э,П ПК-69 ПК-71
13-16 - Модуль 4 «Конфликты на различных уровнях социальной системы» М,Э,П ПК-39 ПК-78 ПК-69
13-14 - Тема «Межгрупповой конфликт» Специфические особенности межгрупповых конфликтов. Психология межгруппового конфликта. Спонтанная межгрупповая враждебность. Групповое восприятие. Социология межгруппового конфликта. Неизбежность межгрупповой конфликтности. Генезис социальных групп. Групповые потребности и интересы. Объект и стадии межгруппового конфликта. Эволюция межгрупповых конфликтов. Тема «Основные виды межгрупповых конфликтов» Критерии дифференциации межгрупповых конфликтов. Политические и национальные конфликты. Структура политического конфликта. Субъекты политических конфликтов. Особенности политических конфликтов. Виды политических конфликтов. Межгосударственные конфликты и национальные интересы. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем. Политические конфликты интересов. Конфликты ветвей власти. Конфликты партийной системы. Этнос и нация. Сущность межэтнических конфликтов. Особенности межэтнических конфликтов. Принципы регуляции этнических конфликтов М,Э,П ПК-39 ПК-78 ПК-69
15-16 - Тема «Межличностный конфликт» Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. М Э П ПК-39 ПК-78 ПК-69
17-18 - Модуль 5 «Способы предупреждения и разрешения конфликтов» М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
17-18 - Тема «Разрешение конфликтов» Тактика ухода. Силовое подавление. Тактика «выигрыш – проигрыш». Тактика «выигрыш – выигрыш». Механизмы осуществления тактики компромисса. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия. Негативные методы. Позитивные методы. Результаты управления конфликтом. Тема «Переговоры как способ разрешения конфликтов» Особенности переговоров. Типология переговоров. Функции переговоров. Переговоры с ориентацией на модель «выигрыш – проигрыш». Переговоры с ориентацией на модель «проигрыш – проигрыш» и «выигрыш – выигрыш». Позиционный торг. Переговоры на основе интересов. Подготовка к переговорам. Ведение переговоров. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Тактические приемы при позиционном торге. Тактические приемы, носящие двойственный характер. Формы участия третьей стороны. Посредник. Оценка эффективности посреднической деятельности. М,Э,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
      Практические занятия /семинары    
1-2 - Модуль 1 «Становление и предмет конфликтологии» Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
- Тема «Становление конфликтологии.» Формирование конфликтологических идей. Развитие отечественной конфликтологии. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78
- Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования» Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект. Исследовательские методы науки о конфликте. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
3-6 Модуль 2 «Общая теория конфликта» Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
- Тема «Понятие и типология конфликтов» Понятие конфликта. Объект и предмет конфликта. Проблема типологии конфликтов. Тема «Структура конфликтов» Объективные элементы конфликта. Личностные элементы конфликта. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Тема «Причины конфликтов» Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Личностные факторы возникновения конфликтов. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
- Тема «Функции конфликта» Понятие функции конфликта. Конструктивные функции конфликта. Деструктивные функции конфликта. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Тема «Динамика конфликта» Предконфликтная ситуация. Открытый конфликт. Послеконфликтный период. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
7-12 Модуль 3 «Внутриличностный конфликт» Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Тема «Понятие и виды внутриличностных конфликтов» Понятие внутриличностного конфликта. Виды внутриличностных конфликтов. Д,И,Э ПК-69 ПК-71  
- Тема «Причины и последствия внутриличностного конфликта» Причины внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностного конфликта. Д,И,Э ПК-69 ПК-71  
9-10 Тема «Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов» Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Д,И,Э ПК-69 ПК-71  
11-12 Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов» Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
13-16 Модуль 4 «Конфликты на различных уровнях социальной системы» Д,И,Э ПК-39 ПК-78 ПК-69
Тема «Межличностный конфликт» Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. Д,И,Э ПК-39 ПК-78 ПК-69
- Тема «Конфликты в организации» Специфика конфликта в организации. Организационные конфликты. Производственные конфликты. Трудовые конфликты в организации. Инновационные конфликты. Особенности управления конфликтами.   Д,И,Э ПК-39 ПК-78 ПК-69
Тема «Межгрупповой конфликт» Особенности межгрупповых конфликтов. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Д,И,Э ПК-39 ПК-78 ПК-69
Тема «Основные виды межгрупповых конфликтов» Типология межгрупповых конфликтов. Политические конфликты. Этнические конфликты. Д,И,Э ПК-39 ПК-78 ПК-69
17-18 Модуль 5 «Способы предупреждения и разрешения конфликтов» Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Тема «Предупреждение конфликтов» Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения. Проблема конфликтных личностей. Современный менеджмент о профилактике конфликтов. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора. Тема «Разрешение конфликтов» Тактика избегания конфликта и метод насилия. Два подхода к разрешению конфликта. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта». Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Тема «Переговоры как способ разрешения конфликтов» Общая характеристика переговоров. Стратегии ведения переговоров. Динамика переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Д,И,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
             
  Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 м..  
    Лекции    
    Тема «Становление конфликтологии.» Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования» Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Структура конфликтов» Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
    Практические, семинарские занятия    
    Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов» Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Д,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 г. 06 м..  
    Лекции    
    Тема «Становление конфликтологии.» Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии.   М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования» Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта.   М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Структура конфликтов» Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
    Практические, семинарские занятия    
    Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов» Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Д,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
  Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 г. 06 м..
    Лекции    
    Тема «Становление конфликтологии.» Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования» Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78
    Тема «Структура конфликтов» Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности. М,П ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69
    Практические, семинарские занятия    
    Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов» Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Д,Э ПК-39 ПК-71 ПК-78 ПК-69

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Наши рекомендации