Выпускной квалификационной работы студента
АННОТАЦИЯ
по теме: Образ города Череповца в представлениях череповчан_______________
Студент ____ Батакова Вера Анатольевна_______________________________
фамилия, имя, отчество подпись
Руководитель работы _ ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»_______
место работы
___ Доцент, кандидат философских. наук, зав. кафедрой социологии ЧГУ___________
должность
______________________________Мехова Альбина Анатольевна____________________________
фамилия, имя, отчество
(Перечислить основные вопросы, которые рассматривались, и результаты работы)
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.____________________________________
Во введении обозначена актуальность работы, степень разработанности рассматриваемой проблемы, определены объект, предмет, цели, задачи и методология дипломной работы. Также указана научная новизна и практическая значимость дипломного исследования, апробация материалов работы на научно-практических конференциях. ___________
В первой главе рассматривается теоретико-методологическая основа дипломной работы. Рассмотрены 4 направления изучения образа города: психологическое, семиотико-геософское, феноменологическое, маркетинговое. На основе социальных аспектов данных теорий был выработан социологический подход к изучению образа города. В первой главе также дается определение образа города, описаны элементы образа города, его свойства, виды, факторы, на него влияющие. __________________________________________
Вторая глава посвящена построению образа Череповца. Она состоит из пяти параграфов. В первом параграфе дается краткая характеристика различных сфер жизнедеятельности Череповца, в нем представлены объективные характеристики городского развития. Следующие четыре параграфа соответствуют структуре социологической модели изучения образа города._________________________________________________________
В заключении на основании теоретического и практического анализа материалов работы сделаны основные выводы; приводятся результаты эмпирического анализа образа города._______
Список литературы включает 53 источника. Общий объем ВКР составил 83 страницы.________
В приложения вынесены гайд интервью, диаграммы и таблицы, инструментарий массового социологического опроса.______________________________________________
Объектом ВКР является образ города как социологическая категория и социальный феномен. Предмет - представления горожан о своем городе. Цель дипломного исследования – разработать социологическую модель изучения образа города в представлениях его жителей, проанализировать мнение жителей о городе Череповце и выявить факторы, влияющие на это мнение.________________________________________________________
Для практического анализа образа города мы выделили различные подходы к данному понятию: психологический, семиотико-геософский, феноменологический, маркетинговый. Анализ данных теоретико–методологических подходов позволил нам выработать комплексный социологический подход, который интегрирует в себе социальные аспекты основных теорий. Основными элементами социологической модели образа города являются: облик города, его внешний вид; оценка населения различных аспектов жизнедеятельности города; словесно-ассоциативный образ города; отличительные черты._________
Восприятие города складывается из суммы впечатлений: как объективных, так и субъективных. Мы выявили ряд факторов, которые накладывают отпечаток на образ города в представлениях населения. Во-первых, социально-экономическая обстановка, при изменении которой происходит и смена образа города. Во-вторых, устоявшиеся шаблонные представления о городе (социальные стереотипы). В-третьих, уровень благоустроенности города, комфортности проживания. Данные факторы мы относим к объективным. Оказывают влияние на образ города и субъективные факторы, например, возраст, время проживания в городе, эмоциональное восприятие.________________________________________
Выработанная социологическая модель позволила нам проанализировать современный образ Череповца в представлениях его жителей. Для анализа образа города в представлениях населения нами был применен комплекс социологических исследований, в который входит массовый социологический опрос, полуформализованное интервью с жителями города, проективный метод (метод незаконченных предложений).____________
На основе проведенного социологического исследования мы сделали следующие выводы: Череповец в представлениях своих жителей – это индустриальный, динамичный, достаточно молодой город, история и современная жизнь которого тесно связаны с предприятиями крупной промышленности, особенно с Металлургическим комбинатом, ныне транснациональной компанией ОАО «Северсталь». «Череповец – город металлургов», «Череповец – это Северсталь» – этот стереотип отражает ядро и основную суть образа города. В этом, на наш взгляд, кроется и основная причина противоречивости в эмоциональном переживании образа города его жителями. Северсталь – это, с одной стороны, гордость, основная достопримечательность и отличительная особенность города, источник его благосостояния, возможности почувствовать себя лидерами и т.п. С другой стороны – это источник экологической опасности, зависимость городской экономики от спадов и подъемов в отрасли.___________________________________________________________
Череповчане идентифицируют себя с городом, большинство не хочет его покидать, считают Череповец хорошим местом для жизни и работы. В целом жители позитивно воспринимают город, верят в его лучшее будущее, имеют оптимистический настрой по поводу дальнейшего его развития.____________________________________________________
Таким образом, разработанная социологическая модель изучения образа города является валидной и обеспечивает получение полной, конкретной и интересной информацию об отношении жителей к своему городу. Данная модель носит универсальный характер, поэтому может быть транслирована для изучения образов других территорий (городов, регионов)._________________________________________________________________
Практическая значимость данной работы проявляется в том, что она позволяет описать мнение горожан о своем городе, выявляет эмоциональное отношение к нему, оценку населения различных аспектов жизнедеятельности города, наиболее перспективные направления развития города. Результаты исследования могут быть могут быть приняты во внимании при разработке стратегии развития и имиджевой политики города Череповца.______