Тема 2. Классический период в развитии социологии
1.О. Конт и его социологическое наследие.
2.Эволюционно-организмическая социология Г. Спенсера.
3.Социология Э. Дюркгейма.
4.М. Вебер и его роль в развитии социологии.
5.Социологическая система В. Парето.
1.Основателем социологии как самостоятельной науки об обществе был французский ученый и философ Огюст Конт (1798-1857).
Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Он стал рассматривать общество, как целостный социальный механизм. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс. Конт ввел в научный оборот понятие «социология», обозначающее учение об обществе. Свое учение он называл также социальной философией. Конт пользовался также понятием социальная статистика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрывал механизм функционирования и развития общества. В конце концов, он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию с помощью которых он обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых особое место занимают «Курс позитивной философии» в 6-и томах и «Система позитивной политики» в 4-х томах.
Центральным звеном философско-социологических взглядов Конта является открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества. Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
На теологической стадии, по Конту, человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На этой стадии доминирует религиозная мифология.
На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.
На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит из преимущественно научных наблюдений. Конт был уверен, что общество развивается закономерно и прогрессивно. Прогрессивность развития общества, по Конту, подчиняется в своем развитии биологическим, а также астрономическим законам. В учении о социальной динамике Конт указывал на большую роль в развитие общества общественного разделения труда.
Конт также рассматривал проблему гармонизации в развитии общества. Этой гармонии можно, по Конту, достигнуть с помощью науки. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в каждого сословия, каждого народа, каждого человека.
2.Спенсер создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии психологии и другим наукам. Он является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается, как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне этой связи, спенсер рассматривал общество, как организм, развивающийся по естественным законам. Он уподобил общество биологическому организму. В подтверждении своей теории Спенсер приводит разнообразные сравнения. Так правительства государства уподобляется им мозгу человека, торговля сравнивается с кровообращением, кровяные тельца - с деньгами, телеграфные провода, несущие информацию, сравниваются с нервной системой и т.д. В своей теории эволюции Спенсер выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества. Спенсер постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Он также заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов.
Спенсер также рассматривал проблему распада общества. Он писал, что распаду общества предшествует его упадок. Этот процесс начинается, прежде всего, с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, включая институты власти, армию, прогрессивные организации.
3.К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца 19 -начала 20 века относится французский социолог Э. Дюркгейм. Он развил учение Конта и Спенсера, продолжил разработку теории общества как единого социального организма. Дюркгейм выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни. Он был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося в строго логическом объяснении явлений общественной жизни. Дюркгейм стал разрабатывать свой метод в социологии. «Социология, - писал он, - есть наука о социальных фактах». Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, морально-религиозные и другие идеи, нормы ценности. Он указывает на два основным признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Воздействие на людей социальных фактов, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты. Социальный факт, по Дюркгейму, существует лишь там, где существует определенная организация. Большое значение Дюркгейм придавал моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов для его деятельности.
В вопросе об источниках социальной эволюции Дюркгейм в отличие от Конта и Спенсера считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную деятельность людей.
4.Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер. С точки зрения Вебера социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Но не любое их поведение является предметом изучения социологии, а только такие которые осмыслены им с точки зрения цели и средств их достижения и также ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Социальные действия составляют по Веберу, систему их сознательного и осмысленного взаимодействия и образуют предмет изучения для так называемой понимающей социологии.
Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой заключаются в том, чтобы понять и объяснить посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления.
Важнейшей составляющей социологии Вебера является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип, как «интерес эпохи выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохи. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения.
Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Целерациональное действие - это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения. Ценно-стнорациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит через бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционные действия осуществляются через привычку.
5. Значительный вклад в социологию в качестве основателя математической экономической теории внес итальянский инженер, экономист и социолог Вильфредо Парето. Стремясь положить конец метафизическим рассуждениям в обществе, Парето пытался разработать такие принципы построения социологического знания, которые бы обеспечили его надежность и достоверность. Предлагаемый метод исследования был назван им логико-экспериментальным. Социология, по Парето, должна быть такой же точной наукой, как физика и химия.
Парето рассматривал общество как систему, которая находится в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Социальная система является более сложной, чем экономическая, потому что в нем участвуют люди, наделенные чувствами.
Все социальные действия Парето разделял на «логические» и «нелогические». Логические действия управляются разумом и регулируются нормами. Нелогические действия, составляющие основу всех человеческих действий, руководствуются особой логикой чувств. В отличи от логических, они являются результатом чувственного состояния человека и средства в них не соответствуют целям. Чувства, по Парето, являются истинными движущими силами историй. Парето полагал, что не все чувства следует рассматривать социологу, а только такие, которые заканчиваются действием.
В своей теории идеологии Парето утверждал, что идеологии - это чисто словесные покровы, которым придана стройная теоретическая форма, с тем, чтобы они могли лучше замаскировать нелогический характер действий. По Парето в истории нет прогресса, меняются только формы идеологией. Важным элементом социальной системы, по Парето, является социальная гетерогенность, которая определяется изначальным психологическим неравенством индивидов. Тем кто имеет высший показатель в своей области Парето давал название «элиты». Элита - это избранный элемент населения, к которому приспосабливается остальная часть. Элита в свою очередь сама разделяется на две части: одна принимает участие в управлении обществом, другая занимается в художественной и научной сферах. Элита и неэлита образуют соответственно низшие и высшие слои общества.
Парето внес большой вклад в социологию. Структурные функционалисты восприняли и переработали паретовскую теорию социального действия, а также концепцию общества, как системы находящиеся в состоянии равновесия. Весьма влиятельна сегодня также паретовская концепция идеологии, а также теория элит.