Образовательные технологии. Направление подготовки
Учебная программа
Человек и общество
Направление подготовки
040100 – Социология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Нижний Новгород
2012 г.
1. Цели освоения учебной дисциплины:
Данный интегрированный пропедевтический курс способствует выработке самостоятельных взглядов и должен освободить студента от опасности манипулирования его сознанием. В общем видении показывает наше время и современное общество в контексте мировой истории; укрепляет и развивает общекультурную мотивацию студентов, что поможет студенту в реализации стремления к самосовершенствованию как неотъемлемому качеству интеллигента.
Дает представление о функционировании общества, науках об обществе и науках о человеке, их предметных областях и специфике подхода к изучению общества и человека; основных понятиях и категориях этих наук. Формирует системное мышление.
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 040100– «Социология».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
Данная дисциплина предваряет изучение циклов «Общая социология», «Экономика» «Философия», «Психология» «Политология», предметов профессионального цикла.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Предметные области основных наук об обществе и человеке. Основные принципы функционирования общества, взаимосвязь экономической, социально-политической и духовной сфер жизнедеятельности общества; основные закономерности и формы регуляции социального поведения: основания выделения социальной структуры; социальные и психологические основы взаимодействия личности и общества; методы познания человека и общества.
Уметь:
Давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;
Выбирать научные методы, соответствующие целям и задачам исследования.
Владеть:
Методами анализа социальных явлений и процессов;
Понятийным аппаратом социальных наук, способами самостоятельной работы с научной литературой.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100– «Социология»:
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100– «Социология»:
а) общекультурные (ОК):
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9)
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)
б) профессиональными(ПК)
- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований (ПК 2).
Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них 16 лекционных, 16 – практические занятия, 40 – самостоятельная работа студентов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
. | Общие задачи интегрированного пропедевтического курса | Л:2 | |||||
Общество. Социальная система. Сферы общества. | Л:2 | СР:4 | К: еженед | ||||
Тенденции развития современного Мира. Цивилизация. Прогресс. | Л:2 | ПЗ:2 | СР:6 | К : еженед | |||
Экономическая основа жизни | Л:2 | ПЗ:2 | СР:6 | К : еженед | |||
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Семья как малая социальная группа | Л:4 | ПЗ:4 | СР:4 | К : еженед | Эссе. | ||
Человек и общество. | Л:2 | ПЗ:4 | СР:4 | К : еженед | Эссе. | ||
Интеллект. Интеллигенция. Интеллигентность. Молодость. Молодежь. Молодежная субкультура. | ПЗ:4 | СР:6 | К : еженед | Эссе. | |||
Власть. Типы власти. Политические режимы. Человек и власть. | Л:2 | СР:4 | К : еженед | ||||
Мышление. Наука. Объект и предмет науки. Науки об обществе и человеке. | Л:2 | СР:6 | К : еженед | ||||
Зачет |
5.Содержание дисциплины
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (Л), практические (семинарские) занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов (СР).
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
Программа лекций по курсу «Человек и общество»