Материалы тренинга
РУКОВОДСТВО
ДЛЯ
ИНТЕРВЬЮЕРА
МАТЕРИАЛЫ ТРЕНИНГА
Направление исследований.
Условно можно выделить 3 направления исследований, связанных с опросами населения:
- изучение общественного мнения
- социологические исследования
- маркетинговые исследования
Изучение общественного мнения, возможно, наиболее известный тип исследований. В СМИ часто публикуются результаты опросов по самому широкому кругу проблем.
Социологические исследования — основной метод изучения, используемый специалистами для сбора и анализа информации о социальных и экономических условиях жизни населения, факторах, определяющих характер этих условий, взаимодействии социальных слоев и групп людей.
Маркетинговые исследования проводятся для того, чтобы определить потребительские нужды и эффективность рыночных программ.
Рыночные исследования сосредотачиваются на отношении потребителей к существующей продукции, а также на возможных требованиях к новым изделиям.
Маркетинговое исследование — это средство связи между широкой общественностью и людьми, которые обеспечивают их товарами и услугами.
Потребитель не часто связывается напрямую с производителем продукта или поставщиком для того, чтобы выразить ему свое мнение о качестве этого продукта или услуги (независимо от того, хорошее оно или плохое).
Интервьюеры, работающие в маркетинговом исследовании, выполняют очень важную задачу — налаживание прямой связи между потребителем и производителем.
Контроль результатов опроса
После завершения полевого этапа исследования всегда проводится контроль результатов опроса. В последнее время чаще используется телефонный контроль. Его проводит заказчик исследования, а также может проводить само агентство.
При проведении контроля чаще всего выясняется ряд вопросов:
v состоялся ли опрос;
v был ли опрошен именно тот человек, который записан в «Бланке поиска респондентов»;
v тема опроса;
v длительность опроса;
v не был ли респондент до опроса знаком с интервьюером;
v не участвовал ли респондент в других исследованиях за последние 3 или 6 месяцев;
v получал ли вознаграждение (если такое предполагалось);
v предъявлялись ли цветные и ч/б карточки респонденту;
v отмечал ли респондент что-то своей рукой в анкете.
Кроме этого респонденту задаются 1-2 вопроса из анкеты.
В дальнейшем информация обрабатывается на предмет соответствия полученных контролером ответов ответам, содержащимся в анкете.
Основные личностные качества интервьюера.
Интервьюирование является трудной, но интересной задачей. Вам придется встречаться со многими людьми. Работа такого рода невозможна без четкого представления об этических и профессиональных обязательствах каждого участника исследовательского процесса.
На интервьюера возлагается наиболее ответственная задача установления первого личного контакта с респондентом, а также получение конфиденциальных ответов на вопросы анкеты. Конфиденциальности заслуживают не только ответы на вопросы, но и все, что интервьюер может увидеть или услышать в доме респондента.
Работа интервьюера — сложная работа. Если данные будут собираться не в соответствии с установленными правилами, обоснованность выводов исследования будет поставлена под сомнение.
Вы должны понимать, насколько важно то, как вы берете интервью и как вы себя ведете. Само существование компании напрямую зависит от вашей квалификации, честности и надежности.
Особенности личности интервьюера:
v приятная и грамотная речь, умение понятно говорить (ценным достоинством интервьюера является приятный голос с четкой дикцией.);
v коммуникабельность:
Ø интерес к людям, желание и готовность работать с людьми;
Ø умение расположить к себе собеседника, установить отношения сотрудничества;
Ø умение убедить собеседника ответить на кучу (бесполезных с его точки зрения) вопросов;
Ø дружелюбие;
Ø умение правильно слушать (нейтрально и активно);
Ø умение держать себя непринужденно, раскованно.
v ответственность:
Ø добросовестность в заполнении бланков;
Ø пунктуальность в сдаче анкет к определенному сроку;
Ø честность.
v организованность – умение организовать свою деятельность в условиях отсутствия контроля за ее осуществлением;
v психологическая устойчивость (стрессоустойчивость);
v непредвзятость и объективность в оценке личности респондентов;
v располагающая к доверию внешность (здоровый, бодрый, опрятный вид; нужно помнить, что интервьюеры должны выглядеть как люди, которых можно приглашать в любой дом или в любое учреждение);
v позитивный настрой на работу.
Как вести себя во время интервью?
Делайте все возможное, чтобы создать естественную атмосферу.
Помните, что у многих людей есть мнения, которые они хотели бы высказать.