Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг».

Труд, досуг и рекреация

студентки 4 курса дневного отделения Инсаповой Рузаны

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

Алексеев Олег Александрович «____»_______________2012г.

Уфа-2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава I. Труд и отдых как социально-экономические понятия…………......4

1.1Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг» ………..………………………………………………………..……...4

1.2 Трансформация современного работника и досуга………………..9

1.3 Оптимальный стиль рекреации и культура досуга …....................13

Глава II. Практическая часть

1.1 Лабороторная работа № 1…………………………………….…...15

2.2 Лабороторная работа № 2…………..……………………………...18

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………...……………….....23

Введение

Труд и досуг выступают как формы "частичного" и специализированного существования. Самодеятельное время носит синтетический характер, успешно интегрируя все то ценное, что могут сохранять современные труд или досуг порознь.

Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной человека является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга приобретает особую остроту.

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики трудовой, досуговой сферы жизнедеятельности современного общества. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить структуру и функции трудовой, досуговой, рекреационной сферы жизнедеятельности.

2. Рассмотреть современную модель работника как субъект досуговой деятельности.

3. Выявить оптимальный стиль досуга и рекреации на основании социологических исследований.

Глава I. Труд и отдых как социально-экономические понятия

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг».

Много различных определений можно дать понятию «труд».

В своей работе «Принцип экономической науки» А.Маршалл дает следующее определение понятию «труд»: труд – это «всякое умственное физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчёркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [10, с. 1].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, Ф.У. Мухаметлатыпов считает, что труд – это не только процесс, обрабатывающий «вещество» природы, но реализующий «человеческий капитал», потребляющий и создающий ценности (стоимости) [7, с. 9].

В более широком смысле, труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага [10, с. 5].

В аспекте труда как работы, всякая активность живого организма представляет единство двух одновременно протекающих в нем процессов энергопревращений – энергозатрат и энергонакоплений. Они составляют единое целое. При такой «энергетической» трактовке конкретные формы активности – от адаптивного поведения до продуктивной деятельности – по своей природе суть циклически протекающие процессы обмена и превращения жизненной энергии. В таком случае труд представляет сочетание процессов энергообмена, в котором преобладают затраты жизненных сил человек, хотя в социальном смысле труд есть нечто большее, чем просто энергозатраты, а отдых – чем энергонакопление.

Понятие «отдых» традиционно употребляется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [10, с. 331].

В широком смысле феномен отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо — возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Рекреация - поведение, независимое от времени; самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил.

Профессиональная рекреация – это отдых с целью восстановления работником сил, израсходованных в процессе трудовой деятельности и необходимых для квалифицированного выполнения своих служебных обязанностей.

Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Репродуктивная деятельность определяется преимущественно сбалансированными процессами, а продуктивная – несбалансированными.

Чтобы глубже уяснить тесную взаимосвязь труда и отдыха, надо рассмотреть проблемы утомления.

Утомление не является побочным результатом труда, так как утомляться можно и отдыха. Утомление – результат деятельности вообще. В зависимости от длительности и интенсивности труда различной будет также интенсивность релаксации, которая и определяет типы рекреационных процессов, требующихся для снятия утомления.

Те специалисты в области социологии труда, кто считают трудовую деятельность абсолютным, «тотальным трудом», а отдых – абсолютной рекреацией, принимают за аномалию то, что давно уже стало массовым явлением: трудом люди занимаются для отдыха, а к отдыху и развлечениям относятся всерьез, профессионально – как к настоящему занятию. При расширяющейся компьютеризации труда все большее число работников будут выполнять основную работу дома, на даче, т.е. в условиях, близких к рекреационным. Нельзя трудиться, не отдыхая, как и нельзя «абсолютно» отдыхать, не занимаясь трудом .

Таким образом, труд и отдых являются основными компонентами человеческой жизнедеятельности.

Досуг и рекреация – не одно и то же. Досуг – свободное время после работы. Рекреация – это восстановление сил и самовыражение. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире. Рекреация – это поведение, которое имеет место независимо от времени. Это способ обогащения времени, проведенного на работе или в условиях стресса либо как деятельность, приносящая релаксацию и восстановление сил.

Рекреация выступает как внерабочее время на восстановление сил (работоспособности) в случае понимания труда как работы, как энергозатраты человека в процессе трудовой деятельности.

Общение людей, культурный досуг, развитие работника как личности не только в процессе трудовой, но и досуговой деятельности предполагает под собой социальные аспекты рекреации, учитывающие то, что человек – социальное существо.

Рекреация может происходить при перемене видов деятельности, т.е. при переходе от труда (как необходимой и в целом вынужденной деятельности) к активным видам отдыха, подобным трудовой деятельности, но добровольным для личности.

Рекреация – специфическая биологическая и социальная активность субъекта, сопровождающаяся переживанием им рекреационного эффекта. Иными словами, рекреация – это затрата энергии ради удовольствия. Субъект рекреации – носитель рекреационной активности, переживающий при ее проявлении рекреационный эффект[2, c. 407].

Существенно отметить то, что рекреация представляет собой добровольное участие в любой деятельности, дающей человеку радость и удовлетворение, побуждающей его к активным действиям, восстановлению физических сил и морального духа [8, с. 32].

На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются прежде всего рабочие и служащие относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте – занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры.

В современном обществе не отдельный индивид, а преимущественно семья является основным участником в рекреации [7, с. 134].

Труд и отдых могут быть представлены как рекреация, которая несет определенный рекреационный эффект.

Для определения понятия рекреационного эффекта необходимо определить сущность рекреации.

Рекреационный эффект измеряется степенью удовлетворения потребности субъекта рекреации в достижении необходимого для его организма состояния энергообмена, в физиологической и психической релаксации.

Ключевое значение рекреационного эффекта в методологическом смысле заключается в том, что его наличие свидетельствует об актуализации рекреации, о возникновении субъект-объектных отношений и связей. Рекреационный эффект приобретает свойство показателя отличия рекреационной деятельности как отдыха от рекреационной деятельности социально-экономического характера. То есть, он становится критерием отличия сферы рекреационных субъект-объектных отношений от сферы рекреационных субъект-субъектных и объект-объектных отношений[5,с.448].

Понятие «рекреационный эффект» целесообразно применять в широком смысле, включающем весь спектр существующих и наблюдаемых свойств, рекреации, реакции на нее человека.

Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха [8, с.534].

Таким образом, применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.

Наши рекомендации