Экономический социальный институт, его функции и структура.
В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:
§ взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
§ наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
§ определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
§ регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.
Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.
Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др. Основными функциями экономики как социального института являются:
§ согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
§ удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
§ укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
§ поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.
14.Религиозный социальный институт, его функции и формы.
Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.
К. Маркс:религия - объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональный метод исследования религии). Религия больше обусловливаемая общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц. ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующие порядки, или осуждает, отказывая в праве на существования. Может выполнять ф-цию интеграции общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфликт на религиозной почве).
Э. Дюркгейм: религия - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы "церковь-секта". К кон XIX - нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.
Функции:
1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.
2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.
3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).
4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.
6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.
7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.
Религия- своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия - вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.