Соц.статус и соц.роль личности
Каждый человек занимает определенное положение в обществе. Обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах ХХ в. и получила распространение в социолог. течениях благодаря Ч.Кули м Дж. Миду.
Ролевая теория личности описывает поведение человека двумя основными понятиями : «соц.статус», «соц.роль». Человек может иметь несколько статусов. Соц.статус отражается как во внешнем поведении и облике( одежде, жаргоне), так и во внутренних позициях (ценностных ориентациях, установках).Социологи выделяют предписанные и приобретенные статусы. Предписанный- навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный статус- определяется усилиями самого человека( писатель, ученый, директор). Естественный статус- предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека( женщина/мужчина, детство, зрелость, старость). Профессионально-возрастной- в нем фиксируется социальное. Экономическое и производственно-техническое положение (инженер, адвокат). Соц. статус обозначает конкретное место, которое занимает чиндивид в данной соц.системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом образует содержание соц.роли
Соц.роль- соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе. Это совокупность действий, который должен выполнит человек, занимающий данный соц. статус. Освоение соц.ролей- часть процесса социализации личности, непременное условие существование человека в обществе. Усваивая соц.роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.
22. Социализация личности: сущность, этапы.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое широко используется в педагогике и социологии. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
В традициях школы Парсонса и Мертона, понятие «социализация» раскрывается через понятие «адаптация» как процесс интеграции личности в соц.систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителем которой является А.Маслоу. В ней социализация представлена как «Я-концепция»- самореализации личности своих творческих способностей, процесс преодоления мешающих саморазвитию негативных влияний среды. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечение таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека.
Социализация- непрерывный процесс. Он распадается на этапы, каждый из которых отвечает за решение определенной задачи. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии:
1. Дотрудовая: период ранней социализации, охватывающее время от рождения ребенка до поступления его в школу и юношеская социология- обучение в школе, вузе и пр.
2. Трудовая: охватывает период зрелости человека. Границы этой стадии определить достаточно трудно, т.к она включает в себя весь период трудовой деятельности
3. Послетрудовая- наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Также социализация делится на первичную и вторичную. Первая социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью, друзей, а вторичная- формальное окружение, состоящее из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах социализации, вторичной- на поздних.