Межэтнические конфликты и их типы
Межэтнические конфликты в конце XX столетия стали приметой мирового общественного развития - на их долю в 90-х годах XX в. приходилось две трети всех конфликтов в мире.
Десятилетиями этнические конфликты потрясают страны: Англию между англичанами и ирландцами, Бельгию – между валлонами и фламандцами, в Канаде между франко – и англоязычной частями общества. Есть баскская проблема в Испании, курдская в Турции и Ираке, сложный узел межэтнических противоречий, переросших в конфликты на Балканах, особенно в Югославии и т.д.
Межэтнический конфликт – это способ разрешения противоречий между общностями людей, которые консолидируются на этнической основе. Согласно общей теории, они вырастают из соперничества за обладание представляющимися для всех сторон дефицитными ценностями.
Особенность межэтнических конфликтов состоит в том, что они практически не существуют в чистом виде, но всегда включают в себя национально-этническую мотивацию (требование автономии, государственной независимости, сохранения родного языка, повышение его статуса, завоевание лидерства в экономике, социальной структуре для конкретной этнической группы, удовлетворение ее потребностей, снятия статуса несоответствий, когда группа имеет большой потенциал, но он не реализуется и т.д).
Среди массы причин – психологических, политических, порождающих конфликты в кризисные времена, как показало проведенное в 114 странах 90-х гг.XX в. кросс-исследование, большую роль играет относительная депривация, когда одни этнические группы свои трудности понимают через сравнение с положением других этнических групп, которые оценивается, как более благополучное.
Социологическая концепция межэтнических конфликтов является одной из доминирующих. Она основана на анализе этнических параметров основных социальных групп (или социальной стратификации этносов). Доминирование в привилегированных группах представителей одних этносов воспринимается другим этносом, как дискриминация, как побудительный мотив для межэтнической напряженности и открытых конфликтов. Осознанию такой дискриминации, превращению ее в коллективный образ содействует политическая элита, заинтересованная по ряду причин в мобилизации этнических групп в деятельную общность. От элиты зависит выбор пути и форма разрешения конфликта – насколько она способна и стремится к насильственной или ненасильственной форме его разрешения. И если ненасильственные конфликты сопровождаются психологическим напряжением, добровольной миграцией части этнической группы, то насильственные ведут к человеческим жертвам, принудительной депортации. Во всех случаях возникает фактор инертности, при котором растет взаимная отчужденность народов. Вне острых противоречий между народами нет глубоко укоренившегося межэтнического отчуждения и ненависти.
Межнациональные конфликты, возникшие в бывших республиках СССР после его развала, отличаются многоликостью. По типологии Л.М. Дробижевой выделяются следующие конфликты.
Конституционныеинституциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость. От этнонациональных требований (которые не были единственными, хотя и занимали видное место) перешли к полной государственной независимости (Прибалтика, Украина, Армения, Грузия, Молдавия).
Статусные,возникшие в результате борьбы за повышение статуса своей республики (области, края) или этноса.
Этнотерриториальные,к 1996 году актуальными были 140 притязаний такого рода на территории РФ, вспыхнуло 180 конфликтов. Толчок многим из них был дан в результате декларативной реабилитации репрессированных народов.
Межгрупповые, межобщинныеконфликты (например, русско-якутские в 1986 году).
В реальности эти конфликты смешиваются друг с другом. Формы конфликтов многообразны: от региональных войн, краткосрочных вооруженных столкновений до невооруженных действий, манифестаций, идеологического противодействия.
Итак, межнациональные отношения, включающие широкий спектр межэтнического взаимодействия, неотделимы от национальных чувств и идей. Они могут приобретать характер межэтнических конфликтов, которые отличаются большим разнообразием.
Конфликтность в отношениях между народами стала одной из черт современного этапа этнической ситуации в России на рубеже XX и XXI веков. Конфликты имеют место на постсоветском пространстве также в большинстве бывших союзных республик.