Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания
ГЛАВА II
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Классические типы правопонимания
Историческим типам научной рациональности соответствуют исторические типы правопонимания. Тип правопонимания отражает парадигмальные черты современной ему научной картины мира и, несмотря на реальное многообразие вариантов правопонимания, принадлежащих к одному историческому типу научной рациональности, их объединяют общие онтологические, гносеологические и аксиологические установки, формирующие типичные теоретические представления о правовой реальности.
Правопонимание — результат какрационального, теоретического осмысления права в его онтологической (бытийной) сущности, так и следствие егоиррационального (эмоционального, ценностного, социокультурного) восприятия, так как понимание права всегда происходит в социокультурном контексте жизненного мира субъектов (о понятии жизненного мира см. § 2).
Тип правопонимания — это формирующийся в рамках определенной культуры образ права, который характеризуется как пара-дигмально обусловленными теоретическими признаками права, так и культурно обусловленным практическим (ценностным) отношением к праву. Исходя из этого можно выделить два основания для классификации типов правопонимания:практическое и теоретическое.
Практическое Правопонимание существует в общественном правовом сознании и правовой культуре в виде особогоценностногоотношения к праву, характеризуемого специфическим социокультурным
Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания
правовйдением и правочувствованием. Каждая цивилизация имеет собственное ценностное (практическое) Правопонимание. Так, всинхронном аспекте можно выделить, например,практическое Правопонимание Востока и Запада, а в диахронном — идеациональ-ный (религиозный),чувственный (светский) иидеалистический(включающий в себя черты как первого, так и второго) типы практического правопонимания (терминология П. А. Сорокина).Систематизированное практическое Правопонимание выступает в форме правовой идеологии, несистематизированное — имеет форму правовой психологии.
Теоретическое Правопонимание характеризуется стремлением представить понимание права в виде научной теории. Постнеклас-сическое теоретическое Правопонимание стремится получить наиболее общие и достоверные правовые знания путем исключения исторически сложившихся ценностных правовых представлений, поскольку они отражают не общее в праве, а лишь его конкретные социокультурные особенности.
Историческое развитие типов правопонимания показывает, как изменения типов научной рациональности влекли за собой изменения в правопонимании.
В рамкахклассического типа научной рациональности, предпосылки которого относят еще к эпохе античности, сформировалось три основных теоретических варианта правопонимания:естественно-правовой, этатистский и социологический.
I. Естественно-правовой вариант, илиюснатурализм (лат. jus — право; natura — природа), — один из древнейших вариантов правопонимания. Он отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном (законосообразном) устроении мира, природы, космоса. Согласно такому представлению миром правит закон, постигаемый человеческим разумом через усмотрение закономерного устроения универсума. Все, что существует в мире, существует закономерно, и это относится как к устроению всей Вселенной, включая мир животных, так и к устроению человеческого мира, в том числе права. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, создаваемого государством), постулировалось существование постоянного и неизменного, совершенного естественного (природного)
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
закона, именовавшегося также естественным правом. В силу приписываемого ему совершенства естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма.
Однако представления о сути естественного права менялись вместе в развитием общества и развитием научного знания. Для античной правовой мысли было характерно восприятие мира как упорядоченного целого, космоса, которому противостоит хаос. Соответственно естественное право отождествлялось с разумнымизаконами природы, которым подчиняется все живое — и люди, и звери. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать собственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т. д. Фактически естественное право отождествлялось с естественной закономерностью, такой же, как, например, рождение и последующая смерть (так называемаяпервая редакция естественного права).
Подобное правопонимание было характерно, например, для древнеримских мыслителей и юристов. Философы того времени стремились отождествить «право народов» с «правом природы». Стоики определяли естественное право как нравственный кодекс, заложенный в человека «природным разумом». Природа, считали они, представляет собой соразмерную разуму систему, в котором все вещи проникнуты логикой и порядком; этот порядок, спонтанно развивающийся в человеческом обществе и достигающий самосознания в человеке, и есть природное, или естественное, право. Цицерон выразил эти представления в следующем пассаже: истинный закон — это правильный разум, согласный с природой, обнимающий всю Вселенную, неизменный, вечный. Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его. Этот закон один — для Рима и Афин, для настоящего и будущего. Он есть и будет непреложен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу.
В европейской культуре Средневековья естественное право получилотеологическое (божественное) обоснование (вторая редакция естественного права). Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение вчеловеческом разуме и в Священном Писании (ярким примером такого правопонимания являются