Основные темы научных исследований

П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1

Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще в России, стала социальная структура общества в ее изменениях и функционировании. Ее дальнейшее развитие получило отражение в целом ряде новых фундаментальных трудов. Сверхзадачу этих исследований можно определить как выяснение природы социума, закономерностей его развития и причин, вызывающих происходя­щие в нем изменения. Учитывая трудности, с которыми пришлось столкнуться социологам, предпринимавшим попытки найти отве­ты на все эти вопросы, П. Сорокин решил искать принципиально новые подходы к объяснению социальных процессов. Прежде все­го им было введено понятие значимого взаимодействия, которое должно было помочь в объяснении механизма социальной жизни и выявлении ее качественного отличия от явлений физических и биологических. В его концепции значимое взаимодействие пред­ставлено в виде совокупного единства основных элементов и важ­нейших аспектов.

Основных элементов было выделено три: субъекты взаимо­действия, его смысловые элементы (ценности, нормы) и матери­альные носители. Субъектов взаимодействия как минимум два (муж и жена, ребенок и родитель, начальник и подчиненный, продавец и покупатель и т.д.); может быть и три участника взаи­модействия (ребенок и родители, любовный треугольник и др.); субъекты — это и группа индивидов с находящимся во взаимодей­ствии с ней индивидом или взаимодействующие группы индиви­дов. Значимые взаимодействия рассматриваются П. Сорокиным с точки зрения разнообразия их форм: взаимодействия сознательные или несознательные, преднамеренные и непреднамеренные, эф­фективные и неэффективные, продолжительные и краткие и др. Смысловой элемент важен прежде всего в том отношении, что он включает все, что связано со значимым содержанием действий, т.е. с точки зрения выражаемой им качественной специфики со­циальных процессов, отличающей их от процессов биофизической природы. Элемент материальный дает представление о характере

1 Отематике исследований П.А. Сорокина за этот период дает представ­ление полный перечень работ ученого, помещенный в кн.: Питирим Сорокин. Социальная и культурная динамика (главы из книги). Библиография трудов Питирима Александровича Сорокина. М., 1999. С. 61—73.

СОЦИОЛОГИЯ США



тех средств, которые используются в процессах взаимодействия для закрепления значений и их трансляции от одного субъекта к другому. П. Сорокин относит к этим средствам любые чувственно открытые действия, материальные объекты, физические, хими­ческие и биологические процессы, а также предметы, с помощью которых экстернализуются, объективируются и социализируются значения, т.е. носители значимого взаимодействия.

Значимое взаимодействие представлено в концепции П. Сорокина как сложное, многоаспектное явление. Главные его аспекты составляют личность, общество и культура («неразрывная триада»). Их выделение необходимо для получения конкретных представлений об основных элементах значимого взаимодействия: о его субъекте как носителе значений, ценностей и норм, об их создателе и пользователе (личность), о связях взаимодействую­щих индивидов с различными социокультурными явлениями и о смысловой компоненте в совокупности с реальными носителями значений, ценностей и норм (культура). Все три аспекта отража­ют разные стороны единого целого — общества. Вне этой взаимо­связанности аспектов не существуют ни личность, ни культура, ни общество. Личность возможна лишь там, где есть общество и культура, так же как существование общества предполагает с необ­ходимостью наличие взаимодействующих индивидов (личностей) и культуры, а живая культура существует лишь там, где имеет место взаимодействие личностей с обществом. Социальную структуру П. Сорокин мыслит как некий универсальный феномен: в ней по­лучают отражение особенности любого общества — от небольших групп до всего человечества. В этой концепции данное в свое время О. Контом определение общества получило существенное уточне­ние и дальнейшее развитие.

Расширению представлений о социуме способствовала также разработка в теории Сорокина понятия социального пространс­тва с присущей ей системой координат, фиксирующих половые, возрастные, конфессиональные и другие признаки. Согласно П. Сорокину, социальное пространство есть особая система отно­шений, в которой каждый человек занимает свое особое место. Наделенное таким значением понятие социального пространства также имеет универсальный характер: оно применимо к объедине­ниям индивидов любого масштаба и какого угодно уровня.

В отличие от геометрического (физического) пространства, обладающего трехмерностью, пространство социальное многомер­но. Содержание этой многомерности в социологии П. Сорокина



История социологии

раскрывается с помощью понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Первая предполагает иерархически оформленную дифференциацию совокупностей людей (населе­ния), фиксирующую наличие в обществе высших и низших слоев (страт), появляющихся в результате неравномерного распреде­ления прав и привилегий, ответственности и обязанности, что в свою очередь вызывается наличием или отсутствием социальных ценностей, власти, влияния среди членов сообщества. Реально су­ществующие формы стратификации, во-первых, разнообразны и многочисленны, подчеркивает П. Сорокин, а во-вторых, он счи­тает, что стратификация есть свойство естественно развивающе­гося общества. Тем самым он признает и естественную природу социального неравенства. Действительное равенство («общество без расслоения») он считал мифом, который лишь провозглашал­ся, но ни разу на протяжении всей истории человечества не был воплощен в реальность.

Из множества форм социальной стратификации П. Сорокин выделил в качестве ведущих экономическую, политическую и про­фессиональную. Все они представляют собой проникающие одно в другое относительно самостоятельные пространства, обладающие каждое своей собственной структурой. Понять характер изменений, которые претерпевает социальное пространство, помогает другое, введенное П. Сорокиным, понятие — социальная мобильность. Термин «социальная мобильность» был введен им в научный оби­ход в 1927 г., когда увидел свет его одноименный фундаментальный труд. К явлениям социальной мобильности он относил все разно­образие перемещений людей в иерархически организованном об­ществе. Введение этого понятия в социологию открывало широкие перспективы в изучении всего многообразия социальных структур. Это позволяло с помощью специально проведенных эмпиричес­ких исследований вычислять индекс мобильности, устанавливать характер зависимости социальной мобильности от разного рода факторов (пола, возраста, национальной принадлежности и пр.), наблюдать переходы социального субъекта из одной социальной страты в другую. Таким образом, исследования общества были под­няты на новый, более высокий уровень, значительно усиливавший практическую полезность социологических исследований, созда­ющий возможности для более точного научного прогнозирования социальных процессов, выявления тенденций совершаемых внут­ри общества перемещений, изменений социальной структуры с учетом конкретных условий. Использование понятия социальной

СОЦИОЛОГИЯ США



мобильности сделало возможной более точную дефиницию типов обществ: открытого и закрытого, традиционного и современно­го, индустриального, постиндустриального, информационного и т.д. И наконец, начавшиеся исследования процессов социальной мобильности заметно ускорили прогресс различного рода вспомо­гательных средств социологического анализа — и особенно совер­шенствование математических методов.

Мобильность в теории П. Сорокина представлена как явле­ние, имеющее два вектора — горизонтальный и вертикальный, что должно давать представление о перемещениях индивидов как в пределах одной страты (переход на другую работу, перемена места жительства, изменение семейного положения), так и о переходах из одной страты в другую. Эти перемещения могут происходить в двух разных (противоположных) направлениях, т.е. быть восходящими или нисходящими. Вертикальный вектор дает возможность судить об уровне демократизации общества. Трудности с перемещением в другую страту по вертикали в обществах закрытого типа могут в известной мере преодолеваться. Но для этого необходимо знать те механизмы, с помощью которых преодоление существующих между стратами перегородок становится возможным. Функцию таких механизмов, считал П. Сорокин, могут выполнять школа, армия, церковь, различного рода объединения (политические или профессиональные организации).

Вместе с анализом особенностей современного ему общества с точки зрения его социальной структуры, законов функциони­рования и происходящих изменений П. Сорокин исследовал и те социальные процессы, которые имели место на протяжении всей истории человечества. Опираясь на реальный ход мировой циви­лизации, на имевшие место в истории события как прогрессив­ного, так и регрессивного характера, исходя из представления о предельно широкой картине социально-культурного развития, он делает заключение, что история человечества представляет собой процесс постоянной смены типов культур. Причем смена эта про­исходит в виде произвольно повторяющихся одних и тех же типов культур. История при этом выглядит неким набором вариаций на известные темы. Каждая культура за время своей жизни проходит последовательно стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, за­тем деградирует, уступая место идущей ей на смену культуре ино­го типа. Процесс этот, имеющий циклическую природу, самым подробным образом был проанализирован в фундаментальном четырехтомном труде П. Сорокина «Социальная и культурная



История социологии

Основные темы научных исследований - student2.ru динамика», увидевшем свет в 1937—1941 гг. П. Сорокин продол­жил линию в изучении циклических процессов в развитии чело­вечества, намеченную в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, каждый из которых разработал свою оригинальную версию циклизма. Для каждого из выделенных П. Сорокиным трех основных типов культур — чувственного, идеационального и идеалистического — характерен свой набор признаков, придаю­щих неповторимый облик той исторической эпохе, в которой они доминируют. При этом были намечены некие обязательные для любой суперсистемы свойства: свой (преобладающий) тип миро­воззрения, специфический менталитет, свои формы верований, нравственные принципы, свои формы художественного творчес­тва (искусство, литература), политической организации и свой тип личности с присущим ей образом поведения. Были подвергнуты изучению темпы и ритмы изменений, что позволило сравнивать разные суперсистемы с точки зрения изменчивости и устойчивос­ти. Наименее устойчивой П. Сорокин считал систему идеалис­тическую, которая существует в течение меньшего времени, чем другие. Механизм перехода от одной системы к другой получил объяснение через процессы интеракции, которые различаются по интенсивности и экстенсивности, организованности и неоргани­зованности. Отдельно рассмотрены интеракции, основанные на принуждении или на добровольных началах.

Главным критерием при отнесении культуры к одному из вы­деленных типов служит реально достигнутая в обществе степень осмысления реальности. Чувственный тип культуры отличается основополагающим принципом, согласно которому все истинные реальности и ценности чувственно воспринимаемы и за их преде­лами нет и не может быть никаких других реальностей и других ценностей. Главный принцип идеационального типа культуры состоит в том, что истинной реальностью и абсолютной ценнос­тью признается сверхчувственный и сверхрациональный Бог и Царство Божие. По отношению к ним чувственная реальность есть всего лишь иллюзия, даже нечто негативное, а теология занимает место царицы наук. Характерным признаком преобладания иде-ациональной культуры служит состояние подъема в обществе, а происходящие в нем изменения имеют прогрессивный характер. Этому способствует и особая организация жизни в соответствии с евангельскими принципами. В идеалистическом (или интеграци­онном) типе культуры содержанием основополагающего принципа служит понимание истинной реальности как Неопределенного

СОЦИОЛОГИЯ США



Многообразия, выступающего в виде сверхрациональных, рацио­нальных и чувственных форм, неотделимых одна от другой. Здесь наблюдается расцвет философии и теологии, которые находятся в отношениях гармоничного сотрудничества. П. Сорокин под­черкивал, что сочетание сверхчувственных и сверхрациональных элементов с чувственными и рациональными, отличается здесь бесконечным разнообразием.

Наступление эры чувственной культуры П. Сорокин рас­сматривает как следствие совершаемого в истории человечества глобального поворота в сторону регрессивных изменений, когда в процессе смены культур происходит небывалый всплеск нега­тивной энергии, сопровождаемый анархическими действиями, кровопролитиями, различного рода бедствиями. В это время вспыхивают многочисленные войны и революции, усиливаются проявления жестокости, вандализма, приносящие людям неимо­верные по своей тяжести страдания. В культуре того общества, к которому принадлежал сам ученый (западной, т.е. евро-амери­канской цивилизации), он видел образец чувственной культуры со всеми проявлениями в ней признаков кризисного состояния. Он отмечал, что преобладание чувственного элемента неизменно связано с погоней за призрачными ценностями, с тяжелейшими распрями, порождением культа силы и множеством вытекающих отсюда великих бедствий. Элементы чувственной культуры не вечны, говорит П. Сорокин, они со временем непременно будут вытеснены духовными ценностями.

Своим анализом культурных суперсистем П. Сорокин ох­ватил все культуры мира в их историческом развитии. Он создал оригинальную теорию циклизма, в которой большое разнооб­разие культурных явлений исследовал с точки зрения повторя­емости, прежде всего усиления и ослабления процессов страти­фикации (политической, профессиональной и др.). Конкретные примеры смены культурных суперсистем он продемонстрировал на примерах европейской истории начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Так, на территории Греции с IX по VI в. до н. э. доминировал идеациональныи тип культуры, на смену которому пришла культура интегральная (или идеалистическая), просущес­твовавшая до конца IV в. до н. э. К этому времени появляется греко-римская культура, в которой вплоть до III в. н. э. преобла­дали элементы чувственной суперсистемы. В III в. в результате дезинтеграции греко-римской культуры образовалась эклектичес­кая смесь из разных культурных типов, и ею определялось лицо

История социологии

эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в результате чего идеациональная культура уступает место ново­му, чувственному типу. В XIII в. «встреча» этих двух культурных потоков привела к зарождению европейской интегральной куль­туры, которая сохранялась на протяжении XIII и XIV вв. В XV в. в Европу приходит чувственный тип культуры. Его господство, продолжавшееся в течение более трех столетий — до XIX в., со­провождалось ростом экономики, интенсивным развитием по­литической жизни, созданием прекрасных образцов чувственных форм искусства (музыки, живописи, скульптуры, словесных видов художественного творчества). К концу XIX в. чувственная куль­тура впадает в состояние усталости и снова начинается процесс ее дезинтеграции. Состояние культуры XX столетия П. Сорокин характеризует как переходное, за которым должна последовать смена этого типа интеграционной суперсистемой. Все известные в истории человечества крупные цивилизации (египетская, вави­лонская, греко-римская, индуистская, китайская и др.), считает П. Сорокин, пережили последовательную смену выделенных им трех типов культур.

Содержание научных трудов П. Сорокина на позднем этапе американского периода его творческой деятельности (время, на­ступившее после окончания Второй мировой войны) составляют темы, изучение которых было начато ранее, или новые, подсказы­ваемые событиями текущей жизни. Он обращается к актуальной в то время для американского общества теме сексуальной рево­люции и ряду других. В центре его исследовательских интересов оказывается тема созидательного альтруизма. Силами специально созданного им научного центра он собирался разрабатывать спе­циальную теорию альтруизма, которая могла бы выполнять роль необходимой научной основы для реальных действий по реконс­трукции человечества, по преодолению бездуховности цивилиза­ции во имя вечных ценностей человеческой культуры.

Одним из предметов постоянного внимания и творческого поиска П. Сорокина всегда была история социологии. Первый опыт историко-научных исследований относится к российс­кому периоду, когда он обратился к анализу научного наследия П.Л. Лаврова1, опубликовал статью, посвященную личности своего

1 Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. Пг., 1922.

СОЦИОЛОГИЯ США 585

учителя М.М. Ковалевского1, разбор основных положений теории религии Э. Дюркгейма2, обзор важнейших исследований по тео­рии прогресса3 и др. В этих и других работах П. Сорокин знакомил читателей с развитием и современным состоянием социологии и психологии на Западе и в России. Широкая эрудиция позволяла ему устанавливать преемственные связи между социологическим знанием разных эпох и разных стран. Так, в небольшой обзорной статье об успехах психологии в США за 1914—1918 гг. он опубли­ковал весьма ценное для историков науки свидетельство амери­канского ученого о русских корнях чисто американской теории бихевиоризма, основу которой составили психофизиологические исследования школы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева4. В начале американского периода (1927) появилась статья П. Сорокина о развитии социологии в России5. За этим последовал ряд изданий, в которых достижения мировой социологии и философской мысли представлялись во все более полном виде с точки зрения хроно­логических границ, тематического охвата опубликованных работ и критических оценок. В конце 20-х гг. вышел в свет обширный труд П. Сорокина, посвященный современным социологическим теориям6. К началу 30-х гг. им было подготовлено новое большое исследование, содержащее анализ социологических теорий XIX и XX столетий. Ряд работ историко-научного содержания вклю­чал материал по отдельным разделам социологии (например, об­зор теорий по социологии искусства). Историко-научные статьи публиковались в журналах и сборниках. И наконец, итог научных изысканий в области развития социальной мысли был подведен П. Сорокиным в книге «Главные тенденции нашего времени» (1964), русский перевод которой был опубликован в России в 1993 г.7

П. Сорокин многое сделал в области критики крайностей эм­пиризма в социологии. К этому его побуждало чрезмерное увле-

1 Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // Социологические
исследования. 1989. № 3.

2 Э. Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1914.

3 Обзор теорий и основных проблем прогресса // Там же. Сб. 3. Что такое
прогресс? СПб., 1914.

4 Состояние психологии в Америке за последние годы (с 1914 по 1918 г.) //
Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 4/5.

5 Russian Sociology in the Twentieth Century // American Journal of Sociology.
\bl. 31. 1927.

6 Contemporary Sociological Theories. N.Y., 1928.

7 The Basic Trends of Our Time. N.Y., 1964.

586 История социологии

чение многих социологов микросоциологическими исследовани­ями, количественным анализом социальных явлений. Необходимо было отстаивать позиции теоретической социологии, не уповая на одни лишь конкретные социологические исследования, ибо они не дают информации об обществе в целом. В то же время его компетентная критика распространялась и на концепции крупных теоретиков. Авторитет П. Сорокина был столь высок, что он один из немногих отваживался критиковать теорию социального дейс­твия Т. Парсонса, с рядом принципиальных положений которой он не был согласен. Так, он не разделял трактовки Т. Парсонсом ключевых понятий его теории, не был согласен с объяснением им форм существования личности и отношений между людьми в груп­пах, возражал против отождествления Т. Парсонсом сознательных действий с действиями волюнтаристическими.

В Америке П. Сорокин продолжал общаться, а подчас и плодотворно сотрудничать с философами, историками и соци­ологами из России. Судьба свела его здесь с И.И. Лапшиным, Н.С Тимашевым, М.И. Ростовцевым, Г.Д. Гурвичем. Живя в Америке, он не переставал живо интересоваться тем, что проис­ходит на его родине, в России, в том числе в области социологии. Он был в курсе всех событий, регулярно знакомился с содержа­нием советских научных журналов, особенно журнала «Вопросы философии», и собирался написать солидную статью с изложени­ем своих взглядов на состояние социологической науки в СССР. Он надеялся на издание своих трудов на русском языке. Однако разрыв, который длительное время существовал между западной и советской наукой, препятствовал нормальным контактам меж­ду учеными. Это усугублялось разницей понятийных средств, тер­минологии. Необходимо было искать пути к смягчению позиций, преодолению заблуждений, проявляя терпимость, — одним сло­вом, налаживать нормальный диалог между учеными. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны с обеих сторон, но, к со­жалению, наладить постоянные контакты со своими соотечествен­никами П. Сорокин уже не успел.

Наши рекомендации