Социальные конфликты: их природа, типы и способы преодоления

Социальный конфликт – это столкновение людей или социальных групп, являющихся носителями противоположных интересов, взглядов и ценностей.

Природа(причины) конфликтов: само социальное развитие, неравное положение людей, расхождение, несовместимость претензий, несовпадение ценностей, неумение вовремя снимать противоречия.

Структурные элементы конфликта:

1. участники конфликта;

2. источник или причина возникновения конфликта;

3. взаимодействие (всевозможные формы конфликтного поведения);

4. условия, в которых протекает конфликтный процесс;

5. последствия разрешения конфликта.

Типысоциальных конфликтов: конфликты политического, экономического, этнического, идеологического, религиозного характера. Конфликты происходят на всех уровнях: от микро- до мегаконфликтов и имеют огромное многообразие форм.

Функции конфликтов бывают позитивными и негативными.

Позитивные функции конфликтов: выявление назревших проблем; стимулирование активности; усиление сплоченности; разрядка психической напряженности; ускорение общественных перемен.

Негативные функции конфликтов: ухудшение социального климата; уменьшение сотрудничества; конфронтация; конфликты могут приводить к растерянности, агрессивности, могут уводить в тупик.

Решениеконфликтов: 1) чтобы решить конфликт, необходимо выбрать подход: разрешить конфликт, отказаться от его решения, доисследовать ситуацию, усложнить ситуацию; 2) затем необходимо использовать метод циклов: анализ и оценка обстановки, разработка альтернатив, принятие решения, выполнение решения, оценка результатов; 3) использование одной из форм решения конфликта: переговоры, насилие, возмездие.

Основными способами решения конфликта можно назвать контроль эмоциональной сферы, использование разума и интуиции.

Приемы решения конфликта: «выиграть / выиграть» (то есть учесть нужды каждого); творчество (превратить проблему в возможность открыть что-то новое); оптимальное самоутверждение (нападать на проблему, а не на личность); нейтрализация борьбы за власть; посредничество и др.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две боль­шие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов являет­ся: 1) социальное неравенство - т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов. 2) культур­ная неоднородность - т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно при­водят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди - либо отдель­ные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к кон­фликту, необходима личностная вовлеченность, осознание не­справедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв­ляется неудовлетворенная потребность. Существует много разно­образных и весьма подробных типологий человеческих потребно­стей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо­гут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материаль­ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, призна­нии, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само­реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю­дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ­ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, чело­век испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрица­тельные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенно­сти, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека. Ка­ким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:

1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;

2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;

3) путем агрессии добиться желаемо­го.

Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребнос­ти. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действи­ем. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. ви­новником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки, Однако возможно сознательное манипу­лирование сознанием возбужденных людей, (натравливание)

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не при­водят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, при­вычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осозна­ние несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точ­ки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях кон­фликт возникает не всегда. Неопределенность последствий буду­щего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного,

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро­странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда­ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик­ты, но и ужесточает их характер.

Рациональные конфликты охватывают сферу разум­ного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назна­чении того или иного лица на руководящую должность, выработ­ка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные кон­фликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсу­дить ситуацию и прийти к общему решению.

Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью.

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регули­рованию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей (межнациональ­ный) Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопро­вождаются жестокостью.

типологию конфликтов на выделении субъектов конфликта:

üМежиндивидуальные конфликты.

üМежгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно

üвыделить:

üгруппы интересов,

üгруппы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

üКонфликты между ассоциациями (партиями).

üВнутри и межинституциональные конфликты.

üКонфликты между секторами общественного разделения труда.

üКонфликты между государственными образованиями.

üКонфликт между культурами или типами культур

ü по «объекту» конф­ликтного взаимодействия:

1.Экономические конфликты (экономические интересы).

2.Политические конфликты (власть, влияние).

3.Ценностные конфликты (убеждения, идеи).

4.Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порож­даться целым комплексом причин. Комплексным характером об­ладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкнове­ние между представителями разных национальностей порождают­ся борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

üЛичностный конфликт - включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального со­знания.

üМежличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

üМежгрупповой конфликт - это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

üКонфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид вхо­дит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

üКонфликт с внешней средой - индивиды, составляющие груп­пу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны адми­нистративных и экономических норм и предписаний. Они всту­пают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и та­ким образом:

üКонфронтация - пассивное противостояние групп с противо­борствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает фор­му открытого столкновения, но предполагает наличие неустрани­мых разногласий и оказание давления.

üСоперничество - борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной груп­пы, социальной организации. Цель соперничества - приобрете­ние лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

üКонкуренция - особый тип конфликта, его цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Кроме того, есть конфликты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр. если обе сторо­ны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никог­да не завершаются и не могут завершаться разрушением всей струк­туры отношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии - это прежде всего мо­дель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта заключаются в следующем; во-первых, конфликты способствуют раз­решению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, кон­фликты дают возможность подавляемым группам занять более достойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих групп, так как конфликтное взаимодействие - это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Кон­фликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевид­ны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

Наши рекомендации